Фантастическое оружие в советской фантастике начала-середины ХХ века - «Вооружение»
Кадр из кинофильма «Гиперболоид инженера Гарина» (1965). Сцена убийства в Вилль-Давре
Теперь был виден весь завод, раскинувшийся на много километров. Половина зданий его пылала, как картонные домики. Внизу, у самого города, грибом поднимался серо-желтый дым. Луч гиперболоида бешено плясал среди этого разрушения, нащупывая самое главное – склады взрывчатых полуфабрикатов. Зарево разливалось на полнеба. Тучи дыма, желтые, бурые, серебряно-белые снопы искр взвивались выше гор.
«Гиперболоид инженера Гарина» Алексей Толстой
Рассказы об оружии. Первым советским романом, в котором действовало поистине фантастическое оружие, стал… ну конечно же – знаменитый «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого. Это был не первый его роман в СССР и не первая боевая фантастика в СССР вообще. В 1924 г. был напечатан роман Мариэтты Шагинян «Месс-Менд», где показана борьба фашизма с Советской Россией, последнюю поддерживают американские рабочие. Но эпохального особо ничего не было. А тут сразу борьба за власть над миром и всесокрушающее оружие – гиперболоид. Кстати, у этого романа было целых шесть версий: первая 1925 года (журнальная), вторая тоже журнальная появилась в 1927 году (изменена концовка), третья – 1934 г. (сокращены длинноты), 1936 год – детский вариант, убраны «взрослые сцены», вариант 1937 года и вариант 1939 года, который все сегодня в основном и читают. Интересно, что в первых вариантах Гарин посылал дирижабли в Сибирь за добытым Манцевым радием, а луч гиперболоида назывался ультракрасным. На основе радия Гарин мечтал создать водородный двигатель в 100 лошадиных сил размером с папиросную коробку и оружие, рядом с которым гиперболоид показался бы детской игрушкой. Всё это он посчитал в романе лишним, уводящим от главного. Зато в романе появилось ещё одно супероружие: лучевой револьвер (карманный гиперболоид).
«Секретарь – самый элегантный человек в Соединенных Штатах – лежал ничком, вцепившись застывшими пальцами в ковер: он умер мгновенно, без крика. Гарин, покусывая дрожащие губы, медленно засовывал в карман пиджака лучевой револьвер.»
«Гиперболоид инженера Гарина»
Готовое устройство гиперболоида. Бери и делай…
Так что все лучевые пистолеты, ружья, базуки, лучеметы и бластеры, извергающие видимый сжигающий луч – все они дети гиперболоида Толстого. Метатели теплового луча происходят из романа Уэллса. И, учитывая, каких в литературе больше, надо отметить, что лавры создателя самого массового и популярного лучевого оружия получит именно наш советский автор («красный граф», как его в 30-ые годы многие называли).
А какие типы показаны в фильме 1965 года? Каждое лицо – клише, но какое качественное
В 1965 году по роману был снят просто прекрасный фильм. В 70-ые года попытались снять новый фильм, в четыре серии, но лучше бы уж этого не делали, настолько эта поделка смотрится убого по сравнению с мастерской работой 1965…
Мне, например, в этом фильме очень нравится Зоя Монроз. Вот именно такая она и должна была быть! Кстати, её работа у Роллинга – это типичное исполнение обязанностей специалиста по связям с общественностью. Впервые в России такое было описано!
Столь же глобальным и, пожалуй, ещё более фантастичным был роман Александра Беляева «Борьба в эфире», впервые опубликованный в 1927 году. Один из немногих романов, где описана война будущего между США и СССР, а также и само будущее, в котором люди питаются таблетками и лишены волосяного покрова, а войны ведутся истребительным лучевым оружием. В общем, тут вам и Уэллс с его морлоками и элоями, и «лучи смерти», которыми многие увлекались в то время, словом, много там всего.
А. Беляев. Борьба в эфире. Обложка издания 1928 г.
