Почему ОСК не хочет строить корабли? - «Мнения»
Казалось бы – глупейшая глупость. Объединенная судостроительная корпорация должна строить корабли, ибо в этом ее назначение. Однако, все происходящее последние несколько лет заставляет в этом очень сильно усомниться.
Причем, можно даже далеко вглубь времен не копать. Достаточно просто хорошо проанализировать то, что было в этом году. И то, чего не было, хотя должно было быть.
Итак, две вещи, которыми должна заниматься ОСК: строить корабли и ремонтировать корабли. Все остальное – это вредятина и от лукавого.
О том, как ОСК строит корабли, можно говорить бесконечно, так что, пожалуй, мы начнем с ремонта.
Лучший пример – это флагман нашего флота, почти тяжелый и частично авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Всем, кто возмутиться такой трактовкой (а я уверен, что волна возмущения будет), предлагается ответить на пару вопросов. Первый – относительно того, насколько работоспособно ударное вооружение крейсера. И второй: возможно, я что-то упустил и самолеты уже могут подниматься с полной боевой нагрузкой и полным запасом горючего?
«Адмирал Кузнецов». Был поставлен в ремонт в 2018 году, глава ОСК Алексей Рахманов утверждал, что в соответствии с контрактом крейсер будет передан флоту в конце 2022 года или даже в 2021 году.
Однако выяснилось, что такого не случится.
У нас по контракту все доковые работы должны завершиться к началу 2023 года, с этим все в порядке. Проблема в другом. Когда подписывался контракт на ремонт и модернизацию крейсера и определялся необходимый объем работ, то предполагалось, что выгрузке и ремонту подлежит только один газотурбинный агрегат из четырех. На сегодняшний день ситуация изменилась – оказалось, что ремонт необходим всем четырем агрегатам, а это еще суммарно 10–11 месяцев работ. Но и в этом случае, если не вскроются другие дефекты, в 2023 году мы корабль передадим флоту, как и планировалось.
Немножечко так сдвинули вправо, не так ли? Интересно, а как обследовали корабль, кто изучал объемы ремонта, вообще, как получилось, что вместо одной группы вдруг надо ремонтировать все четыре?
Похоже, что аппетит приходит во время еды.
Как будут ремонтировать – это отдельная песня. После того, как силами работников ОСК в октябре 2018 года корабль сперва чудом не утопили, обойдясь только плавучим доком, но чтобы никто не расслаблялся, на крейсер уронили подъемный кран.
А в 2019 году была предпринята вполне успешная попытка сжечь корабль. У нас вообще год от года становится традицией устроить пожар на каком-то боевом корабле. На «Кузнецове» все было серьезно, горело так, что погибло два человека и десять были серьезно травмированы.
В общем, серьезный такой подход. Чувствуется профессионализм и уверенность ОСК с самого низа и до самого верха.
В этом году «Кузнецов» должен был-таки попасть в док. На второе докование. Но опять не случилось. На 35-м судоремонтном заводе было принято решение о сносе перемычки между двумя параллельным доками. Неплохой вариант, который позволил бы хоть как-то ремонтировать крупнотоннажные корабли ВМФ.
Фото: twitter.com/olik_turk
Однако пока не выходит. ОСК умудрилась найти такого поставщика, который взяв 2,6 миллиарда рублей, за два года работы не произвел. Говорят, обычно спокойный министр обороны был просто в бешенстве, когда ему доложили, что за два года док не подготовили к ремонту «Кузнецова».
Видимо, подрядчик оказался таким же добросовестным, как и те, кто составлял дефектные ведомости, на основании которых составляют ведомости ремонтные. Но получилось, как получилось – вместо одной котлотурбинной установки надо ремонтировать все четыре.
В общем – хорошие специалисты работают в ОСК. Можно быть совершенно спокойным за качество и количество ремонта. И за док, для работ по которому исполнителей тоже подбирают сотрудники ОСК.
Кстати, можем поговорить о ТАРК «Адмирал Нахимов», который так нужен на Тихом океане. Я уже говорил, что ударные возможности этого корабля смогут немного исправить складывающееся не в нашу пользу положение на Дальнем Востоке и умерить пыл некоторых отдельно взятых государств.
