Остров несвободы – испанское завоевание Кубы - «История»
Диего Веласкес де Куэльяр
То, что Куба – остров, прогрессивному человечеству доказал испанский мореплаватель Себастьян Окампо. В 1508 году он обогнул Кубу со всех сторон, на что понадобилось аж 8 месяцев. Окампо был галисийцем из портового города Нойя, а значит человеком практической сметки. Обойдя остров вдоль берегов, он сразу приметил его преимущества с точки зрения крепкого хозяйственника – удобные гавани в современном Гаванском заливе и Сьенфуэгос, большое количество рыбы у берегов, плодородные земли и россыпи золота. Обо всех этих благах земных Окампо поведал народу по возвращении на Эспаньолу, остров, где испанцы уже хорошо укрепились.
Испанская корона не слишком-то и хотела завоевывать Кубу (читателю на заметку – остров тогда чаще называли «Хуана» или «Фердинанда»). Вопрос о вооруженной экспедиции даже не поднимался на Совете королевства. А решался он исполнителями на местах. Среди группы инициативников мы находим следующие фамилии: Эрнана Кортеса, средней руки плантатора, который до этого служил в «Индиях» нотариусом и секретарем, королевского казначея Пасамонте из Санто-Доминго, священника Бартоломе де лас Касаса, вместе с которым в поход вызвались несколько францисканцев, отчаянного конкистадора Панфило де Нарваэса, который явился с Ямайки вместе с тремя десятками бравых аркебузиров. Руководить экспедицией же назначили Диего Веласкеса де Куэльяра. На личности этого человека стоит остановиться подробней.
Приставка к его фамилии – де Куэльяр, говорит нам о том, что человек этот происходит из одноименного города. Куэльяр – городок небольшой, но с глубокими традициями. Он лежит на полпути между Сеговией и Вальядолидом и издревле славится своими кузнецами, которые куют знаменитые «куэльярские мечи». В XV–XVI вв. Куэльяр переживал серьезный подъем под началом герцога Альбукерке, который выстроил здесь большой замок и церковь Святого Франциска.
Диего Веласкес родился в 1464 году и принадлежал к достаточно знатной фамилии. Среди его предков был один из основателей военного ордена Калатрава. Многие его родственники сделали себе карьеру при дворе и в структурах инквизиции. Однако же Диего долго не мог найти себя. Он сражался на Гранадской войне, но не приобрел в сражениях ни славы, ни богатства. Война оставила его больным и почти нищим. Терять Веласкесу было уже нечего, и в 1493 году он на кораблях Колумба отбывает за океан.
Изображение Кортеса на иллюстрации немецкого художника Вайдитца. 1529 год.
На Эспаньоле Диего Веласкес сумел неплохо подняться на добыче золота и быстро поправил свое положение. Проблемы со здоровьем ушли, а большие деньги открывали любые двери. Веласкес сумел выбить себе должность заместителя губернатора острова и перевез на Эспаньолу свою семью. Но амбиции Куэльяра уже не ограничивались вторыми ролями. Узнав о плавании Окампо, он загорелся идеей покорения Кубы и даже профинансировал поход из своих денег. За вычетом уже известных нам персонажей к экспедиции присоединилось около 300 конкистадоров на трех кораблях.
Огнем, крестом и мечом
В 1511 году завоеватели высадились на небольшом полуострове в северо-восточной части Кубы. Здесь Веласкес приказал основать новый город – Асунсьон-де-Баракоа. Окрестности городка были зачищены от индейцев, а их вождь – касик Хатуэй, захвачен живым. Впрочем, это ему ничего хорошего не принесло.
Хатуэй уже воевал против испанцев на Эспаньоле и считался отпетым мятежником и злобным изменником. В то суровое время с такими господами испанцы имели короткий расчет. Вождя было решено казнить, но проявить гуманность. Касику предложили принять христианство в обмен на достойную смерть и погребение по христианскому обряду. Ответ вождя был краток – если принятие христианства означает вечную жизнь в ином мире в компании испанцев, то он от такого предложения вежливо отказывается. Делать было нечего – Хатуэя сожгли на костре.
Сожжение Хатуэя на костре. Французская иллюстрация конца XVI века
После недолгого военного совета Веласкес отправил на разведку местности аркебузиров Нарваэса и десяток всадников. Быстро продвигаясь на юго-запад острова, передовой отряд вновь обнаружил большое индейское поселение. Нарваэс вступил в переговоры с туземцами – рассказал, что приплыл просто «страну посмотреть» и воевать не желает, но индейцам лучше бы теперь считать себя испанскими подданными и переходить в истинную веру. Эта странная и противоречивая проповедь успеха не имела, индейцы мало что поняли и напали на конкистадоров из засады. Туземцы были разгромлены, а уцелевшие разбежались по местности. Позднее Нарваэс захватил еще два поселения.
Испанцы перегруппировались и с новыми силами возобновили натиск на запад. На их сторону переметнулось около тысячи аборигенов, которые шумной компанией влились в это пестрое войско и всячески помогали конкистадорам. Вместе с индейскими союзниками испанцы, не встречая сопротивления, добрались до центральной части острова и расположились у современного Камагуэя.
Ужасы завоевания Кубы испанцами...
