Русофобия как последняя иллюзия спасения Евросоюза - «Народное мнение»
Коронавирус способен стать последним гвоздем в гроб Евросоюза. Эпидемия стала тяжелейшим испытанием для ЕС. В первую очередь, конечно, для стоящих на пороге экономического краха Италии, Испании и Франции. Если они не получат в кратчайшие сроки всестороннюю помощь от ЕС, их финансовая система рухнет со всеми негативными последствиями для объединенной Европы: экономическими, политическими и социальными.
Существует реальная угроза не только развала общего рынка ЕС, но и распада его политической системы, а также демократических завоеваний. Из истории прошлых лет помним, что кризисы обычно заканчиваются либо войнами, либо революциями, либо установлением диктаторских режимов. ХХ век вобрал в себя все эти «прелести».
Ситуация в Европе чем-то напоминает Германию конца 20-х годов прошлого столетия. Веймарская республика, родившаяся на развалинах Первой мировой войны, мировой экономический кризис 1929 года, общие апокалипсические настроения людей... Почти все в наличии. Не хватает только чудовищной гиперинфляции, но ее могут вызвать со временем проблемы, связанные с падением экономики из-за коронавируса.
Но даже во времена Великой депрессии 30-х годов общая ситуация на Западе не была столь драматичной. Настоящий обвал экономики, вызванный вирусом, небывалое резкое падение доходов и увеличение расходов на борьбу с эпидемией разрушили бюджеты большинства европейских государств. Такого сочетания негативных факторов не было за всю послевоенную историю Европы.
Падение производства сделало огромные массы населения безработными, лишило их средств к существованию. Впервые после Второй мировой войны перед рядом европейских стран, и в первую очередь перед Италией, замаячила реальная перспектива голода и стихийных голодных бунтов. И это в еще год назад экономически процветающей Европе!
Сегодня многим в странах ЕС представляется просчетами Брюсселя формирование стратегических направлений политики Евросоюза: «оптимизация» системы здравоохранения и гражданской обороны, сокращение расходов отдельных государств в социальной сфере. По их мнению, это и привело к тому, что многие европейские страны оказались абсолютно не готовы противодействовать ни эпидемиологическим, ни социальным, ни политическим последствиям пандемии.
Но ведь в действительности речь идет не о просчетах, а о сознательной политической линии, которая способствовала укреплению лидирующей роли в ЕС лишь одной страны - Германии.
Самые большие экономические потери в современной ситуации несут те страны, которые перешли в «постиндустриальную эпоху», то есть сократили долю промышленного сектора в структуре валового внутреннего продукта и сделали ставку на сферу услуг и финансовый сектор.
Проблема только в том, что это было не их добровольным выбором, а условием вступления в ЕС. Их формально выдвигал Брюссель, а в действительности - Германия. Сегодня именно руководство этой страны определяет, кому и какие средства ЕС выделит для борьбы с коронавирусом.
В ходе последнего саммита ЕС европейские лидеры не смогли договориться о мерах по борьбе с пандемией посредством Европейского стабилизационного механизма - евробондов. Это подтвердил премьер-министр Нидерландов Марк Рютте.
Тон дискуссии задала канцлер ФРГ Ангела Меркель. Она отвергла саму идею общих европейских бондов, что вызвало резкую критику со стороны Италии и Франции. Но не они заказывают музыку в Евросоюзе!
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен назвала вещи своими именами, определив выражение «корона-бонд» всего лишь в качестве лозунга, за которым скрывается основной вопрос: «кто будет платить».
А платить должна была бы Германия, которая считает, что и так уж слишком много средств потратила на поддержку депрессивных экономик европейских стран. При этом замалчивается факт, что во многом благодаря именно ее стараниям практически все страны европейского юга, прибалты и восточноевропейские государства лишились своего промышленного, а порой и аграрного потенциала.
Трудно себе представить, насколько мощные антигерманские настроения в Италии и Франции вызвал отказ немецкого руководства помогать наиболее пострадавшим европейским странам во время пандемии коронавируса.
