Корабль или судно: о классификации и устройстве парусного флота - «Военные действия»
Есть известное красивое изречение, что были времена, когда корабли оставались деревянными, зато люди – железными. Это изречение во многом характеризует морской характер в целом и характер конкретно тех моряков, которые ходили под парусами на одно-, двух-, трёхмачтовых судах и кораблях.
Если говорить о деревянных парусных судах, то это многовековая история, которая начинается до прихода новой эры. И за все эти века шло развитие, происходила трансформация торговых и военных флотов, при которой одни исторические цивилизации не стеснялись заимствовать технические и технологические достижения у других.
При этом важная характеристика кораблей и судов прошлых веков отличается от их прямых характеристик в Военно-морском флоте России дня сегодняшнего. Военнослужащие и ветераны Военно-морского флота РФ (СССР) болезненно реагируют, когда военный корабль (будь то, например, ракетный катер) называют судном. В прошлом понятие «корабль» имело конкретный образ. Это должно быть как минимум трёхмачтовое судно.
Деревянные корабли и суда имели строгое обозначение элементов конструкции. К моменту расцвета парусного флота обозначения, закрепившиеся в «морском» языке, – целая россыпь терминов, для которых создавались особые справочники, дошедшие до наших дней.
Различались корабли и суда с прямыми и косыми парусами. Кроме того, использовались бригантины и баркентины – суда со смешанным парусным оснащением (вооружением).
Об устройстве парусного деревянного флота, о корабельных флагах и морских флотских особенностях рассказывает доктор исторических наук Кирилл Назаренко на канале «По следам Суворова»: