Ту-160: лебединая песня еще не спета - «Вооружение»
В этом году исполнилось 35 лет, как на страже интересов страны стоит стратегический бомбардировщик Ту-160 или по-нашему «Белый лебедь». В стане наших вероятных его называют «Black Jack», что некоторые неправильно переводят, как «черный валет», на самом деле «Вlack jack» - это удар с размаху дубиной, повергающий в нокдаун. Более справедливое название, как по-моему.
35 лет – это много? В принципе – нет. Не так давно у нас были статьи о В-52 и Ту-95, которые отмечали свое семидесятилетие на военной службе, так что 35 лет – это так, семечки…
В принципе, в тех материалах достаточно хорошо были обговорены все проблемы и возможности старых самолетов, но ведь Ту-160 – он уже из другого поколения.
Начиналось все в шестидесятые годы, когда пик «любви и дружбы» между СССР и США мешал в космосе летать спутникам. Обе страны изо всех сил наращивали свои ядерные арсеналы и, естественно, средства их доставки.
У СССР был турбовинтовой Ту-95 и реактивный 3М, у США – В-52. Тогда считалось, что дозвуковые самолеты не могут гарантировано преодолеть ПВО развитой страны, потому работы велись в обеих странах, но если в США над стратегической авиацией работали плотно, то в СССР предпочли развивать межконтинентальные баллистические ракеты.
Но в 1964 году случилось событие, которое несколько перевернуло авиационный мир СССР: в США совершил первый полет экспериментальный стратегический бомбардировщик North American XB-70 «Valkyrie».
Самолет, который развивал крейсерскую скорость 3 Маха на высоте 21 километр, задумывался как неуязвимый бомбардировщик, который сможет достигать высот, где ПВО противника будет бессильной, а от перехватчиков его должен был защищать персональный истребитель North American XF-108 «Rapier», который оснащался бы такими же двигателями на бороводородном топливе.
Проект, что называется, «не сыграл», «Валькирию» и «Рапиру» строить серийно не стали по многим причинам, но свою роль «Валькирия» сыграла: в СССР задумались над созданием высотного сверхзвукового перехватчика, который мог бы уничтожать такие самолеты за пределами действия ПВО. Так началась история МиГ-25, о котором мы тоже недавно писали. (МиГ-25: окончательный уход в историю)
Далее американцы, разочаровавшись в перспективах высотного прорыва ПВО СССР, сконцентрировались на создании самолета, способного на малых высотах обходить ПВО и наносить удары. Так началась история Rockwell B-1 «Lancer».
А у нас, параллельно с созданием МиГ-25 начались работы над созданием «такого же, но лучше» стратегического сверхзвукового ракетоносца. Так что соответствующим Постановлением Совета министров СССР в 1967 году были начаты работы над проектом, который впоследствии стал Ту-160.
Самолет должен был нести до 45 тонн боевой нагрузки на дальность до 13 000 км со скоростью 2500 км/ч.
Самое интересное, что первоначально над самолетом работали ОКБ Сухого и Мясищева. КБ Туполева подключилось только в 1969 году, придя не с пустыми руками, а наработками по Ту-144.
В конкурсе сошлись Т-4МС конструкции Сухого и М-18 конструкции Мясищева. Победил самолет Мясищева, но далее произошел казус: формально победил М-18, но работать над самолетом далее поручили КБ Туполева. Объяснили это отсутствием производственных площадей у КБ Мясищева. Впрочем, эти перипетии достойны отдельной повести, поскольку туполевские инженеры отклонили большинство наработки по М-18 и фактически построили свой самолет, правда, оставив часть задумок инженеров КБ Мясищева.
В ноябре 1981 года Ту-160 совершил первый полет, за что летчик-испытатель Борис Веремей получил звание Героя Советского Союза.
Самолет получился большим. Намного больше В-1В, который должен был по замыслу скрытно проникать через системы ПВО противника. Размеры Ту-160 дали самолету много титулов. Он до сих пор остается самым большим и мощным сверхзвуковым самолетом в истории боевой авиации, самым большим самолетом с крылом изменяемой стреловидности и рекордсменом по максимальной взлетной массе. 245 тонн взлетного веса и 45 тонн боевой нагрузки – пока этого не мог превысить никто.
Что говорить, если в рядовой полет Ту-160 берет 171 000 литров топлива. Это три железнодорожных цистерны. И это топливо он сжигает, преодолевая около 13 000 километров. Ну и 46 мировых рекордов по дальности, высоте и скорости полета.
