«Копьё судьбы» и его хранители - «История»
Франц Салес Лохбихлер (1777–1854). «Оттон I в битве при Лехфельде в 955 г.»
«Влекла же их к тому концу судьба, которой они были достойны, и она навела забвение о случившемся, дабы они восполнили наказание, недостававшее к их мучениям.»
Книга Премудрости Соломона, 19:4
История и культура. Для начала давайте посмотрим, а сколько раз копье в качестве оружия было упомянуто в Библии. Оказывается, в ней оно встречается 29 раз, но везде упоминается лишь в качестве самого обыкновенного, и даже не первостепенного по значению оружия, и никакой особой святости Писание в нём не обнаруживает. Тогда откуда этот миф о «святом копье», «копье судьбы», владение которым приносит удачу во всех делах, но особенно на поле брани? Лишь в Евангелие от Иоанна есть немного о римском воине, поразившем своим копьем Христа на кресте, но и не более того. Но… хотелось людям чуда, хотелось предметов, которым можно было поклоняться как святыням, и они их создали, ну а впоследствии появились и такие «святыни», как «чих ангела», заключённый в стеклянный флакон, зуб Иоанна Крестителя и много чего ещё, чем в Средние века и позднее торговали хитрые проныры.
Копьями с поперечиной вооружались всадники конницы Каролингов в VIII – XIX вв. Рис. из книги: V. Vuksic, Z. Grbasic. Gavalry. The HISTORY OF A FIGHTING ELITE 650BC - AD1914. London. Cassell Book, 1993. P. 61
Вот только с «копьём из Хофбурга» всё было немного иначе. Им обладали многие известные люди той эпохи и все они приписывали ему некие магические свойства.
Доказательством этому, помимо археологических находок, является и «Золотая псалтырь» из Санкт-Галлена. Иллюстрация к псалму 59 (60) (изображающая Иоава в качестве командира кавалерии в стиле франкской кавалерии эпохи Каролингов). Между 860-900 гг. Библиотека монастыря Святого Галла
Итак, считается, что первым, кто достоверно владел этим копьем, был император Оттон I (912–973). Причём оно упоминается в хронике его коронования. Упомянуто оно в описании его битвы с венграми на реке Лех (955 г.), и – мало того, в 968 г. Оттон специально выстроил для хранения копья впечатляющих размеров собор в Магдебурге.
Оттон I, королевская печать, Марбург. Государственный архив Гессена
Мемориальная доска с изображением Христа, принимающего Магдебургский собор от императора Оттона I. Ок. 962-968 гг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Что делал с копьем Оттон II и какую удачу оно ему принесло, неизвестно, а вот наследовавший ему Оттон III (980–1002) так испугался конца света в 1000 году, что зачем-то передал его римскому папе, видимо, в надежде, что тот своими молитвами его защитит или позволит обрести тёплое местечко в раю.
Генрих IV, император Священной Римской Империи, на миниатюре из манускрипта «Новая хроника», XIV в. Обращает на себя внимание изображение характерного для того времени кинжала баселард, подвешенного к поясу двух рыцарей, включая и самого императора. А у одного из них он даже в руке. Корона императора надета на шлем типа «железная шляпа». Библиотека Ватикана
Спустя полвека в честь своей коронации Генрих IV (1050–1106) приказал итальянскому ювелиру «добавить копью святости» – вставить в него «святой гвоздь» с креста Распятия. Именно тогда копье было обёрнуто серебряной оболочкой, на которой сделана надпись: «Гвоздь Господа нашего». Забота о святыне, разумеется, была похвальна. Но… от «каносского унижения» она его всё же не уберегла…
Бюст-реликварий Фридриха I Барбароссы. Ок. 1160 г. Позолоченная бронза, Соборная церковь св. Иоанна Богослова в Каппенберге, Северный Рейн-Вестфалия, Германия
Ещё одним владельцем копья стал не кто иной, как рыжебородый крестоносец Фридрих I Барбаросса (1122–1190) — один из трёх организаторов Третьего крестового похода. Однако оно ему также не помогло, и он банально утонул в неглубокой горной речке под тяжестью своих доспехов. Владел им и печально известный Фридрих II (1194–1250), внук Барбароссы – «крестоносец без креста» и «победить сарацин без похода». И в борьбе с папой «копьё судьбы» ему также помощи не оказало. То есть он мог бы, наверное, и победить папу, но умер. Как считается, от энтерита.
