У нас, где дороги... там и холода, и тревоги - «Мнения»
Александр Сергеевич Пушкин в «Евгении Онегине» одарил нас известным пророчеством:
«Лет чрез пятьсот дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды…»
Этот роман в стихах поэт начал 9 мая 1823 года и закончил 5 октября 1831 года. Так что пока еще 500 лет не прошло. Но в будущем году минет уже 200 лет. И что же сделано в России за этот срок?
Дороги и их отсутствие
Для начала отметим, что в России действует национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В 2020 году протяженность автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, составила более 229 тыс. км. Указывается, что прирост хороших дорог за год составил более 2 000 км.
Поясним, что в России существует четыре основных типа дорог: федеральные, региональные, местные и частные. За федеральные трассы, на которые ложится самая большая нагрузка (50 % всех перевозок), отвечает Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) и его департаменты в регионах. Всего под надзором Росавтодора 48 100 км дорог, 5 560 мостов и путепроводов и 27 автотоннелей.
Компания «Ингосстрах» совместно с Финансовым университетом при правительстве РФ в сентябре-октябре 2021 года оценила удовлетворенность жителей России качеством дорог и работой дорожных служб. Самая высокая удовлетворенность дорогами и работой дорожных служб отмечена у жителей Грозного, Белгорода, Саранска, Якутска, Магнитогорска, Владикавказа, Набережных Челнов, Калуги, Махачкалы и Нижневартовска.
Самые плохие дороги, по мнению местных жителей, в Смоленске, Рязани, Владивостоке, Томске, Брянске, Архангельске, Петрозаводске, Санкт-Петербурге и Ярославле. Наиболее сложно складывается ситуация с дорогами, которые расположились в отдаленных российских регионах.
Интересно, что в докладе 2021 года Международного экономического форума был представлен рейтинг стран мира по качеству дорог. В этом рейтинге Россия находится аж на 104 месте из 137 стран. Вероятно, могло быть и хуже, но…
Недаром в России так популярно высказывание про две беды: дураки и дороги. Фразу приписывают и Гоголю, и Карамзину, и Салтыкову-Щедрину и даже императору Николаю I! Причём этим высказыванием, как ни парадоксально, Николай хотел защитить свою страну от нападок француза.
Дело в том, что в произведении французского маркиза де Кюстина на Россию были вылиты тонны грязи. А Николай I, узнав об этом, бросил в сердцах:
«…да в России всего две беды – дураки и дороги!»
Цена одного километра
Согласно федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России», в среднем ремонт 1 км дороги обойдётся в 27,6 млн рублей, а строительство и реконструкция – в 132,4 млн руб./км. Много это или мало?
Отметим, что проект каждой автодороги уникален. Надо учитывать множество факторов, влияющих на стоимость строительства. Эксперты указывают на природно-климатические условия, рельеф местности и инженерно-геологические обстоятельства, урбанизированность территории, расчётную нагрузку, применяемые дорожные материалы, технологии и скорость движения.
А вдобавок ко всему этому – особенности трафика, ширину проезжей части и обочины… Вот так всё сложно. А потому зачастую хищения при строительстве дорог не выявляются. Вот у нас в районе одну дорогу могут перекладывать по два раза в год. И нормально! Очень сложно сразу учесть климатические условия, рельеф местности и трафик…
Рузвельт и дороги в США
Про Великую депрессию в США слышали все. И многие знают, что в результате тогдашнего кризиса за четыре года производство товаров и услуг упало вдвое, реальные доходы населения – на треть, разорились около 135 тысяч компаний и 900 тысяч фермерских хозяйств, безработным стал каждый четвертый американец, а 2,5 миллиона потеряли жильё.
В Штатах тогда заговорили о новой гражданской войне. Но в 1933 году президентом стал Франклин Рузвельт. Он сказал:
«Мы не сможем достичь долговременного благополучия, если половина страны будет процветать, а другая половина – бедствовать».
Не правда ли, звучит и сегодня актуально? Рузвельт установил минимум зарплаты, ввёл систему соцстрахования, укрепил профсоюзы, поднял ставки налогов на большие личные доходы. Что там у нас в России с прогрессивной ставкой подоходного налога и МРОТ?
При Рузвельте большой бизнес вынужден был делиться с народом. А миллионы безработных отправлялись строить дороги, мосты, дамбы, электростанции, аэропорты... Для молодежи создали полувоенные трудовые лагеря в лесах, необжитых местах.