Естественно, и вооружение было таким, способным кого угодно повергнуть в страх и ужас. Внутри фюзеляжа, в отсеках, размещались две барабанные пусковые установки МКУ-6-5У, которые могли нести по шесть ракет Х-55СМ и Х-15С.
С течением времени там прописались еще более кошмарные творения человеческого разума, Х-101 и Х-555.
С самолетом так спешили, что начали собирать и отправлять в ВВС до того, как закончился цикл госиспытаний. Ну как всегда, очень хотелось опередить США, хотя сегодня это смотрится довольно дурацки: кроме политических плюсов более ничего. «Сырая» машина на обороноспособность если и сыграет, то только в минус.
Планировали построить 100 самолетов и это было бы весьма весомо. Но увы, Советский Союз закончился раньше, успели построить всего 25 машин. И еще один нюанс: 19 из них оказались на территории незалежной Украины, поскольку при СССР базировались в составе 184 ТБАП в Прилуках.
Получилось своеобразно: самолеты в Украине, а предприятия-изготовители запчастей, ремонтные, летные кадры и техперсонал оказались в России. Украинцы собирались использовать доставшиеся им Ту-160 в качестве носителей неядерного вооружения, но увы, для полетов не хватало средств и специалистов, многие из которых уволились или отбыли в Россию.
И тут в середине девяностых началась драма в истории Ту-160. Добрые американские партнеры новой Украины в рамках программы Нанна-Лугара заплатили украинцам за уничтожение Ту-160 и Ту-95МС. А как всегда, нуждавшиеся в деньгах украинцы, согласились порезать самолеты.
До 2001 года уничтожили 10 самолетов, один Ту-160 стал музейным экспонатом. Причем, это была практически новая машина, всего 430 часов налета!
Как видите, доллары, вовремя и куда надо занесенные творят чудеса, работая намного эффективнее высотных перехватчиков и зенитных ракет.
К счастью для нас, обнищание и разворовывание Украины шли такими темпами, что денег всем не хватало, а потому российской стороне удалось обменять самолеты на нефть и газ. За 285 миллионов долларов Россия получила 8 самолетов Ту-160, 3 самолета Ту-95 и более 500 ракет.
В 1992 году была поставлена первая точка в истории Ту-160. Вроде бы в обмен на прекращение строительства В-2 в США, Россия перестала строить Ту-160. Достроенные 6 самолетов были переданы ВВС в 1994 году, на этом выпуск Ту-160 прекратился.
Однако, точка оказалась точкой с запятой. И в 2000 году ВВС приняли самолет, выпущенный уже в России. Он получил имя сперва «Илья Муромец», а потом был переименован в «Александра Голованова».
А в 2005 году произошло вообще знаменательное событие: указом президента Путина Ту-160 был официально принят на вооружение российских ВВС. Плюс самолет несколько модернизировали, установив двигатели НК-32-01 с увеличенным ресурсом и увеличив количество топлива, принимаемого во время воздушной дозаправки с 43 до 50 тонн.
Как-то так тихо и почти незаметно снова начали собирать двигатели НК-32, появилась вторая модернизация НК-32-02, начали изучать возможности по производству самолетов, в 2007 году Россия объявила о том, что снова начинает полеты стратегической авиации.
И в 2007 году вышел фильм «07-й меняет курс». Фильм, конечно, не тянет даже на «троечку», потому что убог как по постановке, так и по исполнению актерами, но в нем главную роль сыграл Ту-160 «Александр Молодчий».
В 2008 году в ВКС России пришел 16-й по счету Ту-160, получивший имя «Виталий Копылов». Как и «Александр Голованов», это был самолет, собранный из советского задела, с агрегатами старого образца.
Затем от Ту-160 все отвлеклись, поскольку решили срочными и ударными темпами разрабатывать и строить ПАК ДА. Этот проект должен был заменить все советские самолеты большого радиуса действия. Однако вскорости горячие головы остыли, «успехи» по программе ПАК ФА заставили задуматься о том, что самолеты нужны завтра, а не через 30 лет.
В итоге президент Путин приказал прекратить развлечения прожектами и приступить к возобновлению серийного производства Ту-160М, самолетов, оснащенных по последнему слову и российским возможностям. В мае 2015 года был подписан соответствующий указ.