Итальянские политики самой разной политической ориентации высказали общее мнение: или Германия (вместе со всеми ее союзниками) платит за всех в Евросоюзе в ходе эпидемии, или Евросоюза после этой эпидемии просто не будет. Немцам вспомнили все, в том числе сколько бед и страданий они принесли Европе, развязав на континенте две мировые войны.
В то же время премьер-министр Италии Джузеппе Конте на вопрос о том, не охватила ли его страну ненависть к Германии, в интервью телеканалу ARD ответил: «Абсолютно нет! Абсолютно нет, ведь немецкая культура чрезвычайно обогатила и лично меня, когда я учился на юридическом факультете, и всех нас». По его словам, экономические системы и культура двух стран тесно взаимосвязаны. «Неверно думать, что в Италии царят антигерманские настроения, — это совершенно не так!»
Лишний раз приходится убедиться в справедливости слов товарища Сталина, что Европа все проглотит.
Как бы там ни было, но пандемия на Западе далеко не достигла пика и продолжает свой разрушительный бег, собирает тысячи человеческих жертв, разрушает экономику, расшатывает политические союзы и, говоря языком классиков марксизма-ленинизма, создает «революционную ситуацию».
Вопрос только: революционную какого окраса? Явно не коммунистического. А скорее правонационалистического! Во всяком случае, правые партии все громче заявляют о себе в Европе. И пожалуй, больше всего их усиление настораживает в странах, вызывающих определенные исторические ассоциации: в Германии, Австрии и Италии.
Ситуация усугубляется еще и тем, что бюрократия ЕС, опиравшаяся все послевоенные годы на евроатлантизм, антисоветизм/русофобию и политический диктат США, оказалась неспособной выдвинуть самостоятельно мыслящих политических лидеров уровня Шарля де Голля, Конрада Аденауэра и Вилли Брандта. Отсюда уже условно единая Европа не способна выдвинуть достойных политических решений для выхода из создавшегося положения.
От безысходности и отсутствия достаточных средств для борьбы с эпидемией политики пытаются воспользоваться старыми, проверенными в годы «холодной войны» методами - развязыванием русофобской истерии. Как известно, в одну воду нельзя войти дважды. Войти нельзя, но попытаться можно особенно, когда соображалка работает плохо, а ситуация выходит из-под контроля.
Трудно, очень трудно европейским политикам найти повод для развязывания нового витка антироссийской пропаганды, когда растет международный авторитет России (с ее возросшим военным потенциалом), а вместе с ним и влияние нашей страны на международную политику.
Одна надежда - на Украину, где для достижения поставленной цели необходимо сорвать переговоры по Донбассу, а обвинить в этом российское руководство. Конечно, было б еще лучше втянуть Россию в военное противостояние на стороне ЛДНР!
Как по команде (хотя почему как?) ВСУ возобновляют массовые обстрелы мирного населения неподконтрольных территорий. Одновременно появляются признаки подготовки Киева к новой войне на Донбассе. В частности, перебрасывается в прифронтовые населенные пункты бронетехника, размещаются на передовой «Грады». Другими возможными признаками подготовки украинской стороны к наступательным действиям, отмечают наблюдатели, являются планы покупки у Франции полусотни вертолетов и модернизация истребителей МиГ-27 и МиГ-29.
Если данные моменты найдут подтверждение, это будет означать, что агрессивные действия Киева получают не только политическую, но и финансовую подпитку от ЕС. Ведь вряд ли сегодня у украинских властей найдутся средства на закупку такого количества вертолетов у Франции.
26 марта в режиме видеоконференции проходило заседание контактной группы по урегулированию конфликта в Донбассе, в ходе которого представители Киева сорвали согласование участков разведения сил.
«К сожалению, после наметившегося прорыва стали происходить странные вещи. В ходе телефонных переговоров помощники “нормандских” лидеров Берлин и Париж под разными предлогами уходили от поддержки договоренностей Киева и Донбасса. Вслед за этим на встрече контактной группы 26 марта от этих договоренностей отказался и Киев. Складывается впечатление, что украинские переговорщики пошли на это не без подсказки извне. Подобный откат назад от достигнутых и зафиксированных договоренностей перечеркивает наметившуюся было позитивную динамику», - говорится по этому поводу в заявлении официального представителя российского МИДа.
