Вооружение, униформа, снаряжение и люди. Англо-бурская война 1899-1902 гг. - «История»
Буры из Блумфонтейна отправляются на войну
Я-шел-сквозь-ад — шесть недель, и я клянусь,
Там-нет-ни-тьмы — ни жаровен, ни чертей,
Но-пыль-пыль-пыль-пыль — от шагающих сапог,
И отпуска нет на войне!
Редьярд Киплинг «Пыль». Перевод А. Оношкович-Яцына
Неизвестные войны. Бурская война стала серьёзным испытанием для британской армии. В начале войны британская тактика оказалась в тисках того, что мы называем инерцией мышления: она была рассчитана на использование однозарядного огнестрельного оружия, из которого пехотинцы стреляли залпами под контролем ротных и батальонных офицеров; войска обучались сражаться сомкнутым строем. Необходимость в плотных формированиях неоднократно доказывала свою эффективность и в ходе колониальных боёв. Во время Зулусской и Суданской войн противники англичан, вооруженные в основном колющим и рубящим оружием, удерживались от них на расстоянии именно за счёт такой тактики, и лишь при Исандлване они проиграли именно из-за превосходства зулусов в живой силе. У англичан попросту не хватило там патронов их всех перестрелять, а пулеметов у них тогда не было. Но эту тактику пришлось полностью переосмыслить в войне против буров, вооруженных на то время самым современным оружием.
Британская империя в 1898 году
За несколько месяцев до военных действий бурский генерал-коммандант Жубер закупил в Германии 30 000 магазинных винтовок «Маузер», стреляющих патронами с бездымным порохом, а также современные полевые орудия и пулеметы у немецкой фирмы Круппа, французской Ле-Крезо и британской фирмы Максима. Бурские коммандо без формальной дисциплины слились в могучую боевую силу благодаря сильному чувству общности и неприязни к британцам. Полевые корнеты руководили бурскими бюргерами своим личным влиянием, а не каким-либо военным уставом. Буры не использовали в бою боевые порядки, подобно англичанам, но инстинктивно старались вести бой из-за укрытия. Большинство буров были фермерами – и именно эти «сельские буры» привнесли на войну своё искусство меткой стрельбы, которое только лишь возросло с применением магазинных винтовок. Обладая высокой мобильностью, буры стали естественным образом сформировавшейся конной пехотой. Ну а буры-горожане и иностранные добровольцы с готовностью переняли боевую методику остальной армии.
Бурская винтовка «Маузер» образца 1895 г. Музей Окленда. Новая Зеландия
Буры с трофейными винтовками «Ли-Метфорд» в руках
Важным обстоятельством было и то, что за исключением штатных артиллерийских и полицейских подразделений, одетых в форму, буры во время войны были одеты в свою повседневную гражданскую одежду и потому были малозаметны на фоне выжженного солнцем африканского вельда.
Родезийские добровольцы покидают Солсбери для участия во Второй англо-бурской войне, 1899 год
Новозеландские войска маршируют по Уэллсли-стрит в Окленде, чтобы отправиться в Южную Африку
Правда, уже после первого месяца боёв буры потеряли своё численное превосходство над англичанами, проведя оставшуюся часть войны в обороне против британских войск, которые постоянно превосходили буров своей численностью.
Канадские солдаты на пути в Южную Африку в 1899 г.
Но здесь опять-таки следует отметить несовершенство британской тактики, отработанной в боях на северо-западной границе Индии, в Зулуленде, Судане и в других колониальных войнах против плохо вооруженных аборигенов. Поэтому в сражениях на реке Моддер, при Магерсфонтейне, Коленсо и Спион-Копе британская армия оказалась неспособна выстоять против окопавшихся бурских войск, вооруженных современным скорострельным оружием.
Лошадей для британской армии выгружают в Порт-Элизабете
Причём интересно, что каждый британский командующий совершал практически одну и ту же ошибку: и Буллер, и Метуэн, и Робертс, и даже Китченер. А заключалась она в том, что они придерживались старой пехотной тактики. Когда генерал Келли-Кенни попытался выманить коммандо Кронье из их окопов в Паардебурге, используя свою артиллерию, Китченер вмешался и настоял на атаках пехоты с такими же катастрофическими последствиями, как и те, что были ранее. То есть Кронье, окружённый и обстреливаемый английской артиллерией, потом, конечно, всё равно сдался. Но это стоило британцам многих лишних потерь.
Британские потери убитыми на поле боя после битвы при Спион-Копе 24 января 1900 года
Удивительно, но одними из самых успешных подразделений британских войск в войне с бурами стали… нерегулярные полки: Имперская легкая кавалерия, городские имперские добровольцы, южноафриканцы, канадцы, австралийцы и новозеландцы, которые легче избавились от привычки прежних британских колониальных войн, использовали своих лошадей в качестве транспорта, а не для атаки, продвигались, прикрываясь огнём и широко используя укрытия, вместо того чтобы осуществлять фронтальное движение вперёд под шквалом пуль винтовок «Маузер».