В 1991 году в романе А. Беляева насчитали 65 научно-фантастических идей, так вот полностью или частично к этому времени осуществилось 36! Это очень высокий показатель для одного единственного произведения. Ко всему прочему это ещё и роман о попаданце в будущее. Правда, попадает он туда в бреду…
Американские империалисты на иллюстрации В. Александровского к изданию 1928 года. Впрочем, и все прочие герои не лучше
Ещё один лучевой генератор появился в СССР в 1939 году в романе «Генератор чудес» писателя Юрия Долгушина. В нём, правда, речь шла не о сжигающих лучах, а о биотических, управляющих жизненными процессами в организме, с помощью которых можно было даже воскрешать умерших. Ну а на капиталистическом Западе соответственно «генераторы Гросса» ставили на самолёты, чтобы убивать «лучами смерти».
Уже в 1936 году в советской фантастике дебютировал Александр Казанцев, в конце концов ставший по-настоящему её мэтром. Казанцев сумел очень точно воспринять все веяния своего времени, все эстетические и идеологические установки эпохи, поэтому его романы идеально точно отвечали «линии партии» и потому печатались огромными тиражами. Создавший множество интересных и оригинальных книг, он имел, однако, странную манеру переписывать свои романы, осовременивая их соответственно происходящим в обществе изменениям. Так, создав замечательную повесть «Внуки Марса» («Планета бурь»), он в одном из более поздних изданий перенёс её действие в… далёкое будущее, в другую звёздную систему, причём кроме космонавтов из Союза Коммунистических республик, действуют робот и Керн из… Социалистических Штатов Америки, герб которых скрещенный молоток и початок кукурузы.
Так, появившийся в 1952 году роман «Мол «Северный»» в 1956 году он перерабатывает в роман «Полярная мечта», в 1964 году — в роман «Льды возвращаются», а в 1970 году — в роман «Подводное солнце».
Но особенно досталось его первому роману «Пылающий остров», появившемуся в 1941 году. Этот роман менялся буквально год от года, от издания к изданию. Например, в романе 1941 года описана охота с применением самонаводящихся пуль, которые сами находят дичь. И как тут не вспомнить киносагу «Пятый элемент» и его Zorg ZF-1, не так ли?! Но в последующих версиях романа самонаводящимися являются уже стрелы, выпускаемые из лука!
Вот она какая охота была с луком и самонаводящимися стрелами. Роман «Пылающий остров», издание 1966 г.
«Стрела нагнала хищника, и он упал меж камней… и от его скрюченной руки с отвращением отпрянула морская волна, успев лизнуть коробочку с самым тяжёлым в мире металлом.»
«Пылающий остров», издание 1966 г.
Поэтому неудивительно, что в романе встречаются и характерные для фантастики 30-ых сухопутные суперкрейсера на гусеницах, величественно накренявшиеся на холмах, и… атомные бомбы, атомолеты-паролеты, реактивные истребители, управляемые по радио, и «воздушные торпеды» с натянутой между ними сетью. Две вещи, правда, остались неизменными – электромагнитные суперпушки, способные забрасывать снаряды с континента на континент, и изначальная первопричина всех треволнений и несчастий в романе – фиолетовый газ острова Аренида, который является катализатором горения азота в кислороде. «Огненное облако» пытается создать в романе некий ирландский революционер и с его помощью сжечь Англию. Но открытие попадает в руки врага мира Вельта, и только советские электромагнитные пушки, расстреливающие остров Аренида в Тихом океане, спасают весь мир от удушья. Больше подобное оружие, кстати говоря, нигде не встречалось!
Сухопутный крейсер из романа «Пылающий остров»
Что же касается предвидений, то… дистанционно управляемые БПЛА, в том числе и действующие в паре с истребителями, появляются сегодня прямо на наших глазах, но пока что в воздухе над пилотируемыми аппаратами не доминируют. Ну а что касается гусеничных супертанков, то… в кино они заняли свою нишу и в итоге превратились в пожирающие друг друга мобильные города. Встречались они и в романах зарубежных авторов, в частности, повести Роберта Ханлайна «Если это будет продолжаться» (1940), где каждый из танков, штурмующих дворец Пророка, имеет имя собственное и является именно таким вот огромным монстром.