С «Нахимовым» та же ситуация. Стоимость ремонта возросла, и возросла многократно, благодаря коряво сделанной дефектовке. А за дефектовкой пошло и увеличение сроков. Корабль поставили на ремонт в 1999 году. А реально работы начались только в 2013-м. Срок сдачи корабля был озвучен как 2018-й, но сегодня это смешно. Речь идет о 2023-2024 годах, да и то, в том случае, если не будет задержек. А они постоянно имеют место быть, да еще и не по вине ОСК. Вину в ОСК возлагают на поставщиков. Которых опять же, подбирает ОСК.
Фото: arms-expo.ru
В целом же, ни новые корабли построить, ни старые отремонтировать. Увы, но сегодня проблемы ОСК видны невооруженным глазом. Нет производственных мощностей, нет мест, нет квалифицированных рабочих рук.
Зато есть просто неутолимое желание зарабатывать.
И тут начинаются наши авианосные прожекты. Да, я отношусь к той части аудитории, которая уверена в том, что не видать России своего авианосца, как… Ну просто – не видать. Мы, простите, корвет водоизмещением 1 800 тонн восемь лет мурыжили перед тем, как спалить. А тут – за восемь лет авианосец.
И не моя влажная фантазия, так господин Рахманов сказал. Восемь лет. Переплюнем, понимаешь, американцев, они за десять строят.
Положим, «Форд» заложили в 2009-м, спустили на воду в 2013-м, а флоту передали в 2017-м. Есть, правда, маленькая хитрость: металл для авианосца начали резать и кроить аж в 2005 году. Но даже сегодня, в 2021 году идут войны с недоделками и «Форд» все еще небоеспособен на 100%.
Вы верите в то, что российский авианосец будет построен за восемь лет? Фрегат строится восемь лет, крейсер модернизируется десять лет, а с нулевого уровня – за восемь?
В общем, любит господин Рахманов фантастику и красивые слова на камеру. Но вот что-то веры им нет совершенно.
В информпространстве идут битвы на авианосную тему, причем, ее постоянно подогревают те, кому выгодно погреть на этой теме ручонки. Людям умным понятно, что проектировать авианосцы в России некому. То есть, по образцу и подобию советских УЖЕ некому, а новые российские проекты рожать – ЕЩЕ некому. Строить негде, это мы разобрали не раз, ремонтировать негде, базировать негде, концепции применения нет. И надобности нет, но главное – нет денег.
Но почему тема не утихает? И ведь поддерживают ее не только глупые «ура-патриоты», которые всерьез верят, что крыло «Кузнецова», как писал один наш автор, «способно серьезно озадачить авиагруппировку американского авианосца», но и люди, которые сидят на вполне уютных креслах.
Так зачем нам через 18-20 лет это чудо-юдо, авианосец, если у США их все равно в 10 раз больше, а противокорабельные гиперзвуковые ракеты уже сейчас превращают эти корабли в потенциальные мишени?
А ремонт «Кузнецова» будет идти больше пяти лет, а ремонт «Нахимова» явно больше десяти…
На авианосце можно неплохо заработать, не строя его. Совсем. И господин Рахманов это прекрасно понимает. Его заместитель, Владимир Королев, очень хорошо в свое время сказал: «Авианосец – прежде всего инструмент политики государства в невоенное время». То есть, миллиарды, сотни миллиардов рублей из бюджета должны будут быть потрачены на то, чтобы у России появилась посудина, способная пугать пигмеев на далеких берегах.
А не проще на эти деньги все-таки построить завод, на котором будут собирать те же «Арматы»? Который брошен недостроенным наполовину?
Кстати, насчет США и их вечной гонки по постройке авианосцев. Здесь вообще дело не в том, что они МОГУТ себе позволить строить этот класс кораблей, а в том, что они НЕ МОГУТ не строить авианосцы.
Так уж вышло, что за то время, что в США строят большие корабли, то есть, с 1922 года (да, год того самого Вашингтонского соглашения), почти 100 лет уже, в стране построили 77 только настоящих авианосцев. Если же к ним приплюсовать переделки в эскортные, ударно-вертолетоносные корабли, то цифра, боюсь, будет в районе двух сотен.
