Китайский «союзник» – и не друг, и не враг, а – так - «Мнения»
Русский с китайцем братья... отнюдь не навек
Давно пора забыть этот пропагандистский лозунг: русский с китайцем братья навек. Ещё после Даманского надо было забыть раз и навсегда. Нет, вспомнили зачем-то, и сейчас нафталин с него от случая к случаю стряхиваем.
Зачем? В иностранной прессе всё чаще встречается мнение, что агрессивная политика Запада в отношении России по украинскому вопросу может подтолкнуть Москву к более плотному союзу с КНР – главному геополитическому оппоненту США и ЕС. В России тоже уже стал вполне привычным тезис о повороте страны на Восток.
Речь сегодня, конечно, идёт не только о Китае, но и об Индии. Однако сейчас поговорим о Китайской Народной Республике и её отношении к России и проводимой ею денацификации Украины. Как в Пекине в случае чего охарактеризуют вполне возможную операцию на Тайване, кстати, очень даже интересно.
А пока отмечу важное заявление председателя Совета по академическим вопросам Шанхайского института международных исследований Ян Цземяня. Комментируя отношения Китая и России, он сказал:
«Они стоят плечом к плечу, как скала против бурного течения, в сегодняшнем хаотичном мире».
Понимаете, «плечом к плечу», а не «спина к спине». Поэтому, если США выстрелят в спину России, Китай будет не при делах, и отвечать на агрессию не будет!
Отложенный спрос
Китай, как обычно, использует позицию мудрой обезьяны, которая сидит на дереве и смотрит, как дерутся два тигра. Кто победит, тот и прав, с тем и стоит налаживать отношения.
Напомню, что за три недели до начала СВО, 4 февраля, Путин встретился с Си Цзиньпином в Пекине перед открытием Олимпиады. По утверждению американской разведки, китайский лидер якобы попросил отложить начало операции до завершения Олимпиады 20 февраля.
Да, с политической поддержкой, хотя и весьма осторожной, Си Цзиньпин не подвёл – Пекин ни разу не выступил с осуждением СВО, зато неоднократно осуждал политику НАТО и односторонние санкции против России. В середине июня Си Цзиньпин заявил, что полностью поддерживает Россию в вопросах её суверенитета и безопасности.
Но вот от военной поддержки России Китай воздерживается. В середине марта США сообщили, что КНР в переговорах с Россией выразила готовность предоставить ей военную технику.
Через несколько дней Джо Байден поговорил по телефону с товарищем Си, потребовав от него этого не делать и предупредив о последствиях. Планировалась ли китайская поддержка в реальности, сказать трудно, но за прошедшие с тех пор почти пять месяцев ни одна единица китайской техники так и не прибыла в Россию.
С экономической поддержкой всё ещё интереснее. Импорт сырой нефти из России в Китай вырос за это время на 55 % по сравнению с предыдущим годом, достигнув рекордных значений, пишет Reuters. Россия также смогла увеличить экспорт сжиженного природного газа в Китай, который составил в прошлом месяце почти 400 000 т, что на 56 % больше, чем в мае 2021 года.
С санкциями не спорят
И всё бы хорошо, вот только Россия продаёт нефть Пекину с большим дисконтом. Скидки доходят до 30 %. И не спрашивайте, зачем нам продавать нефти так много и по такой смешной цене. Продавцы нефти свою выгоду понимают. И выгода страны тут ни при чём. От слова совсем...
Экспорт российского трубопроводного газа в Китай по «Силе Сибири» растёт также уверенно: в 2022 году он составит 16–17 млрд кубометров (плюс 60–70 % к уровню 2021 года).
Заявления главы китайского банковского регулятора Го Шуцина о том, что Китай не будет присоединяться к финансовым ограничениям против России, никак не мешает китайским банкам и компаниям соблюдать санкции. Причём соблюдать скрупулёзно до обидного, когда никакие карточки «Мир» на большей части территории Поднебесной уже не помогают.
Не просто так крупные китайские госбанки уже на второй день после начала СВО ограничили операции с Россией. Госкомпании отказались от проектов, предполагающих экспорт в Россию сложных технологических решений, в производстве которых участвуют европейские компании.
Например, от участия в строительстве нефтехимического завода «Сибура» и поставки модулей для проекта «Арктик СПГ-2». Крупные китайские компании также еще в мае начали сворачивать свою работу в России. При этом уходят с российского рынка IT-гиганты «тихо» и без публичных заявлений, рассказали аналитики The Wall Street Journal.
По данным источников издания, поставки в Россию сокращают производитель компьютеров Lenovo и разработчик смартфонов Xiaomi. Газета отметила, что, несмотря на умеренную политическую позицию Китая, бизнес старается не нарушать санкций Запада и США.
Совсем другие красные линии
«Пекин прекрасно чувствует американские красные линии. Китай адаптируется к санкционному режиму и, что касается технологического импорта, предпочитает ничего не делать, чем рисковать»,
– пояснил Александр Габуев из Фонда Карнеги.
Такие действия Китая согласуются с исторической практикой соблюдения страной санкций США против Северной Кореи и Ирана. Коммерческие связи с США, ЕС и их союзниками в Азии гораздо важнее, чем с Россией. В 2021 году Китай экспортировал в Россию товаров на сумму около 68 млрд долл, а его экспорт в США и ЕС вместе взятые составляет более 1 (одного) триллиона долларов.
Да, Пекин не вводил против нас санкций, но, как утверждают эксперты, не будет нарушать западные санкции против России из-за угрозы потерять доступ к рынкам в развитом мире, который, стоит напомнить, объединился против Москвы.
Многие в нашей стране очень рассчитывали, что параллельный импорт – это как раз про Китай. Увы – если что-то и есть в реальности, то точно в некритичных областях.
Правда, после визита спикера палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань Китай и США вошли в клинч. Заместитель министра иностранных дел Китая Се Фэн заявил, что Пекин примет самые решительные меры в ответ на скандальный визит.
Возможно, ситуация для России в чём-то изменится. А, возможно, нет. При любых раскладах Китай будет действовать только в своих, но не в наших с вами интересах. И, как видим, не всегда эти интересы совпадают.
Если Высоцкий в песне про друга предлагал «тянуть парня в горы», чтобы узнать, друг он или нет, то сейчас место гор заняла СВО. И разве мы видим от Китая ещё что-нибудь позитивное, кроме неприсоединения к санкциям? Лично я ничего такого не вижу, ни параллельно, ни перпендикулярно.
И в результате лишний раз убеждаешься в правоте императора Александра III, утверждавшего, что
«У России есть только два союзника – её армия и флот».
- Автор:
- Анна Козырева
- Использованы фотографии:
- mpsh.ru, n1s1.hsmedia.ru, businesstimes.com.sg