Беспилотники в глобальной войне: от концепций к действиям - «Вооружение»
Операторы 432-го авиационного экспедиционного крыла позируют с MQ-9 Reaper на базе ВВС «Крич», штат Невада. Источник фото: US Air Force
На протяжении многих лет большинство противников БПЛА в России часто использовали в качестве ключевого аргумента весьма сомнительный тезис о непригодности дронов к действиям в условиях глобальной войны.
Назвать подобную точку зрения обоснованной весьма сложно – весь мировой опыт использования беспилотников говорит об обратном. Так, например, во времена Холодной войны силы Североатлантического Альянса в случае начала боевых действий в Европе собирались использовать несколько тысяч одноразовых БПЛА BQM-74 для «вскрытия» противовоздушной обороны блока Варшавского договора. Волна этих дронов-мишеней должна была выявить советские радиолокационные станции, по которым планировалось нанести массированный удар ПРЛР HARM. Не менее знаменательным был разгром советско-сирийской группировки в долине Бекаа, известный как операция «Медведка-19» – большую роль в выявлении и уничтожении зенитно-ракетных дивизионов, поставленных САР из Советского Союза, сыграли израильские малые разведывательные БПЛА Tadiran Mastiff, IAI Scout и даже устаревшие дроны AQM-34 Firebee американского производства.
За прошедшие десятилетия блок НАТО лишь совершенствовал свои концепции и тактики применения военных беспилотников. К сожалению, для западных стран их ценность была очевидна, тогда как российские вооруженные силы потеряли несколько десятилетий, ломая копья в дебатах на тему «пригоден ли для войны с серьёзным противником?». Военные Альянса же всё это время развивали свой парк БПЛА, с каждым годом всё лучше адаптируя его для действий в условиях крупномасштабного военного конфликта.
Из статьи генерал-полковника Григория Павловича Яшкина, главного военного советника в вооруженных силах Сирии «Мы воевали в Сирии. Там были не только советники»:
«Была создана группа радиоэлектронного обеспечения удара. В эту группу входили беспилотные самолеты – разведчики типа «Скаут» (Израиль) и «Файерби» (США). Летая на над позициями ЗРК САМ-6, они вели прямую телевизионную трансляцию изображения на командный пункт. Получая такую наглядную информацию, израильское командование принимало безошибочные решения на нанесение ракетных ударов. Кроме того, эти же беспилотные самолеты ставили помехи. Они засекали рабочие частоты РЛС и аппаратуры наведения сирийских ракетных комплексов. Более того, играя роль «приманки», вызывая на себя огонь сирийских ЗРК, самолеты – разведчики отводили его от боевых самолетов.»
Особое внимание БПЛА уделяют американские вооруженные силы и военно-промышленный комплекс. Так, несколько лет назад компания Northrop Grumman начала разработку специальной системы управления дронами по заказу ВВС США. Это масштабный проект глубокой модернизации программного обеспечения беспилотников, рассчитанный на, пожалуй, самый неблагоприятный военный сценарий из всех возможных – полное уничтожение спутниковой группировки США и последующих боевых действий даже в условиях атомной войны.
Система получила название Distributed Autonomy/Responsive Control – DA/RC и уже находится на стадии активных практических испытаний в военно-воздушных силах США. Пентагон планирует в скором времени начать масштабную модернизацию всего парка американских беспилотников, причём без каких-либо глубоких работ непосредственно над «железом» летательных аппаратов.
Проект призван придать дронам американских военно-воздушных сил способность действовать практически в полной автономности от систем внешнего управления – по сути, без прямого контроля оператора и взаимодействия с источниками внешней связи. Но главная изюминка проекта – создание специализированного программного обеспечения, которое позволит беспилотникам самостоятельно обрабатывать и анализировать полученные данные. По словам представителей Northrop Grumman, вычислительные мощности стоящих на вооружении БПЛА используются неэффективно – их потенциальные возможности позволяют выдавать исчерпывающий анализ тактической обстановки на основе информации, собираемой беспилотниками в ходе боевых или же разведывательных операций.
Кроме того, модернизируется и сама система связи и управления дронами – она становится объединённой и общедоменной, и полностью соответствует концепциям сетецентрической войны. Теперь даже уничтожение основных командных пунктов не станет гарантией того, что беспилотники останутся без управления или же будут прикованы к земле – роль КП на себя сможет принять абсолютно любой терминал связи.
Последние сорок лет развития военного дела можно назвать эпохой высокоточного оружия. Теперь же Соединенные Штаты Америки и их союзники переходят в качественно новую эпоху, в которой бал правят автономные интеллектуальные вооружения.
MQ-9 Reaper – жнец глобальной войны
ВВС США не ограничивают развертывание своих дронов одними лишь теоретическими наработками, лабораторными исследованиями и тестами ограниченных масштабов. Отнюдь, американские военно-воздушные силы активно работают над организационно-логистической структурой для использования беспилотников даже в условиях доминирования противника на театре боевых действий. Как упоминалось выше, это совершенно обескураживающие сценарии – такие как масштабные атомные удары по военной инфраструктуре ВС США, нарушение цепей командования, глобальное отсутствие связи.