Есть статистика, что в постройке авианосца задействовано более 2000 предприятий по всей стране. Десятки тысяч квалифицированных (и не очень) инженеров и рабочих. Если флот США не будет получать авианосцы, то все эти люди окажутся где? Правильно, «не впишутся в рынок». А так как США – это не Россия, то авианосцы строили, строят и будут строить.
А у нас? А у нас похоже, только у нас разрабатывали, разрабатывают и будут разрабатывать. Строить все равно негде и некому, но заработать на разработке можно запросто. Это же тоже стоит денег! Создал проект, слепил макетик, выставил его на все более пустующем форуме «Армия-20…» - и вот тебе финансирование проекта дальше!
Никто же не говорит о том, что все эти «Штормы», «Ламантины», «Вараны» и «Лидеры» обязательно будут построены. Конечно, нет, не будут. Но никто не запрещает проектировать и разрабатывать новые корабли, не так ли?
Есть ли возможность их построить – это третий вопрос. Для начала надо тщательно отработать проект, утвердить его, предъявить, а когда выяснится, что бабдабум водоизмещением в 110 000 тонн строить негде, то проект спокойно кладется на полочку в архиве «до лучших времен», когда вернем Николаев, например, и… идется работать над новым проектом.
И так можно до бесконечности. Чертить эскизы, рисовать компьютерные модельки, строить макетики, обсуждать на выставках, сравнивать (обязательно!) с аналогами и умиляться, что такого нет ни у кого.
Ах, да, и ролики. Мульти-пульти, на которых с наших атомных авианосцев взлетают наши самолеты вертикального взлета и посадки – это непременно. И характеристики самолетов, перед которыми меркнут эти F-35.
Неплохое в общем освоение бюджета.
Главное – не надо ничего строить. Потому что, как становится понятным, год от года строить у нас некому все больше и больше. А чем дальше, тем желающих строить корабли будет все меньше. У нас этому теперь не учат, у нас теперь заработок в Интернете намного интереснее. Тик-токером, например.
И такими темпами строить действительно будет и некому, и негде. Лучший пример тому – это совместный проект ОСК и администрации Краснодарского края. В поселке Лазаревское есть неработающий судостроительный завод. Площадь 6,7 гектара, на которой размещены неиспользуемые объекты недвижимости общим числом 43. Завод не используется.
И как, думаете, есть варианты по возрождению? Отнюдь. Никто ничего возрождать не станет. Корабли для ЧФ и Каспийской флотилии будут делать в Нижнем Новгороде или Санкт-Петербурге, но никак не в Лазаревском. Хотя можно было бы. Но завод лучше снести, а на его месте построить отели и парковую зону.
Такого рода программы сейчас очень востребованы – страна развивает внутренний туризм, это очень перспективное направление. Надо учитывать и тот факт, что в корпорации десятки тысяч человек работают на Севере и им надо где-то укреплять свое здоровье.
Это слова Рахманова. Впрочем, хозяин – барин. Но что-то мне подсказывает, что более чем сомнительно появление сварщика из Северодвинска под Сочи, в комплексе такого уровня. Впрочем, гостиничный комплекс вместо завода, в отличие от авианосца, случится при моей жизни, так что еще увидим.
И однозначно еще увидим «возвращение» резидента к проектам, на которых можно заработать, ничего не построив. Недаром Рахманов не так давно, в Москве, отвечая на вопросы прессы, уделил этим моментам много слов.
Подводя итоги года, главный судостроитель посетовал на ковид, который помешал работать более плодотворно. Это просто прекрасно, когда есть на кого все свалить.
Я боюсь, что в 2021 году мы покажем чистый убыток, связанный в том числе с пандемийными вопросами. Кроме того, есть ряд программ, которые перенесены по решению заказчиков вправо на год или на два. Все это не позволяет нам в этом году показать положительную рентабельность
- А. Рахманов.
Ну, что перенесено «вправо», а если не выпендриваться, сроки сдачи каких проектов оказались сорваны, мы уже знаем. «Адмирал Кузнецов», «Адмирал Нахимов», корвет проекта 20386 «Дерзкий»…
Оказывается, ковид виноват. Ладно. «Проворного» тоже ковид поджег, очевидно.
Хорошо, но что это за новость: «перенос вправо»/срыв работ «по решению заказчика»? Право, мне очень плохо соображается. Получается флот, который заказал ремонт кораблей, берет и говорит – «Да ладно, не нужны нам пока эти крейсера, мы решили, что еще пару лет можно поковыряться в них».