Здесь произошел очередной инцидент. Конкистадоры встали на привал в большой индейской деревне, в которой проживало около 3 000 туземцев. Поначалу все шло хорошо, индейцы угощали гостей печеной маниокой и жареной курицей. Но тут один из испанцев попросил пропустить его в наглухо закрытый большой дом, чему аборигены категорически противились. Завязался спор. Один из конкистадоров, который, по всей видимости, очень не любил продолжительных дискуссий, выхватил меч и начал рубить индейцев. Ему на помощь тут же подоспели товарищи и буквально прорубили себе проход в табуированное здание. Что там было внутри – до сих пор неизвестно, но, по словам очевидцев, крови было столько, что она сочилась из стен хижины. История сохранила и диалог между Нарваэсом и священником Лас Касасом. Нарваэс спросил у Лас Касаса: «Что ты думаешь о наших испанцах? О том, что они здесь натворили?» Лас Касас ответил лишь: «Я всех вас посылаю к дьяволу».
После этого кошмарного погрома, организованного сопротивления испанцы больше не встречали. Многие индейцы в ужасе бежали с Кубы на материк или на соседние острова. Правда, часть из них потом вернулась, но выступать против конкистадоров не решался никто.
При дворе тропического короля
Теперь испанцы могли свободно селиться на Кубе как им угодно. Они искали золото и возделывали тропические культуры – маниоку, сладкий картофель, корнеплод маланги и рис. Поселенцы активно разводили скот, который плодился на полях Кубы с небывалым усердием – поголовье свиней выросло до тридцати тысяч особей всего за три года. Прекрасно здесь себя чувствовали и лошади.
Но оставался вопрос с индейцами. Туземцы – не лошади, и поступать с ними следовало по закону. Колонисты требовали у Диего Веласкеса, назначенного губернатором Кубы, ввести на острове систему энкомьенды, уже имевшую место в других заморских владениях Короны. Энкомьенда означала раздачу конкистадорам индейцев и земель в личное пользование.
Особенно активными сторонниками этой реформы были местный мелкий чиновник Франсиско де Моралес и Эрнан Кортес, секретарь губернатора. Но Веласкес был непреклонен – закрепощать индейцев он не желает и не позволит. Моралеса губернатор посадил за решетку, а Кортеса и вовсе хотел повесить как грязного бунтовщика, но смягчился и ограничился разжалованием. Униженный и оскорбленный Кортес удалился на восток острова и там вместе со своим компаньоном трудился на золотых промыслах.
Реконструкция индейской деревни на Кубе
Но все же губернатору пришлось уступить требованиям энкомендеро. Уж неизвестно, кому они нажаловались, но Веласкесу пришло письмо от самого короля, в котором индейцев предписывалось разделить. Король повелел обращать туземцев в христианство, назначить ревизоров, чтобы защищать индейцев от злоупотреблений, и приучать к труду на благо новых хозяев.
Однако при этом индейцы должны были работать на испанцев не больше одного месяца в году, а конкистадоры обязаны были обеспечить работников едой и одеждой. Если индеец приходил на работу из далекой деревни, его полагалось обеспечить и запасами продуктов в дорогу. Чтобы избежать этой проблемы, аборигенов также предписывалось переселять ближе к городам.
За время своего губернаторства в 1511–1524 году Диего Веласкес основал на Кубе целый ряд городов – Сан-Сальвадор де-Баямо, Тринидад, Санкти-Спиритус и Пуэрто-Принсипе, Асунсьон-де-Баракка, Гавану и Сантьяго-де-Куба. Свою резиденцию он переместил в Сантьяго.
Двор «тропического короля» в Сантьяго заслуживает, быть может, пера такого мастера, как Сервантес. Это было причудливое сборище. Во дворце Веласкеса собрались многие его земляки и родственники, которые проводили время за приятными беседами, пирушками и курением табака – еще одного подарка европейцам от аборигенной цивилизации. На приемах подавались блюда из мяса игуан, черепах и попугаев, диковинные тропические фрукты и напитки.
Собравшиеся выслушивали бесконечные истории губернаторского счетовода Амадора де Лареса, который 22 года прожил в Италии и служил у самого Эль Гран Капитана – Фернандеса де Кордова. При дворе Веласкеса постоянно крутились генуэзские контрабандисты и пара евреев-конверсо, сбежавших от инквизиции. Придворный шут Франкесильо развлекал высокую публику смелыми шутками и представлениями. Из Испании начали прибывать дамы – игрались свадьбы. Первая в Новом Свете христианская свадьба была у Диего Веласкеса с Марией де Куэльяр. Вскоре губернатор простил и опального Кортеса. Экс-секретарь стал постоянным гостем приемов во дворце Веласкеса.
Жизнь на Кубе налаживалась, но не для всех. Испанцы богатели на дармовом золоте, распахивали землю под плантации, растили табак. А вот работавшие на них индейцы – вымирали. Никакие меры по защите и поощрению труда туземного населения не давали результата (еще и большой вопрос, как они соблюдались).
На Кубу начали завозить индейцев с Багамских островов и из Дарьена (современная Панама), а также чернокожих рабов. Последние работали лучше и куда меньше помирали. Но испанской колониальной империи, еще только набиравшей ход, всё было мало. В губернаторский дворец прибывали гонцы с сообщениями о богатых землях на западе, откуда приплывали большие каноэ, где якобы лежали золотые россыпи, где можно было найти морской пролив, ведущий в Чипангу и к владениям китайского императора. Новые, еще более жестокие и масштабные завоевания были впереди.
Источники и литература:
1. Бартоломе де Лас Касас. История Индий. – СПб: Наука, 2007.
2. Хью Томас. Реки золота. Подъём испанской империи – М.: АСТ, 2016.
3. Александренков Э. Г. Индейцы Антильских островов до европейского завоевания. – М.: «Наука», 1976.
4. Дюверже К. Кортес – М.: Молодая гвардия, 2005.
- Автор:
- Александр Любомирский