От министров иностранных дел Франции и Германии последовали голословные обвинения Донбасса, который якобы причастен к пробуксовке переговоров; от Донецка и Луганска требуют обеспечить ОБСЕ неограниченную свободу перемещения по своей территории, отвергая право республик вводить ограничительные меры в связи с коронавирусом.
1 апреля Евросоюз подверг критике решение российских властей запретить иностранным гражданам и компаниям владение земельными участками в Крыму. «Европейский союз не признает этот указ», — говорится в заявлении внешнеполитической службы ЕС. В документе назвали указ «еще одной попыткой принудительной интеграции» полуострова в состав России.
В ЕС утверждают, что указ также нарушает международное гуманитарное право, «поскольку является еще одним шагом к навязыванию российского гражданства на полуострове». «Это также может привести к необоснованному лишению собственности», — отмечается в документе.
2 апреля с заявлением перед журналистами выступил генсек НАТО Йенс Столтенберг, который призвал Россию «обеспечить прекращение огня» в Донбассе. Назвав военных ДНР и ЛНР «сепаратистами, поддерживаемыми Россией», Столтенберг заявил, что они «продолжают атаковать украинские войска».
ЛДНР и Россию он обвинил в том, что они используют пандемию «как предлог для ограничения перемещения»: «Мы призываем Россию, которая поддерживает сепаратистов, обеспечить прекращение огня, что необходимо для борьбы с пандемией в стране».
3 апреля США, ЕС, Великобритания, Украина и Грузия саботировали принятие Генассамблеей ООН предложенного Россией проекта резолюции, призывающего отменить односторонние санкции, которые мешают странам бороться с коронавирусом.
Попытки еще раз разыграть «украинскую карту» - это, по существу, попытки утопающего ЕС судорожно схватиться за соломинку. Сегодня мы наблюдаем, как европейские страны закрываются друг от друга, проявляют невиданные ранее примеры национального эгоизма.
Многие обозреватели задаются вопросом, а не является ли пандемия коронавируса той самой «последней соломинкой», что сломает хребет верблюду европейской интеграции? И существует ли она вообще в новых условиях? Возникает анекдотический спор между врачами: «Пациент скорее мертв, чем жив, или скорее жив, чем мертв?»
Как бы там ни было, но в любом случае пациенту не позавидуешь!
ЕС (как, впрочем, и НАТО) разваливается, не потому что пришел коронавирус, а потому что время этих структур неотвратимо и безвозвратно уходит.
Эти наднациональные образования, подобно всем империям прошлого, имеют свой исторический период существования, теснейшим образом связанный с сохранением авторитарной силы, сформировавшей эти империи. Когда эти центростремительные силы ослабевают, империи распадаются, как лоскутное одеяло, где прогнили нити, которыми сшивались отдельные лоскутки.
Центром силы, создавшим и сохранявшим Евросоюз с самого начала, были США. Они были заинтересованы, прежде всего, в сохранении его не столько экономического, сколько военного и даже в большей степени территориального потенциала на случай развязывания новой мировой войны.
За возможность еще раз отсидеться в это время за океаном и сохранить себя в возможном термоядерном конфликте янки готовы были даже делиться с европейцами барышами, заработанными во время Второй мировой войны.
С появлением у России гиперзвукового оружия необходимость в западноевропейских союзниках/вассалах отпала. К тому же их содержание стало слишком обременительным.
У Евросоюза был изначально методологический изъян: империи не могут создаваться и длительно существовать на демократической основе. Такая основа является иллюзорной. Это очень шаткая политическая конструкция, не способная справиться с более или менее серьезными испытаниями, какой является ныне пандемия коронавируса. Лучше всего с ней справляются государства с сильной централизованной властью, такие как Китай и Россия.
Скоро Евросоюз и НАТО развалятся, как развалился многонациональный СССР с заложенной изначально под него конституционной бомбой - правом наций на самоопределение. Как развалилась бы многонациональная Россия, утвердись в ней не президентская, а парламентская форма правления.
Может быть, хватит играть в демократию? Пора вернуть Феликса Эдмундовича на его законное место на Лубянской площади.
Сергей Кузнецов,
специально для alternatio.org
YouTube-канал - «Альтернатива» .