Об истории Древней Руси и её преподавании в российских школах - «Военные действия»
Несмотря на то, что к учебникам истории для общеобразовательных школ вопросы появились даже у президента страны, учёные мужи от исторической науки не спешат с внесением изменений. Например, в классах, где историю только начинают изучать, основное внимание уделяется каким угодно цивилизациям, но только не цивилизации русских, цивилизации славян.
Российские шестиклассники, которые, по понятным причинам, ещё с трудом могут разобраться в историческом контексте, продолжают изучать (на основании программ) средневековую Европу, концентрируя внимания на династии Меровингов и на становлении Франкского государства. Запутавшимся в Хлодвигах, Карлах и Клотильдах учащимся средней школы потом вдруг напоминают, что живут-то они вообще-то в России, а значит имеется и история нашей страны.
Возможно, это один из тех моментов, почему у юного поколения нередко возникает полнейшая каша в голове относительно начального этапа русской истории. Путаницы могут добавлять и непосредственно исторические сводки, исходя из которых и сами историки до сих пор не могут определиться, как же вообще жил русский люд до прихода Рюрика. У школьников на этом основании складывается впечатление, что если бы не этот Рюрик, то русские вообще никак бы не самоорганизовались… И ведь в советской (как минимум - в позднесоветской) школе было примерно то же самое.
О том, что и до Рюрика на Руси жили и управляли своим бытом и хозяйством, в историческом контексте (в учебниках истории для школы) упоминать вообще не принято. Как и о том, что никакого Рюрика (Рорика, Рёрика, Роринга) могло и вообще не существовать в качестве «первого древнерусского князя».
Вопросов к преподаванию историю в школах, мягко говоря, немало. По понятным причинам, далеко не каждый школьник сегодня будет знакомиться с дополнительными источниками информации, несмотря на то, что таких источников – великое множество. Однако для любознательных (кстати, не только для детей) возможностей в этом плане, конечно же, много.
Один из вариантов подачи информации об истории Древней Руси на канале «Гео-Картограф»: