Из грязи в князи: как в дореволюционной России работали социальные лифты
Тема социальных лифтов в Российской империи всегда вызывает ожесточенные споры между сторонниками различных политических течений. В связи с тем, что в дореволюционной России существовала аристократия, а все население было поделено на сословия, многие считают, что социальные лифты в таких условиях не работали. Но это не так. Лифты существовали, хотя продвижение чаще было постепенным: например, дед Владимира Ульянова-Ленина был крепостным, а уже его отец выслужил потомственное дворянство. Но были и случаи стремительного восхождения человека, который в буквальном смысле слова за несколько лет выбирался "из грязи в князи". Евгений Антонюк вспоминает самые яркие карьеры в дореволюционной России.
Михаил Сперанский
Сын провинциального сельского священника благодаря неординарному уму сумел стать одним из самых знаменитых людей своего времени не только в России, но и в Европе. На протяжении нескольких лет Сперанский де-факто был вторым человеком в государстве после императора.
Будущий знаменитый реформатор родился в 1772 году в селе Черкутино Владимирской губернии. Его отец служил при церкви причетником, а мать была дочерью сельского дьякона. Михаил был не по годам развит интеллектуально, очень рано научился читать. Из-за неважного здоровья он предпочитал активным играм на улице именно это занятие.
Михаил Сперанский
Село принадлежало видному екатерининскому вельможе Салтыкову, который однажды приехал в свое имение вместе с протоиереем Самборским. Самборский сам был весьма образованным и умным человеком и не мог не обратить внимания на талантливого мальчика. По его настоянию Михаил был определен для учебы во Владимирскую семинарию. В то время существовала традиция, когда студентам семинарий давали новую благозвучную фамилию. Михаил Васильев получил в семинарии весьма редкую фамилию Сперанский, что в буквальном переводе с латинского означало "подающий надежды".
Как лучший студент, Сперанский был направлен в столичную Александро-Невскую семинарию. Там на него обратил внимание митрополит Санкт-Петербургский Гавриил, который сначала оставил его для преподавания в семинарии, а затем отрекомендовал князю Куракину (генерал-прокурору), который искал себе секретаря. От Куракина он перешел к Трощинскому, который занимал должность статс-секретаря при новом императоре Александре I. Благодаря этому Сперанский вошел в Негласный комитет (группу ближайших сподвижников императора) — сначала на правах технического работника, затем как полноправный участник.
В 34 года сын сельского священника стал вторым лицом в государстве и правой рукой императора. Сперанский лично курировал масштабные реформы гражданской сферы. Позднее Сперанский на несколько лет был удален в его имение из-за неприятия его фигуры консервативным крылом аристократии, а также из-за того, что император несколько охладел к реформам. Однако еще при жизни Александра Сперанский вернулся на высокие посты.
При Николае Сперанский курировал кодификацию всех законов и стандартизацию всей юридической системы страны. Кроме того, он был преподавателем юриспруденции у наследника престола. За месяц до смерти Сперанский получил от императора графский титул. А после смерти был увековечен на барельефе памятника "Тысячелетие России", который запечатлел всех главных фигур в российской истории.
Петр Смирнов
Петр Смирнов
Водочный король и создатель одного из самых знаменитых мировых брендов — водки Smirnoff. Родился в 1831 году в Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина. Его отец Арсений организовал в Москве отхожий промысел, с которого платил своему помещику оброк. Промысел заключался в торговле алкоголем. Выкупившись из крепостной зависимости, Арсений на скопленный капитал открыл в столице маленькую лавочку.
Петр Смирнов с детства помогал отцу и к моменту совершеннолетия уже был опытным человеком, в совершенстве знавшим дело. Отцу, впрочем, вполне хватало его небольшой лавочки, тогда как Петр грезил о совершенно других масштабах.
К 30 годам Петр накопил денег для открытия собственной лавки. Но он мечтал не просто о перепродаже, а о производстве своей продукции. Причем в высшей степени качественной. Как только ему хватило денег на оборудование, он выкупил небольшой винный погреб и развернул в нем производство.
Составляющими успеха Смирнова стали два фактора: во-первых, высокое качество продукта, за которым он следил особо тщательно, а во-вторых, умелая реклама. Смирнов применял по-настоящему революционные методы рекламы. На содержании у него был целый штат завсегдатаев трактиров и винных лавок, вся задача которых заключалась в том, что они обходили одно заведение за другим и громко спрашивали у продавцов "смирновку". Если кто-то начинал их об этом расспрашивать, они уверяли собеседника, что ничего лучше "смирновки" им пробовать не приходилось, а уж они-то знают в этом толк.
Рекламный лист
Через 10 лет Смирнов уже был признанным водочным королем России и начал выходить на международный рынок. С начала 70-х годов его продукция была представлена на всех крупных зарубежных выставках и неоднократно получала призы. Император однажды лично попробовал "смирновку", и она так понравилась ему, что он сделал его поставщиком ко Двору. Помимо водки, наливок и настоек, Смирнов торговал еще и вином, что приносило ему не меньшую прибыль. Он был и главным поставщиком кагора в российские храмы.
Смирнов умер в 1898 году в статусе одного из богатейших людей страны. Его потомки управляли заводами до Октябрьской революции. После революции его внук открыл в Европе несколько заводов, так появился бренд Smirnoff — один из самых известных водочных брендов в мире. Правда, принадлежит он уже британской компании.
Петр Губонин
Сын крепостного, ставший мультимиллионером и "королем подрядов". Губонин родился в одной из деревень Московской губернии в 1825 году. Его отец был ревностным старообрядцем и работал каменщиком (формально являясь крепостным крестьянином). Эта профессия передавалась у Губониных от отца к сыну. Поэтому помещик не только не возражал против того, чтобы отправить Петра на учебу в город, но и посодействовал этому.
Петр Губонин
Мастер, у которого учился Губонин, не имел наследников, и после смерти весь инструмент и клиентская база покойного достались ученику. Тот не сплоховал и заказы выполнил. В то же время он познакомился с одним инженером, с которым они начали работать вместе на подрядах по возведению каменных мостов. Капиталы Губонина росли, через несколько лет он выкупился у помещика.
Большую роль в возвышении Губонина сыграло знакомство с "откупщицким царем" Кокоревым, который также был старообрядцем. Они учредили совместное предприятие, которое вскоре начало процветать благодаря обширным связям Кокорева при Дворе, особенно в министерстве финансов.
В России в то время был бум железных дорог. Благодаря связям Кокорева их предприятия получали подряды на строительство железных дорог. Кокорев со временем увлекся политикой, купил несколько газет, стал депутатом московской городской думы и начал позволять себе неаккуратные высказывания. Что вместе с отменой откупной системы сильно пошатнуло его финансовое благополучие.
Нефтяные вышки Петра Губонина 1/3Нефтяные вышки Петра Губонина 2/3Нефтяные вышки Петра Губонина 3/3
А вот Губонин политикой не интересовался, подряды выполнял образцово и в срок, щедро жертвовал на благотворительность, поэтому вскоре затмил своего компаньона и к концу 60-х стал настоящим королем железных дорог, вдобавок получив дворянство.
В 1894 году Губонин умер в статусе одного из богатейших людей страны. Его состояние превышало 20 млн рублей (миллиарды по нынешним меркам).
Филипп Малявин
Крестьянский сын, ставший знаменитым художником. Биография Малявина больше напоминает художественный фильм. В 1869 году в бедной многодетной крестьянской семье в одном из сел Самарской губернии (ныне Оренбургской области) родился ребенок с природным талантом. В 4 года маленького Филиппа внезапно обуяла страсть к рисованию. Стоило ему раздобыть кусочек угля, как он покрывал своими рисунками пол и стены избы.
Родители спорили, ругались, уговаривали, но наконец смирились, заметив, что его рисунки не бессмысленная мазня. В то время, как другие дети выпрашивали у родителей сладости, Малявин просил мелки и краски. К 8 годам талант Малявина признали односельчане, за небольшую плату начавшие заказывать у него портреты.
Автопортрет Филиппа Малявина, 1927
В 16 лет Малявин совершенно случайно оказался на Афоне. Через их деревню проезжал иконописец с Афона, вернувшийся в родные края проведать родных. Остановившись в селе на ночлег, он узнал о талантливом отроке и, взглянув на его работу, тотчас предложил забрать его на Афон и выучить на иконописца.
Отец дал добро, односельчане помогли собрать денег на дорогу, и Малявин уехал на Афон. Возможно, он так и стал бы иконописцем, если бы не другой случай. Через родную губернию Малявина проезжал знаменитый скульптор Императорской академии художеств Беклемишев, который увидел одну из ранних работ Малявина. Удивленный его талантом, он отправился на Афон, чтобы убедить его стать художником.
Малявин не имел никакого образования (грамоте его обучил сельский отставной солдат), но все же был принят в престижную академию в силу выдающегося таланта. Его выпускная работа "Смех" была отправлена сразу на Всемирную выставку в Париже, произвела там фурор и удостоилась золотой медали.