Опять же у нас в СССР (хотя и в произведениях зарубежных авторов подобного оружия немало) появились и продвинутые «новинки» в области атомного оружия.
«К нам на далекий полигон, где беззвучно и невидимо взрываются нейтронные бомбы и гамма-люстры, иногда приезжают женщины. Раз в год на две недели. Мне кажется, что все они куклы. Иначе почему же потом мужчины так горько и тупо пьют в одиночку?»
«Возвратите любовь» 1966 г. Михаил Емцев, Еремей Парнов
Мне лично очень нравится описанное в этом произведении ночное нападение на базу США где-то в Азии. Тут тебе и пули с белым пояском, превращающие человека в пыль, и напалм, и молекулярный дезинтегратор, у которого почему-то оказались похищены ультразвуковые борройны (что это такое, в тексте не уточняется!)…
И вот это очень хорошо написано:
«Эти физики сами не ведают, что творят. Придумали атомную бомбу, потом водородную, потом «Бесс»… Наверное, их сильно беспокоит совесть. Потому и бродят по ночам. И как у него сил-то хватило? Умирающий ведь человек… Я не физик, не придумывал все эти ужасы, но тоже не смогу, наверное, заснуть спокойно после того, что увидел в танке.»
Иллюстрация к повести «Глиняный бог» из альманаха «Мир приключений» за 1963 г.
Ну и, разумеется, в перечислении всех тех, кто придумывал фантастическое оружие в своих НФ-произведениях, нельзя не назвать Анатолия Днепрова (Анатолия Петровича Мицкевича). У него был целый ряд НФ-произведений, бичующих капитализм во всех его проявлениях, но особенно сильным является повесть «Глиняный бог» (1963). В нём описана попытка бывших нацистов создать идеального солдата. Им удаётся заменить в человеческом организме углерод на кремний. Переделанный таким образом человек неуязвим для пуль, выдерживает высокую температуру, но неспособен говорить, думает с большим трудом, а пить может только воду со щёлочью. Ненадёжных сотрудников института тоже превращают в кремнийорганических людей, чтобы не проболтались. Но главному герою удаётся заменить в водопроводе, которым пользуются «переделанные», щёлочь на воду, и кремнийорганические люди погибают, превратившись в неподвижные статуи. Гибнет и их создатель. Ему главный герой подменил воду на зловредный эликсир, вызывающий замену углерода на кремний, и тот очень скоро превратился в кусок глины – «глиняного бога». К сожалению, писатель спился, мешал алкоголь с транквилизаторами и умер «от сердца».
Очень необычным оружием, опять же только наш автор сумел такое придумать, стала говорящая (!) рыба с миной на голове, по имени Мак, с которой можно было общаться на уровне дрессированной собаки.
«Я Мак! Нахожу и настигаю. Командир взрывает!»
— повторял бедняга Мак, не понимая, чем ему за это в итоге придётся расплатиться.
Сначала повесть «Субмарина «Голубой кит» Александра Мирера печаталась в 1968 году в «Пионерской правде», затем вышла отдельным изданием.
«Пионерская правда» с «Субмариной…» зачитывалась до дыр
Интересно, но в 1967 году во Франции вышел роман Робера Мерля «Разумное животное», где оружием становятся разумные дельфины, научившиеся говорить. Вряд ли Мирер мог в столь короткий срок познакомиться с французским изданием, а на русском языке он вышел лишь в 1969-ом. Скорее всего, идея использовать морских животных в качестве оружия в то время просто носилась в воздухе… По роману Мерля в 1973 году сняли кинофильм «День дельфина», но он куда слабее исходной книги.
Ну а в целом… в целом молодцы наши писатели-фантасты. Чего только в области оружия не смогли придумать. Перипетии всякие и приключения у них не только не хуже, чем у западных авторов, но в ряде случаев они были и оригинальнее, и, что особенно важно в НФ-литературе – научнее…
Продолжение следует…
- Автор:
- Вячеслав Шпаковский