Надо отметить героизм российских авиастроителей, заново освоивших, казалось бы, утраченные технологии по сварке титана и производстве таких сложных машин. Но они справились, приказ Путина о том, что ВКС нужно 50 машин есть приказ. Не знаю, чего это стоило казанским авиастроителям, но они справились и первый Ту-160М полностью российской постройки «Петр Дейнекин» уже проходит цикл испытаний.
В 2015 году состоялось и боевое крещение Ту-160. Да, цели были не очень весомые для самолета такого класса, но российские стратеги отработали своими ракетами по позициям террористов в Сирии. Ракеты Х-555 и Х-101 показали свою серьезность и также прошли проверку боем. Цели были поражены «с высоким качеством».
Это испытание стало первым применением стратегического самолета, созданного в 70-х годах прошлого века. Но стало ли это доказательством актуальности Ту-160?
Действительно, сегодня многих волнует вопрос: а насколько современен и востребован самолет, который будет стоить таких денег? И насколько Ту-160М может выполнять те задачи, для которых он создавался, то есть, прорыв эшелонированной ПВО?
Современные средства поражения самолетов за эти тридцать лет совершили изрядный скачок в эволюции. Зенитные ракетные комплексы стали стрелять и дальше, и точнее. Ракеты не то чтобы стали «умнее», но сбить их с курса стало сложнее.
Эксперты в определенных источниках считают, что Ту-160М получит модернизированный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, его оснастят новыми средствами связи, навигации и управления. Появятся перспективно новые средства поражения, о которым мы еще не знаем по разным причинам. Все это звучит красиво, но не отвечает на главный вопрос: актуальность Ту-160М на чем основана и чем подкреплена?
И над этим ломают голову не только в России. У американцев проблемы примерно того же плана. Для них сегодня главный вопрос в том, стоит ли В-1В «Лансер», которого тоже сперва хотели порезать за ненадобностью, а теперь решили дать второй шанс как носителю гиперзвукового оружия.
Конечно, нам будет интересно наблюдать за развитием проекта ARRW (Air Launched Rapid Response Weapon), продуктом которого стала ракета AGM-183A. Возможно, американская гиперзвуковая разработка составит конкуренцию нашему «Кинжалу», а возможно и нет.
Но судьба В-1В не так нас всех волнует, сколько потребность в Ту-160М и понимание того, сможет ли этот самолет оправдать затраченные на него суммы в будущем?
Для начала ответим на несколько вопросов.
Сможет ли Ту-160 незаметно подойти к рубежам США? – Нет. Спутниковые группировки и другие средства слежения «увидят» бомбардировщики намного раньше, чем те подойдут на дистанцию удара.
Является ли Ту-160 сильнейшим компонентом ядерной триады? – Нет. Подводные лодки несут больше ракет, и они более мощные. О наземных ПУ даже не говорим.
Можно ли назвать Ту-160 неуязвимым? – Нет. Самолет хоть и оснащен средствами защиты, но целенаправленная атака 2-4 истребителей сведен на нет все усилия по защите бомбардировщика, и он будет уничтожен.
Является ли сверхзвуковая скорость Ту-160 гарантом того, что бомбардировщик сможет выполнить все возложенные на него задачи? – Нет. Скорость Ту-160 высока, но скорость современных ракет все равно выше. Равно как и многие самолеты, атакуя на контркурсах, способны «достать» Ту-160.
Так может быть, вообще стоит отказаться от этих самолетов?
И снова «нет».
Наверное, покажется странно, но Ту-160 годен не только для красивых парадных полетов и олицетворения возможностей российских ВКС. Тем более, что 17 машин (считая «Петра Дейнекина») – это не так внушительно смотрится, как 60 американских В-1В или 80 В-52. Вопрос эффективности.
Так где может пригодится такой самолет, как Ту-160 и чем он силен?
Главное преимущество Ту-160 – это его скорость. Да, сейчас некоторые ткнут пальцами в написанное выше, так вот: смотря о каких задачах будет идти речь. Если о том, чтобы в упор подойти к американским объектам и отстрелять по ним барабаны своих револьверов – это одно. А мы посмотрим на проблему немного с другого ракурса.
Итак, напряженность в отношениях между США и РФ достигает почти максимума. Почти – это значит, что атомные ракетоносцы еще занимают позиции в океанах, но АУГ США идут к тихоокеанским рубежам нашей страны, которая, скажем, все-таки сцепилась с Японией за Курилы. Японский флот тоже начинает дергаться в нашу сторону.
