Драгуны с хвостами и без хвостов - «История»
Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года. 1914 г. Греков М. Б. (1882–1934). Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, С.-Петербург
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут…
М. Ю. Лермонтов. «Бородино»
История форменной одежды. Мы продолжаем наш цикл, посвящённый истории военной униформы, и сегодня речь у нас пойдёт о драгунах. Ну тех самых, с конскими хвостами, о которых М. Ю. Лермонтов написал в своей поэме «Бородино». Вот только хвостатыми они были не так уж и долго, не сразу ими стали и закончили свою историю как род войск тоже «бесхвостыми». А появились они во время одной из многочисленных итальянских войн между 1552 и 1559 годами, когда французская армия заняла Пьемонт. Французский маршал де Бриссак, которому угрожали испанские войска, приказал своим самым смелым аркебузирам и мушкетерам сесть на коней и получил таким образом конную пехоту, которая использовала лошадей только для передвижения, а сражалась пешим порядком, как и обычная пехота.
Драгун 1630 г. Рис. из книги: V. Vuksic, Z. Grbasic. Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914. L.: Cassell, 1994. P. 123
В XVII веке другие государства также последовали этому примеру и сформировали конно-пехотные части, которые назвали драгунами. Одна из версий происхождения этого названия гласит, что у французов в одном из этих новых подразделений использовался вымпел в виде дракона, который также был известен в Византии и государстве Каролингов. Согласно другой версии, так назывался короткоствольный мушкет, использовавшийся всадниками, – дракон/драгон – отсюда и такое название тех солдат, на вооружении которых он находился.
Первые драгунские полки были сформированы в Голландии в 1606 году, в Швеции – в 1611-ом, но массовыми они стали во время Тридцатилетней войны (1618-1648). И организация, и вооружение у них были практически идентичны пехотным частям. В кавалерийских частях подразделения называются эскадронами, в каждом из которых есть знаменосец и трубач; драгуны служили в ротах и батальонах вместе с барабанщиками, также конными. В драгунских полках обычно было от 10 до 15 рот, в каждой примерно по 100 человек, что делало их сильнее, чем их кавалерийские полки, в которых в то время редко было более 500 солдат.
В первые десятилетия XVII века униформа драгун мало чем отличалась от одежды пехотных мушкетеров. Туфли и чулки, случалось, заменяли сапогами со шпорами, а шляпу иногда заменяла каска, но вряд ли всё это годилось для кавалерийского боя. Только у офицеров были пистолеты, а рядовые имели мушкеты с фитильным замком, непригодные для боя верхом. У каждого драгуна была шпага, к тому же в его снаряжение входила небольшая кирка, которую можно было использовать для того, чтобы привязывать лошадь, когда они действовали пешком. Интересно отметить, что австрийские имперские драгуны имели в своём составе пикинеров в кирасах и офицеров с алебардами вплоть до 1625 года. Драгунские кони были маленькими и дешёвыми и не могли противостоять на равных крупным кавалерийским лошадям. Иногда драгун обучали стрелять верхом, но чаще всего они действовали именно как пехотинцы. А лошадей использовали для повышения мобильности, но никак не в бою. Исключение составляли шведские драгуны: их основная задача заключалась в огневой поддержке кавалерии, и они в бою спешивались редко.
Что касается Англии, то здесь первый драгунский полк был сформирован в 1683 году и получил название Королевского драгунского полка. Несколькими годами ранее в Шотландии был также сформирован драгунский полк, но он не пересекал её границу вплоть до смерти Карла II. Так что до начала правления Якова II это были единственные драгунские войска на Британских островах.
Офицер Королевского драгунского полка 1685 г. Форма в этом полку, как вы видите, была на редкость красивой! Рис. из книги: V. Vuksic, Z. Grbasic. Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914. L.: Cassell, 1994. P. 145
Есть несколько портретов кавалерийских (и пехотных) офицеров 1680-х годов, на которых изображены люди в кирасах. Но в то время кирасы на портретах считались символом мужественности, поэтому их нельзя принимать за чистую монету, хотя и не исключено, что офицеры могли их носить на парадах и смотрах. Как бы там ни было, считается, что кирас драгуны королевского полка не носили. В 1751 году его название поменяли на 1-й Королевский драгунский.