Бред? Согласен. Не верю, что на флоте возможна такая инициатива. У нас что армия, что флот – все нужно было позавчера. И эти корабли давно должны были встать в строй. Не состыковка выходит, не так ли?
Другой вопрос – это была инициатива ОСК.
Корпорация не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства. ОСК не может строить корабли и ремонтировать другие корабли в необходимом темпе. Но деньги корпорации нужны. Потому единственный выход – это продолжать выбивать переносы сроков и дополнительные ассигнования на… На исправление собственных просчетов.
Согласитесь, не ковид и не шпионы виноваты в том, что «специалисты» корпорации не смогли нормально отдефектовать «Кузнецова», не так ли?
А деньги нужны. Вот потому снова выплывают все эти утопические «Лидеры» и «Ламантины».
Еще в 2009 году Рахманов придумал новый насос для денег – эсминец типа «Лидер», с атомной силовой установкой, способный заменить все крупные корабли, доставшиеся от СССР: крейсера проекта 1144, ракетные крейсера проекта 1164, БПК проекта 1155, эсминцы проекта 956.
А потом, сам лично видел на «АРМИИ-2015» (тогда еще в эти сказки верилось) другой проект, неатомного эсминца проекта 23560 «Шквал».
Полное водоизмещение – 15-18 тыс. т, длина - около 200 м, ширина - 23 м и осадка - 6,6 м. Скорость до 32 узлов, экипаж 300 человек, автономность – 90 суток.
Вооружение из 130-мм установки А-192М, 64 вертикальных ПУ для ударных ракет типа «Калибр», 128 ПУ зенитных ракет, торпеды, 2 вертолета.
Стоимость одного корабля – около 160 миллиардов рублей.
«Лидер», который больше в размерах, но примерно с тем же вооружением – около 350 миллиардов.
Почему атомная установка, понятно. Дизелей для крупных кораблей нет и пока не предвидится. Они будут, но все-таки не очень скоро. Это не так просто, как хотелось бы.
Где, как и какими темпами строились бы эти корабли – скрыто тайной. Да, ядерную установку создать можно, это мы умеем. И корпус тоже сваяли бы где-нибудь. Вопрос – сколько это заняло бы времени?
Немного статистики: головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков» водоизмещением 4500 тонн строили 12 лет. Второй корабль проекта – 11 лет. Третий корабль серии строят 9 лет и пока не видно прорыва по срокам.
Придираюсь? Хорошо. Когда в конце 2001 года закладывали «Стерегущий», первый корвет проекта 20380, водоизмещением 1800 тонн, к 2015 году Минобороны обещало построить 15 кораблей, а всего – 30. Через 20 лет мы имеем 9 (девять) корветов.
Да, у нас умеют красиво обещать. «К 2030 году у нас будет…» и так далее. Кто там проверит, через 10 лет, не так ли?
Хорошо. Если у нас так оперативно ОСК умеет строить, то давайте прикинем, сколько будет строиться эсминец, водоизмещением 18 000 тонн, если фрегат в 4 500 тонн строится 10 лет, а корвет в 1 800 тонн – 2 года?
Вот как ни крути, а 20-30 лет, не меньше.
И за такие деньги, на которые можно было бы все океаны наводнить подводными лодками.
Да, аппетиты у господина Рахманова – можно только сочувствовать Минобороны, которое и не спешит заказывать эти насосы.
Действительно, ну какие это эсминцы? Это насосы по выкачиванию денег из бюджета. Но Рахманову деваться некуда, корпорации нужны деньги. Потому он и вытаскивает проекты того же «Лидера».
Просто на чем-то реальном ОСК заработать не в состоянии. Ни построить быстро, качественно и за вменяемые деньги, ни отремонтировать быстро и качественно старые корабли.
Остается только торговать ненаучно-фантастическими прожектами.
Это у нас делать научились. Потому ждем новые проекты атомных авианосцев, крейсеров, эсминцев (если Рыбинск не спасет и не сделает силовую установку для крупных кораблей) и прочей ерунды, которая никогда не будет построена, но будет исправно качать деньги из бюджета.
А когда-то у нас в стране умели строить даже тяжелые атомные крейсера…
- Автор:
- Роман Скоморохов