И вот в такой ситуации, на удалении, Ту-160 могут оказать очень большое влияние на развитие событий. Самолет быстр. Он не просто быстр, не каждый истребитель в мире сможет его догнать. Когда перехватчик стартует с земли, а бомбер уже делает 2500 км/ч на высоте 15 км – вперед, догоняйте! Это математика, а она против такого. Перехватчик должен выдавать 3-3,5 тысячи км/ч, чтобы догнать Ту-160, да и то, это произойдет не сразу.
Кто у нас может так раскочегариться кроме МиГ-31? Вот то то и оно… И кроме того, запас топлива на истребителях несколько не такой, как у Ту-160.
Сильная сторона «Белого лебедя» проявляется именно тогда, когда самолет УЖЕ взлетел и болтается в районе событий. естественно, с полной боевой нагрузкой, и лучше в компании себе подобных.
Это получается такой джокер, который может многое именно потому, что самолет сможет очень быстро оказаться там, где ему надо. Точнее, надо командованию, которое отдает приказы.
Подводная лодка на боевой позиции (имеется в виду ПЛАРК, мы пока не стираем мир в труху) – это хорошо. Но главный козырь ПЛ в том, что она может прийти в район событий скрытно. Но не быстро. А Ту-160 может не скрытно, но очень быстро. И тактическое равновесие нарушается для любой АУГ, потому что самолетам надо еще взлететь (молчим, что F/A-18 «тушку» просто не догоняет) и что-то изобразить, а стратег уже «на районе распальцовывает». А крылатые ракеты – это очень подлая штука. Она не быстрая, но точная. А Х-555 вполне нормально стартует с таких расстояний, что ни одна американская система ПВО на таких дистанциях не работает.
Чем ближе может подойти самолет до пуска ракет, тем меньше времени остается ПВО для реагирования. И тем сложнее перехватить ракету, которая по вредности своей будет еще маневрировать и лететь над самыми волнами.
А можно сразу зайти с гиперзвуковых. Чтобы обозначить серьезность намерений. Ту-160 идеально подходит на роль носителя «Кинжала», потому что первая ступень из него хоть медленнее, чем из МиГ-31, зато ракет он точно унесет не одну. И на большее расстояние.
Ту-160 – это идеальное оружие первого круга обороны, способное встретить противника на значительном удалении. На не так уж и надо взламывать ПВО США, это сложно, да и не наше это дело – первыми нападать. А вот встретить тех, кто идет с официальным, но совершенно недружественным визитом – для этого Ту-160 и его ракеты пригоден, как никто другой.
Если придет время сносить с лица земли континент Северная Америка, с этим вполне нормально справятся и подводные лодки с МБР, и шахтные чудовища.
Сегодня такой самолет, как Ту-160, не очень хорош для того, чтобы прорываться через завесы истребителей, ЗРК и комплексов РЭБ. То есть то, что мы имеем, говоря о прорыве системы ПВО. Но это идеальное оружие, щит, выдвинутый на 3-5 тысяч километров от границ страны. Ну и меч, способный очень чувствительно ударить по противнику.
Когда мы говорим не о первом ядерном ударе, не о втором, а о превентивном, на дальних подступах к нашим границам – вот здесь Ту-160 просто идеален.
Я в своих статьях не раз говорил о том, что тактика обороны США, которая рассчитывается от плавучих аэродромов, выдвинутых далеко от границ, неплоха. Если нет оружия, способного утопить эти аэродромы. Именно потому военные в США так нервничают, глядя в стороны наших подводных стратегических ракетоносцев, было бы неплохо, если они так же стали нервничать от наличия у России более полусотни (так в планах у Путина было) стратегических воздушных ракетоносцев.
Мы привыкли к тому, что стратегический бомбардировщик рассматривается непременно как оружие первого удара или возмездия. Это не так. В наше время это инструмент хирургически точного воздействия на обстановку, способный вывести из строя АУГ, флот снабжения, мосты, военные базы и прочие цели, находясь ЗА пределами действия ПВО и на дистанциях, недоступных наземным ОТРК.
Так что в наше время должным образом подготовленный и модернизированный Ту-160 очень полезен и актуален. Вопрос только в том, как его применять. Но этот самолет действительно может оказать большое влияние на расклад сил в любом регионе мира при любом конфликте.
- Автор:
- Роман Скоморохов