Что касается драгунской конницы в России, то своим появлением она обязана Петру Первому. Его вступление на престол стало поворотным моментом в нашей истории в том числе и применительно к драгунам. В 1699 году им был издан указ о создании новой русской постоянной армии, на пожизненную службу в которой призывались здоровые мужчины в возрасте от 17 до 32 лет. Так было создано 27 пехотных и два драгунских полка. До этого русская армия традиционно ориентировалась на кавалерию. Однако причина, по которой Петр набрал только два регулярных драгунских полка, заключалась в том, что он рассчитывал на многочисленную поместную конницу из дворян, которые явились на войну «конно, людно и оружно» и сформировали кавалерийские части. Однако после серьёзного поражения шведов под Нарвой в 1700 г. Петр отказался от концепции иррегулярных частей и за время своего правления сформировал ни много ни мало 32 драгунских полка!
Первые два полка называли полками Шнееванца и Гольца по именам их полковников. После 1708 г. полки именовались по местам их формирования и набора. И они также были организованы по пехотному образцу, в 10 ротах по 120 человек. В каждом полку также было по три трехфунтовые пушки. В 1704 г. к драгунским полкам была прибавлена рота в 140 гренадеров; в 1711 г. они были организованы в отдельных три полка конных гренадеров.
До середины XVIII века русские кавалерийские правила предусматривали спешивание частей и бой в составе пехотных каре, что было связано с тем, что у России не хватало коней-тяжеловозов, которые позже закупались в Германии для формирования кирасирских полков.
Петровский драгун 1709 г. От пехотинцев драгуны отличались лишь высокими сапогами-ботфортами и наличием при себе целого арсенала: двух кремневых пистолетов в кобурах-ольстрах на передней луке седла и кремневого мушкета. Кроме штыка-багинета полагался ещё и палаш, так что русские драгуны могли достаточно успешно сражаться и в пешем, и в конном строю, и каждый из них мог сделать по три выстрела сидя верхом! Рис. из книги: V. Vuksic, Z. Grbasic. Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914. L.: Cassell, 1994. P. 157
Во время Великой Северной войны (1700-1721) Петр создал два крупных драгунских соединения: одно под командованием своего любимца Меншикова в составе 11 полков, другое под командованием генерала Голицына в составе 10 полков. Таким образом, царь имел в своём распоряжении целую армию, состоящую из конной пехоты, вооруженной артиллерией, способную эффективно действовать на широких просторах России. По общему мнению, русские драгуны Петра Великого, включая лошадей, были очень выносливы и несли удивительно небольшие потери от истощения, болезней или холода во время боевых действий и дальних переходов.
Разновидностью драгун стали конные гренадеры. В пехоте гренадеры, то есть метальщики гранат, появились во Франции во время Тридцатилетней войны в составе мушкетерских частей ещё в 1667 г. А в 1671 г. к их вооружению добавили кремневый мушкет, а из солдат, ранее рассредоточенных по отдельным ротам, сформировали полковую гренадерскую роту численностью 35 человек. Армии других стран последовали примеру французов и сформировали свои гренадерские части.
Особенностью униформы гренадеров в Англии, Швеции, России, Дании, Пруссии и северных германских государствах стала высокая шапка, похожая на епископскую митру с накладным гравированным лобовым щитком либо надлобной вышивкой. В Австрии, Франции, Баварии и Пьемонте использовали нечто похожее на ночной колпак. Значок с изображением бомбы с зажжённым фитилём почти повсеместно использовался европейскими гренадерами в качестве знака отличия.
Как мушкетеры на лошадях стали драгунами, так и гренадеры стали конными гренадерами. Вначале они были объединены в один полк с драгунами, но в начале XVIII века они были организованы в отдельные эскадроны и полки. В Англии и Франции они составляли часть гвардии, а в России, Испании, Ганновере и Саксонии — представляли линейные части. В начале XIX века, во время наполеоновских войн, они как род войск перестали существовать, и только лишь во французской гвардии остался один полк с таким названием.
Конный гренадер 1705 г. Рис. из книги: V. Vuksic, Z. Grbasic. Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914. L.: Cassell, 1994. P. 151
Довелось драгунам сыграть важную роль и на полях сражений Войны за Независимость США 1775 – 1783 гг. Тогда всё началось с того, что в конце 1776 года, когда военные действия были в самом разгаре, Джордж Вашингтон написал в послании к Конгрессу:
«Исходя из опыта, который я получил в этой кампании относительно полезности лошадей, я убежден, что без них война невозможна, поэтому я бы порекомендовал создание одного или нескольких конных корпусов.»
Конгресс немедленно его предложение одобрил, но, как и в России, в США очень остро стоял вопрос о кавалерийских лошадях. Поэтому во время войны численность американской регулярной кавалерии никогда не превышала 1000 человек, и редко бывало так, что сразу несколько сотен собирались в одном месте.