Буры хоронят убитых англичан и молятся за упокой их души…
О том, что британская пехота в Африке перешла на использование формы хаки здесь уже рассказывалось. Теперь остаётся добавить, что и полки горцев в Натале разработали и стали носить фартуки цвета хаки, чтобы скрывать цветные килты и спорраны. К концу войны любимым предметом униформы у англичан стала широкополая шляпа с заломленным полем с одной стороны, тусклая туника и брюки; опасность блестящих пуговиц и слишком уж показных знаков звания была быстро осознана ввиду непропорционально высоких потерь в офицерском составе.
Британский офицер в обмундировании времён Англо-бурской войны 1899-1902 гг.
Британская пехота была вооружена магазинной винтовкой «Ли-Метфорд», с магазином на 10 патронов. Но с солдатами не проводилось тренировок, которые позволили бы полностью использовать её потенциал. Личным стрелковым навыкам, так же как и ведению разведки, уделялось мало внимания.
Фото перед отправкой на фронт. «Жди меня и я вернусь!»
Заскорузлость мышления британского генералитета была просто ужасна: известно, что генерал Харт, например, настаивал на том, чтобы его ирландская бригада шла на врага плечом к плечу, как на параде в Олдершоте. И лишь добровольческие формирования из Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии, на которые высшие британские офицеры смотрели как на «недосолдат», смогли привнести на поле боя и новые идеи, и более оригинальные способы ведения войны.
Александер Дункан Тёрнбулл – британский солдат, 1901 г. Южная Африка
А знаете, чего больше всего не хватало британским регулярным войскам в Южной Африке? Им не хватало… воображения и ресурсов. Эффективная разведка и защита лагеря часто игнорировались. Известно множество случаев, когда британские контингенты попросту терялись в вельде или попадали в засады, и были вынуждены сдаваться. Недаром сразу же вслед за войной последовала полная реорганизация британской армии с упором на навыки владения личным оружием, меткий огонь и передвижение с использованием укрытий.
13-фунтовая английская пушка. Журнал «Инженер» 29 октября, 1880 г. С. 323-324
Британская артиллерия была мощной боевой силой, которую командиры, мало обученные применению современных орудий в бою, использовали совершенно недостаточно. Лишь в бою под Питерсом британский командующий Буллер использовал современную форму боевой тактики: «огневой вал», позволяющий пехоте продвигаться под его защитой. Но это был практически единственный случай, когда Буллер продемонстрировал настоящее полководческое мастерство, причём его кратковременное вдохновение почему-то очень быстро угасло.
2,5-дюймовая горная пушка 1880 г. Артиллерийский музей в Вулвиче
Королевская полевая артиллерия в Африке вооружалась 15-фунтовыми орудиями; Королевская конная артиллерия сражалась 12-фунтовыми и 13-фунтовыми орудиями, а батареи Королевской гарнизонной артиллерии использовали 5-дюймовые гаубицы и горные орудия. Доходило до смешного. Во время Второй англо-бурской войны стандартной горной пушкой британцев была 2,5-дюймовая горная пушка, которая была дульнозарядной и стреляла дымным порохом, который выдавал позицию орудия при каждом выстреле. А поскольку орудие могло вести огонь только прямой наводкой и на небольшом расстоянии, это делало её расчёт крайне уязвимым. Не было у англичан и тяжелых орудий. Поэтому Королевский флот предоставил в распоряжение тяжелой полевой артиллерии несколько 4,7-дюймовых морских орудий, которые монтировались на полевых лафетах, разработанных капитаном Перси Скоттом с крейсера «Террибл».
4,7-дюймовая пушка, известная под именем «Джо Чемберлен», ведёт огонь по Магерсфонтейну. Этот обстрел был одним из самых сильных со времён Севастополя, но послужил он лишь только для того, чтобы предупредить буров о неизбежности британской атаки. Однако один из бурских «лонгтомов» англичанам всё же удалось подбить именно из этого орудия!
Более крупные бурские орудия намного превосходили 15-фунтовые орудия Королевской полевой артиллерии британской армии. С другой стороны, бурам не хватало обученных артиллеристов, и они полагались на осколочно-фугасные снаряды, а не на шрапнель, которую почти исключительно использовали британские артиллеристы. А опыт войны показал (хотя осознано это было не сразу), что осколочно-фугасные снаряды в значительной степени неэффективны и что потери от воздушных разрывов намного больше, чем от разрывов снарядов на земле. К тому же последние в рыхлой песчаной почве ещё и не всегда взрывались. Впрочем, вполне вероятно, связано это было с тем, что прицелы на тогдашних орудиях были весьма примитивны и огонь те же буры вели главным образом по площадям. Например, буры несколько раз обстреливали осаждённый Ледисмит из своих «лонгтомов», страшно перепугали этим местное гражданское население, но урон защитникам города нанесли небольшой.
Британская королевская артиллерия в битве у Эландслаагте. Рис. Фрэнка Крейга
Надо сказать, что бурская артиллерия вообще стала для англичан неожиданностью. Конечно, буры всё ещё оставались новичками в её использовании, и многие бурские артиллеристы были простыми фермерами, которым не хватало подготовки и дисциплины британских артиллеристов. Но зато они были оснащены самыми современными орудиями, сделанными во Франции и в Германии, причём некоторые из них обладали большей дальностью стрельбы, чем устаревшие британские полевые орудия, и вели огонь из укрытий, тогда как британские орудия традиционно располагались на открытых местах, доступных всеобщему обозрению.
Продолжение следует…
- Автор:
- Вячеслав Шпаковский