«Это реальная победа»: Русский исполин «Владимир Мономах» спущен на воду - «Новости Дня»
Дальний Восток, Приморский край, город Большой Камень. Так далеко от Центральной, а на деле Западной России, что и представить себе трудно. Большой Камень в два с половиной раза дальше от Москвы, чем Лиссабон от Минска – вся зарубежная Европа. И именно в этой невообразимой дали (но и в двух шагах от Кореи, в трёх от Японии), на судоверфи «Звезда» спущен на воду русский танкер «Владимир Мономах» – первое наше судно класса «Афрамакс».
«Афрамакс» – международный стандарт тяжёлых танкеров типоразмера Large Range 2. Преимущество этого формата состоит в том, что такие суда способны проходить большинство каналов, недоступных для сверхтяжёлых конкурентов; также «Афрамаксы» могут войти практически в любую современную гавань.
Технические характеристики впечатляют: длина 250 метров (больше, чем высота Главного здания МГУ), ширина 44 метра, грузоподъёмность (дедвейт) 114 тысяч тонн, крейсерская скорость 14,6 узла (27 км/ч). Топливо для «Мономаха» может быть как традиционным, так и газомоторным – сжиженным природным газом, соответствующим новым международным стандартам. Поэтому танкер называют «зелёным». Кстати, он ещё и немного «белый»: согласно ледовому классу, способен самостоятельно передвигаться среди разреженных льдин.
Удивительно, что первое в современной России судно такого уровня построено всего за 20 месяцев: 11 сентября 2018 года Владимир Путин присутствовал на закладке «Владимира Мономаха», и вот теперь, если бы не пандемия коронавируса и связанные с ней организационные хлопоты, он наверняка прилетел бы на церемонию его спуска на воду. Тем более что спуск этот – процесс очень эффектный: танкер перевозят на судопоезде с достроечного стапеля на плавучий док, а потом плавно спускают в бухту Большого Камня, в Уссурийский залив.
Еще три будущих «Афрамакса» находятся сейчас на стапелях, идёт подготовка к строительству четвёртого. Заказчик – АО «Роснефтефлот», входящее в Группу ПАО НК «Роснефть». Всего же на судоверфи есть 12 заказов на суда такого типа, и это, похоже, только начало. Тем более что сама верфь ещё не достроена, ещё не вышла на полную мощность. К 2024 году число работников здесь удвоится (с 3500 до 7000 человек), для них будет построено почти пять тысяч квартир. То есть перед нами не только кораблестроительный бизнес, но и развитие сложного региона – форпоста России в Восточной Азии.
Но, как нетрудно убедиться, «Звезда» даже в строящемся состоянии способна выдавать продукцию мирового уровня. А впоследствии здесь будут производить не только танкеры, но и буровые платформы, газовозы, а изюминкой Большого Камня станут сверхмощные атомные ледоколы «Лидер». Их задача – обеспечить бесперебойное функционирование безопасного Северного морского пути, кратчайшей дороги между Восточной Азией и Европой. Никаких пиратов, никаких простоев в очередях перед каналами – спокойный путь по арктическим просторам вслед за русским ледоколом.
Мы потеряли очень много времени с тех пор, как остановили свои судостроительные заводы и решили, что проще покупать всё у иностранцев и не забивать себе голову организационно-техническими задачами. Время, однако, показало, что только опора на собственные силы может сделать государство по-настоящему независимым. Многие надеялись, что Россия уже безнадёжно отстала от зарубежных конкурентов. И когда глава «Роснефти» Игорь Сечин сообщил президенту России Владимиру Путину о спуске «Владимира Мономаха», он добавил: «А ведь в это никто не верил».
Президент ответил: «Я знаю. Это реальная победа, поздравляю».