Император Карл IV — вот кто первым назвал данный артефакт «Копьём Господа», приказал заменить на наконечнике серебряную фольгу золотой, а сделанную до этого надпись изменить на более точную: «Копьё и Гвоздь Христовы». На всеобщее обозрение его выставили в Пражском замке и сделали предметом поклонения.
«Въезд императора Карла IV в Камбре». «Большие хроники Франции», иллюминированные Жаном Фуке, Тур, около 1455-1460 гг. Национальная библиотека Франции, Париж
Затем император Сигизмунд I Люксембург (1368–1437), ну тот самый, что позволил казнить Яна Гуса, зачем-то переместил наконечник из Праги в Нюрнберг. Везли его в телеге, прикрыв кучей рыбы, при этом с ним же везли зуб Иоанна Крестителя, мощи святой Анны и кусочек от деревянных яслей, в которых лежал младенец Христос. Сигизмунд I был явно очень набожен.
Сигизмунд I держит совет в своей палатке на поле битвы. «Хроники Фруассара» (Том IV, часть 2), 1470-1475 гг. Британская библиотека, Лондон
Копьем очень интересовался Наполеон. И вот, чтобы оно не попало ему в руки, городской совет Нюрнберга принял решение перевести имперские сокровища в Вену. Выполнил это поручение регенсбергский барон фон Гугель, и он же в 1806 году, воспользовавшись распадом Священной Римской империи, продал их австрийскому императорскому дому Габсбургов. Вот так они в Вене и оказались, и попали в Музей истории искусств во дворце Хофбург. Кстати говоря, и хорошо, что его и прочие регалии перевезли в Вену, поскольку место их прежнего хранения в Нюрнберге – церковь Святого Духа, была разбомблена в годы Второй мировой войны.
Выставили легендарный наконечник в зале № 11 под номером 155. При этом на табличке под ним было написано:
«Священное копьё, эпоха Каролингов, VIII век. С позднейшими добавлениями стали, железа, латуни, серебра, золота и кожи.»
Однако самое интересное заключается в том, что помимо реальных хранителей копья, которым оно в основном не помогло, существовало множество легендарных, причём относящихся ещё к дохристианскому времени. Однако и тогда это копье обладало магической силой, и вот вопрос – с чего бы это?
Так, копьем владел некий Финеес, являвшийся внуком Аарона, и сыном первосвященника Елеазара, первосвященник Иудеи, третий по счёту. Легенда утверждает, что это копье по его приказу было выковано в качестве символа крови израильтян, являющихся избранным народом. И непонятно почему, хотя возможно, что он его заговорил, копье всю жизнь помогало Финеесу достигать целей, простым смертным просто недоступных. Каким-то образом оно оказалось и у Иисуса Навина, и он с этим копьём бросился в атаку на укреплённый Иерихон и овладел им.
Константин Хансен (1804–1880). «Саул мечет в Давида копье». Частная коллекция
Саул также обладал этим копьем и бросил его в юного Давида в порыве ревности к его будущей славе.
Царю Соломону также приписывается владение этим могущественным артефактом. С его помощью он защищал Иудею от язычников.
Царь Ирод, заслуживший почётное прозвище Великий, если верить легенде, отдал свой ужасный приказ об избиении младенцев, опираясь при этом именно на это чудесное копье. Так сказать – черпал в нём силу! Но есть и другая легенда, что стража Ирода Великого всех младенцев мужского пола в Иерусалиме уничтожала… именно этим копьем! Хотя на миниатюрах многочисленных манускриптов их рубят и колют мечами.
Миниатюра 1190-1200 гг. из Псалтири Людовика Святого, принадлежавшей канонизированному французскому королю Людовику IX. Сейчас две такие псалтири находятся в Париже и Лейдене, и считаются прекрасными образцами манускриптов, исполненных в готическом (французском) и романском (английском) стилях. Библиотека Лейденского университета, Нидерланды
Бревиарий (конспект или молитвенник на латинском языке) 1323-1326 гг. Здесь младенцев и впрямь убивают копьем. Национальная библиотека Франции, Париж
Только теперь дошла очередь и до первоисточника всех бед: Гая Кассия (Лонгин) — римского воина и центуриона, вонзившего его между рёбрами Христа. Естественно, возникает вопрос, а до этого события что это было за копье и как оно от царя Ирода попало к простому центуриону?
Вот, собственно, каким образом и возникло «Святое Копьё». Фреска Фра Анджелико (1395–1455), Сан-Марко, Флоренция
А вот и сам виновник этого события поистине космических масштабов: Гай Кассий Лонгин. Фрагмент мозаики из монастыря Неа Мони на Хиосе, ок. 1050 года
Был ещё и такой святой – Иосиф Аримафейский. Именно он, по легенде, не только сохранил, но и доставил в Британию и Святой Грааль, и Святое Копьё. Причём указывается даже точное место доставки – аббатство Гластонбери.
Святой Маврикий был также одним из владельцев копья, но… оказывается, что им же владел и «бич народов» Аттила (ок. 406–453). Легенда сообщает, что он бросил его к ногам христианских воинов со словами:
«Забирайте своё священное копьё — мне оно не в помощь, ибо я не знаю Того, кто освятил его.»
Вот так копье попало к папе Льву I, и тот с его помощью спас Рим от гуннов. Хотя, скорее всего, они просто погибли от голода и чумы.
Рыцарь Парсифаль кроме того, что был последним хранителем чаши Грааля, стал известен тем, что вернул копье в Палестину по дороге в Индию.
Таким весьма юным молодым человеком рыцарь Парсифаль представлен в кинофильме 1953 года «Рыцари Круглого стола». Кадр из кинофильма
Фильм этот, разумеется, не более чем историческая сказка, но… доспехи в нём и прочее снаряжение очень хорошие. Кадр из кинофильма
Константин Великий (272–337) в битве у моста Милвиус держал «копьё судьбы» в руках. А передала его Константину его глубоко верующая мать Елена, св. Елена, которая стала святой, отыскав в Палестине священные реликвии, включая крест Распятия и копьё центуриона Лонгина.
Битва на Каталаунских равнинах между Аттилой, Аэцием, Меровеем и Теодорихом I из «Зеркала истории» Якоба ван Мерланта. Национальная библиотека Нидерландов
Король готов Теодорих I (419–451) именно благодаря «копью Лонгина» одержал победу над ордами Аттилы в битве при Труа в 451 году.
И Одоакр, германский вождь, отметившийся тем, что сверг последнего римского императора Ромула Августула, тоже… был обладателем «святого копья»!
Карл Мартелл выиграл с помощью этого копья битву при Пуатье в 732 г.
«Коронация Карла Великого 25 декабря 800 года в соборе Святого Петра в Риме папой Львом III». Миниатюра из «Великих хроник Франции». Работа Жана Фуке, Тур, около 1455-1460 гг. А где столь ценимое им Копьё? Национальная библиотека Франции, Париж
О Карле Великом в «Хрониках франков» историка Эйнгарда сообщается, что он
«построил свою империю силой Священного Копья, которое одарило его способностью управлять судьбой.»
Копьё же ему подарил патриарх Иерусалимский в 803 году чтобы склонить императора к военному сотрудничеству.
Сражение Генриха I Птицелова с венграми. Миниатюра из «Саксонской великой хроники» (Гота, около 1270 года). Готская научная библиотека
Генрих I Птицелов, по легенде, в Унструтском сражении тоже держал в руках это копье и потому его выиграл.
Как видите, фантазия человеческая не считалась ни с чем, ни с логикой, ни со здравым смыслом, лишь бы наделить своих положительных (а то и отрицательных) героев толикой божественного всемогущества. Никак без веры в чудесное люди обойтись не могли и не могут даже и по сей день!
Продолжение следует…
- Автор:
- Вячеслав Шпаковский