В начале 1777 г. из провинциальных ополченцев и добровольческих частей были сформированы четыре полка континентальных легких драгун: 1-м драгунским стал Виргинский легкий кавалерийский полк Бленда; Полковник Элиша Шелдон сформировал 2-й полк Драгун Шелдона; 3-й и 4-й также были названы в честь своих основателей (Драгуны Бейлора и Мойлана). Американские легкие драгуны напоминали своих британских коллег по организации и оснащению. В каждом полку было по шесть рот, гипотетическая численность которых составляла 280 человек, но на практике это число никогда не превышало 150.
Жокейская каска, украшенная хвостом – вот что стало их характерным отличием, так же как и укреплённый на ней латунный гребень. Не имея стандартного снаряжения и вооружения, каждый приходил к месту сбора с тем оружием, которое у него было, так что в арсенале первых американских драгун встречались даже индейские копья и томагавки. Так, 2-й драгунский полк, например, вооружили 149 палашами, которые драгуны полка принца Людвига Брауншвейгского побросали после их поражения при Беннингтоне в 1777 году.
Американский континентальный драгун 1778 г. Рис. из книги: V. Vuksic, Z. Grbasic. Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914. L.: Cassell, 1994. P. 175
Восемьдесят солдат 4-го (Мойлана) драгунского полка и 45 конных ополченцев Макколла под командованием полковника Уильяма Вашингтона отличились в битве при Каупенсе в 1781 году, когда они разгромили 200 драгун Тарлтона, одетых в зелёную форму Британского легиона, а ещё 17-й британский полк легких драгун. И в итоге вынудил деморализованную британскую пехоту сложить оружие.
Впрочем, не надо думать, что заокеанский пример оказался таким уж заразительным, и после Войны за независимость похожие каски надели и драгуны в Европе. Вовсе нет. Например, полки драгун многих германских государств носили шляпы-двууголки ещё даже в начале XIX века. Причём история одного из них очень забавная. Так, в ещё в 1717 году между герцогом Августом II Саксонским и королём Фридрихом III Прусским был произведён странный обмен: Август согласился взять коллекцию бесценного прусского фарфора, отдав взамен драгунский полк численностью 600 человек. Полк передислоцировался в Пруссию, где стал называться 6-м драгунским полком, однако в народе он был известен как… Фарфоровый полк.
В 1806 году в каждом из 14 драгунских полков числилось по 1682 человека, что делало их самыми сильными кавалерийскими полками в наполеоновских войнах, причём в каждом эскадроне было по 12 специально обученных стрелков, вооруженных нарезными карабинами. В их задачи входили разведка, патрулирование, охрана передвижения войск и противодействие стрелкам противника.
Перед войной с Францией 1806 г. прусская кавалерия имела очень высокие стандарты снаряжения, подготовки и лошадей: драгунские полки обладали выдающимися лошадьми голштинской, тракененской и остфризской пород. Полковые офицеры наказывались, если их лошади или снаряжение были не в порядке, поэтому им уделялось большое внимание. Драгунские полки были равны по званию, статусу и подготовке линейным кирасирским полкам. Прусская кавалерия обладала высоким боевым духом и, как и во времена Фридриха Великого, являлась для французов серьёзным противником, о чём Наполеон даже предупреждал своих солдат в специальном бюллетене перед началом кампании.
Прусский «фарфоровый драгун» 1806 г. Рис. из книги: V. Vuksic, Z. Grbasic. Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914. L.: Cassell, 1994. P. 177
На момент решающих сражений при Йене и Ауэрштедте 6-й драгунский полк под командованием полковника Иоганна Казимира фон Ауэра находился в Восточной Пруссии, в составе корпуса маршала Л’Эстока, и таким образом избежал уничтожения и расформирования. После небольших стычек с французами при Тухеле и Соркитене он двинулся в Россию вместе с остальными силами Л’Эстока. В 1807 году его драгуны приняли участие в кровопролитной, но нерешительной битве в метель при Прейсиш-Эйлау. А затем после Тильзитского мира большая часть прусской армии, так же как и «фарфоровые драгуны», была расформирована. И, кстати говоря, вместе с ними закончилась в кавалерии также и эпоха двуугольных шляп – теперь им на смену постепенно начали приходить каски античного вида, поскольку в то время существовала мода на всё античное.
Продолжение следует…
- Автор:
- Вячеслав Шпаковский