Еда, жильё были бесплатными, плюс платилась зарплата. Кстати, мосты, электростанции, дороги действуют до сих пор. Похоже, рецепт трижды президента США может быть взят на вооружение и в России сегодняшней.
Зачем нам дороги и... города от министра Шойгу?
«Нам необходимо в Сибири построить три, а лучше пять крупных центров научно-промышленных, экономических центров, проще говоря – городов с населением 300–500 тысяч, лучше – до миллиона человек»,
– сказал министр 5 августа 2021 года на встрече с научной общественностью Сибирского отделения РАН.
Он указал на проект, существовавший во времена СССР, который был остановлен после распада страны. Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв отмечал, что
«с позиции Минфина РФ такой проект, как строительство новых крупных городов в Сибири, лучше не затевать, потому что деньги можно потратить более эффективно».
Но с позиции Минобороны РФ это стоит сделать уже потому, что нужно осваивать территории, которые мы начали забрасывать практически в 10-е годы XXI века. Известный экономист Никита Кричевский поддержал строительство новых городов в Сибири. И привел ряд доводов. Вот только один:
«Рациональность идеи Шойгу ещё и в том, что новые и, что более важно, современные города будут построены с нуля, с заранее принятым градостроительным планом…
Многие современные российские города, да хоть те же Москва с Питером, представляют собой эдакие «шанхайчики», где существуют исторические центры, а дальше города развиваются как бог на душу положит. С этим уже ничего не поделаешь, посмотрите на столицу».
И, добавил он, деньги для этого есть. Да и с привлечением инвестиций проблем не будет, уверен Кричевский. И, конечно, экономист указал на создание новых рабочих мест. Но и про дороги не забыто!
Автодороги накормят регионы
Если быть совсем точными, премьер Михаил Мишустин считает, что строительство дорог простимулирует развитие на местах. Об этом он заявил на заседании 25 апреля этого года на совещании с вице-премьерами.
Суть новой стратегии в том, что развитие автодорожной сети в России избавит регионы от бедности, а дорога Европа – Западный Китай станет новым Шёлковым путем и позволит РФ обойти санкции. Транспортные коридоры расширят логистические связи, а также повысят надёжность поставок товаров из России и внутри страны.
Экономисты считают, что это изменит позиции РФ в геополитической экономике. Открывая совещание, Мишустин заявил, что на развитие автодорожной инфраструктуры в этом году дополнительно выделено 120 млрд рублей. Из них большую часть – 86 млрд рублей – получат 63 субъекта РФ.
Это позволит сохранить «набранные темпы строительства, чтобы обеспечить связанность страны, повысить качество внутренних сообщений для удобства людей и бизнеса». Например, строительство обходов городов позволяет вывести грузовой трафик из населенных пунктов и разгрузить их от пробок.
«Современные и качественные, рационально спроектированные дороги должны быть по всей стране. И решение такой задачи остается для нас одним из важнейших приоритетов»,
– сказал в заключение премьер.
Правительство направит деньги на то, чтобы максимально быстро привести в нормативное состояние более 2,5 тысячи километров региональных дорог. Китаевед, автор книги «Китайская власть» Николай Вавилов отмечает, что
«Еще 34 млрд рублей предусмотрены на строительство, реконструкцию и капремонт крупных трасс, в том числе Золотого кольца.
Автомобильный коридор через Россию в Китай станет одним из основных для экономики России в XXI веке. РЖД не справляются с объёмами грузоперевозок. А строительство новых железнодорожных маршрутов, в том числе из-за санкций, осложнено, поэтому автомобильные пути становятся приоритетными.
Сейчас морской путь имеет геополитические риски и не может быть полностью реализован. Автокоридор через РФ сократит сроки доставки, обеспечит их надежность и поменяет геоэкономику»,
– констатирует эксперт.
Ожидается, что с помощью этого проекта российские власти дадут второе дыхание регионам. Это улучшит транспортную доступность субъектов РФ, где появятся новые логистические и производственные кластеры.
И возведение новых городов, и строительство дорог, мостов и тоннелей сможет создать тысячи рабочих мест. А новые рабочие места очень нужны, и не только россиянам. Сейчас с Украины в Россию идёт целый поток беженцев. И им нужна работа.
Я уж не говорю о тех, кто может лишиться работы из-за санкций и ухода большого количества крупных компаний из России. Будем надеяться, что эти проекты будут успешно реализованы. Возможный всплеск безработицы будет компенсирован как раз созданием новых рабочих мест.
- Автор:
- Анна Козырева
- Использованы фотографии:
- a.d-cd.net, rosavtodor.gov.ru