"Смех"
Малявин моментально стал востребованным художником, чьи картины, как горячие пирожки, раскупались крупнейшими коллекционерами. Революцию большевиков художник не поддержал и в начале 20-х выехал в Европу, сумев вывезти часть своих картин. Покинув родину, Малявин поселился в Ницце.
Картины Малявина 1/3Картины Малявина 2/3Картины Малявина 3/3
В отличие от многих других творческих деятелей Малявин не имел проблем с востребованностью за границей. Вплоть до начала Второй мировой его выставки с успехом проходили во всех европейских странах. А королевская семья Швеции пригласила художника сделать серию их портретов.
Филипп Малявин умер в оккупированной нацистами Франции в 1940 году. В настоящее время его работы по-прежнему пользуются большой популярностью на аукционах и дорожают с каждым годом.
Федор Шаляпин
Один из самых знаменитых оперных певцов родился в крестьянской семье в 1873 году. Точнее, родители Шаляпина были формально приписаны к крестьянскому сословию, но де-факто крестьянами не были и жили в Казани. Отец певца работал писарем в земской управе, мать вела домашнее хозяйство и периодически подрабатывала поденным трудом.
В детстве во время посещения церкви Шаляпин услышал церковный хор. Это произвело на него такое впечатление, что он, узнав о том, что по соседству с ними живет регент одного из таких хоров, самостоятельно пришел к нему на прослушивание. Регент оценил талант мальчика и принял его в хор.
Федор Шаляпин
Отец не препятствовал музыкальным увлечениям сына, хотя и считал все это несерьезным баловством. Он всеми силами пытался выучить сына какой-нибудь простой, но надежной профессии. Какое-то время Шаляпин был учеником сапожника, затем учился в ремесленном училище, но сам он мечтал о большой сцене. Впервые попав в театр, он стал его завсегдатаем, тратя на билеты почти все заработанные в хоре деньги.
В Казани юному Шаляпину удалось попасть статистом в местную театральную группу. Причем взяли его скорее потому, что он согласен был работать за сущие копейки, почти бесплатно. Вскоре он переехал в Уфу, где получил контракт на эпизодические выступления в составе частной антрепризы Семенова-Самарского.
В 20 лет Шаляпин поехал в Москву, но покорить ее не удалось. Мест в театрах не нашлось, и начинающий артист уехал в Петербург, где все же устроился в Панаевский театр. Там его впервые заметила публика и специалисты, и вскоре Шаляпин получил предложение перейти в Мариинский театр. Там на него обратил внимание знаменитый богач и меценат Савва Мамонтов. Он не скупился на средства и был наслышан о таланте Шаляпина, поэтому решил сделать его главной звездой т.н. "Мамонтовской оперы".
Шаляпин в различных образах 1/4Шаляпин в различных образах 2/4Шаляпин в различных образах 3/4Шаляпин в различных образах 4/4
За 4 года у Мамонтова Шаляпин превратился в признанную звезду. В этом статусе в 1899 году он перешел в Большой театр, что было подтверждением признания его таланта на высшем уровне. В 28 лет Шаляпин уже выступал в миланской Ла-Скале как звезда мировой оперы.
Шаляпин еще до революции имел знакомства в кругу большевиков через Максима Горького и в целом сочувствовал социалистам. Большевики первыми присудили ему звание народного артиста республики и назначили художественным руководителем Мариинского театра. Однако финансовое благополучие певца сильно пошатнулось за годы революции и гражданской войны, а несколько бесцеремонных обысков заставили его крайне настороженно относиться к новой власти.
В начале 20-х Шаляпин начал разрабатывать планы эмиграции. Большевики охотно отпускали его на европейские гастроли, получая от него половину валютной выручки. После одного из таких концертных туров певец не стал возвращаться в СССР, сославшись на новые гастроли. В СССР в этом время шла битва за власть после смерти Ленина, и всем было не до Шаляпина. Только в 1927 году его вспомнили и лишили звания народного артиста за отказ возвращаться.
Шаляпин продолжал гастролировать по миру, а в начале 30-х даже снялся в главной роли в фильме "Дон Кихот" у знаменитого Георга Пабста.
Великий певец скончался в 1938 году. В брежневские времена на высшем уровне были санкционированы переговоры с наследниками Шаляпина о его перезахоронении на родине. После долгих переговоров их согласие было получено, и в 1984 году Шаляпин был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.