Достаточно красноречиво данный подход описывает отработка дальних перелетов MQ-9 Reaper, которую ВВС США проводят на Тихом океане. Как можно судить из открытых источников, подобные мероприятия в последнее время проводятся регулярно. По сути, они представляют из себя учения логистического характера: военный персонал тренируется управлять БПЛА с неспециализированных пунктов управления, и обслуживать их на аэродромах, используя ограниченное количество оборудования и инструментов. Кроме того, проводятся данные перелеты с задействованием исключительно неподготовленного личного состава, который не умеет проводить заправку, обслуживание и управлять беспилотниками. Словом, ВВС США наглядно демонстрировали самим себе невероятную гибкость беспилотников.
В качестве яркого примера подобных мероприятий можно привести учения «ACE REAPER», которые проводились военно-воздушными силами США с сентября по октябрь текущего года на базе 556-ой испытательно-оценочной эскадрильи. MQ-9 Reaper в автоматическом режиме взлетали с командной базы ВВС «Крич» в штате Невада и совершали перелет без управления оператором до базы Корпуса морской пехоты на Гавайях, где в автоматическом же режиме совершали посадку.
Как было сказано выше, после посадки техническое обслуживание и заправку проводил неподготовленный персонал в лице морских пехотинцев. Далее MQ-9 совершали учебные вылеты непосредственно на Гавайях, выполняя патрульные и разведывательные миссии, по завершении которых их обслуживанию обучались новые технические команды (каждый полет они были разные). Весьма интересен в этой истории ещё один момент – предполетная подготовка проводилась по сокращённому, подготовленному специально для неквалифицированного персонала регламенту и занимала всего 20 минут (вместо стандартных 3 часа). Стоит также отметить, что ВВС не просто так отрабатывали тесное взаимодействие именно с Корпусом морской пехоты – последний активно тренируется в рамках новой доктрины MCDP 7, разработанной комендантом Дэвидом Х. Бергером. Доктрина включает в себя масштабное использование Корпусом ударных беспилотных летательных аппаратов различных типов, в т.ч. с быстровозводимых (в течение суток) полевых аэродромов.
MQ-9 Reaper стоит на взлетной полосе базы ВВС «Крич». Источник фото: US Air Force
С Гавайев MQ-9 совершали перелет на базу ВВС «Андерсен», расположенную на острове Гуам. Отмечается, что полеты совершались с минимальным количеством выходов на связь с аппаратами – по сути, они перемещались без какой-либо привязки к спутникам (что, собственно, и закладывалось в техническое задание при разработке системы Distributed Autonomy/Responsive Control – DA/RC, о которой было сказано ранее).
На базе «Андерсен» БПЛА сажали уже вручную, но при помощи не совсем стандартного пункта управления – в его роли выступала компьютерная станция, используемая для предполетного тестирования бортовых систем самолетов. Техническое обслуживание вновь проводил неподготовленный персонал, причём с минимальным количеством оборудования и личного состава: только тележка с ручным инструментом, независимый источник питания в виде генератора, который запитывал насос для закачки топлива – словом, этот лишённый изысков «логистический комплекс» имитировал суровые условия военного времени.
Военно-воздушные силы США получили из совершённых мероприятий весьма интересные выводы, выяснив, что столь высокотехнологичный аппарат, как MQ-9 Reaper, может обслуживаться и сохранять функциональность с 90 %-ым сокращением технического персонала, 95 %-ым сокращением оборудования, необходимым для технического обслуживания, и 100 %-ым сокращением оборудования, требующегося для взлета и посадки ударного беспилотника. Эксперименты американских ВВС ярко демонстрируют, что БПЛА могут использоваться в самых нестандартных и неблагоприятных условиях – в случае уничтожения авиабаз и потери большого количества квалифицированных техников, или непосредственно на передовой, где их могут без особых проблем обслуживать даже солдаты без специальной подготовки, что весьма актуально для намечающихся боевых действий против Китая (большая часть которых придётся на операции с захватом островов и организации на них полевых баз).
MQ-9 Reaper выполняет тренировочный полет над испытательным полигоном в Неваде. Источник фото: US Air Force
Дальнейший и не менее интересный эксперимент с участием БПЛА намечается уже на следующий, 2022 год – MQ-9 Reaper примут участие в учениях «Valiant Shield 2022», где будут активно взаимодействовать с силами флота и Корпусом морской пехоты. Там возможности их полевого обслуживания по сокращённой программе будут проверены в условиях, приближенных к боевым – и, пожалуй, к организационным и концептуальным выводам этих мероприятий следует присмотреться не менее внимательно, чем к результатам учений «ACE REAPER».
- Автор:
- Андрей Воскресенский (Анжей В.)
- Использованы фотографии:
- US Air Force (af.mil)