Полигон беспилотных технологий: как США используют Украину для испытаний противодронных систем - «Мир»
© Скриншот сайта rtx.com / Gettyimages,ru
Правительство США намерено нанять подрядчика, который займётся обслуживанием и поддержкой систем противодействия беспилотным летательным аппаратам для ВМС Украины. Заказчиком этих работ выступит авиационный дивизион Центра боевых действий Военно-морских сил США — NAWCAD. Как следует из документов, ведомство планирует нанять для этой работы постоянного подрядчика NASA и Минобороны США — частную фирму Sierra Nevada Corporation (SNC), которой владеет семья турецкого происхождения Озмен.
SNC сотрудничает со многими оборонными структурами США. Например, обслуживает турбовинтовые ударные самолёты A-29 Super Tucano по контракту с Центром управления жизненным циклом ВВС США (AFLCMC), которое занимается подготовкой лётчиков-испытателей на авиабазе Эдвардс в Калифорнии. Как отмечает ведомство, никакая другая фирма не сможет выполнить требования контракта.
Sierra Nevada готовит самолёты A-29C для лётчиков-испытателей ВВС США
© Скриншот сайта EDWARDS AIR FORCE BASE
SNC достался пятилетний контракт стоимостью $717 млн от ВМС США — корпорация помогает разработать и внедрить умные сенсоры на различных пилотируемых судах и БПЛА. Эта технология будет использоваться американским военно-морским флотом, иностранными партнёрами и клиентами США, следует из данных закупки.
В начале июня 2025 года Sierra Nevada получила предложение от командования корпуса морской пехоты США — на пять лет взять на себя обслуживание систем многофункциональной радиоэлектронной борьбы, включая техремонт и поставку запчастей. Морпехи также сочли, что ни один другой подрядчик с их задачей не справится.

Военные разработки Sierra Nevada
© Скриншот сайта sncorp.com
Заказ — на базу
Новый контракт, который может быть заключён с Sierra Nevada, предполагает, что компания предоставит Воздушным силам Украины спецоборудование и запчасти для поддержания системы противодействия БПЛА и привлечёт американских инженеров, техников и специалистов по дронам. Они должны будут оказывать ВСУ техническую помощь на месте или удалённо, а также обслуживать военные системы НАТО, развёрнутые в Восточной Европе.
В описании контракта фигурирует польский город Жешув. Там располагается главный хаб снабжения Украины вооружениями — более 90% военных поставок Киеву следует через аэропорт Жешув-Ясенка, указывал министр обороны Польши Владислав Косиняк-Камыш. В апреле 2025 года американские военные заявили об уходе с военной базы в этом районе и передислокации своей техники.
По контракту с ВМС США Sierra Nevada должна будет обустроить на месте, то есть на территории Польши или Украины, объекты для хранения, обслуживания и ремонта противодронных систем, а также обеспечить там размещение инженеров.
Военные разработки Sierra Nevada
© Скриншот сайта sncorp.com
ПВО на два района
Система противовоздушной обороны Киева показывает уязвимость перед налётами сотен российских беспилотников типа «Герань». Каждую ночь они наносят удары по территории Украины. Ущерб военной инфраструктуре, по мнению военного эксперта и основателя проекта Military Russia Дмитрия Корнева, может быть весьма существенным.
«Дроны типа «Герань», когда мы их можем применять сотнями, достаточно сложно обнаруживать и уничтожать традиционными системами противовоздушной обороны. Кроме того, одна зенитная ракета стоит в несколько раз дороже, чем дрон «Герань». Поэтому в Киеве ищут альтернативные варианты. Например, разработка дронов-перехватчиков или создание дешёвых зенитных комплексов, дешёвых зенитных ракет. На Украине предпринимают попытки разработать такие средства», — объясняет собеседник RT.
Система ПВО Украины сегодня «находится в печальном положении», отмечает военный историк и директор Музея войск ПВО Юрий Кнутов.
«Есть у них комплекс франко-итальянский средней дальности SAMP-T, максимальная дальность поражения — 120 км. Уже несколько месяцев для этого комплекса ни Франция, ни Италия ракет не поставляют. Что касается немцев, они поставляют ракеты. Подписан контракт на 1,5 тыс. ракет средней дальности, рассчитанных на 40—50 км, и около 500 ракет ближнего радиуса действия — примерно до 20 км. Американцы обещали поставить 100 ракет, но при интенсивных боевых действиях это на одну-две недели, не более. Расход ракет, как правило, большой», — подчёркивает эксперт.
В то же время система противовоздушной обороны Украины опирается на спутники США, Франции, Великобритании с участием Японии и Израиля, отмечает Юрий Кнутов:
«С помощью западных радиолокационных станций обнаруживают дроны, определяют трассы их полётов, выдаётся команда мобильной группе ПВО, которая выезжает в определённый район и ждёт подлёта дронов. Группа вооружена пулемётами, автоматами, ПЗРК, приборами ночного видения. Так у них появляется возможность в определённом квадрате поразить какое-то количество дронов с помощью подручных средств классической противовоздушной обороны, которые используются уже многие десятки лет».
По словам эксперта, более-менее важные объекты Киева прикрыты зенитно-ракетными комплексами, которые нацелены на поражение не только беспилотников, но и, например, крылатых ракет. Против баллистических ракет работает американский комплекс Patriot. Однако полноценная система ПВО действует разве что «в отношении двух-трёх районов Киева и, может быть, ещё пары каких-то наиболее важных политико-административных центров, которые надо наиболее плотно прикрыть».
В свою очередь, эффективность воздушных ударов России по тылам Украины постоянно растёт, отмечает Кнутов. Он объясняет это снижением ракетного запаса ВСУ, а также увеличением мощи ударов российской армии:
«Западные СМИ приводят цифру 350 дронов, используемых Россией в сутки. Украинская система ПВО с такими массированными атаками справляться не может», — подчеркнул собеседник.
Более того, по его замечанию, сами российские беспилотники типа «Герань» постоянно модернизируются — становятся быстрее, возрастает их мощность.
Американское поле экспериментов
Вопрос защиты от дронов американцы подняли ещё несколько лет назад. США торопятся адаптироваться к опыту СВО.
«По оценке Пентагона, более-менее понятная система (противодействия дронам) может быть создана только к 2030 году. До этого идут разные эксперименты и попытки создать какие-то элементы, которые можно будет через пять лет объединить в систему», — объясняет Юрий Кнутов.
Американские военные и силовые ведомства соревнуются в том, кто быстрее адаптирует опыт СВО по использованию беспилотников в современной войне для собственных нужд. Как выяснил RT, сразу несколько служб США самостоятельно ведут подобные разработки. Только командование специальных операций США (USSOCOM) в июне 2024 года объявило о готовности потратить на проекты, связанные с противодействием беспилотникам, до $1,9 млрд.
В упомянутом подразделении ВМС США NAWCAD ведутся разработки дронов-перехватчиков, а также акустических, радарных, инфракрасных и магнитных датчиков, которые должны, помимо прочего, атаковать вражеские беспилотники. Согласно документу, дроны-перехватчики планируют использовать в составе небольших групп — до четырёх единиц. Вместе с датчиками, развёрнутыми на земле, в воздухе или под водой, они должны будут обеспечить командованию наблюдение на море, поддержать удары с воздуха, подавить оборону противника или оказать противодействие вражеским БПЛА.
Также на russian.rt.com
«Воевать через посредников»: как крупнейшая британская ЧВК превратилась в квазигосударство с армией и тюрьмами
Репелленты в ассортименте
Секретная служба Министерства внутренней безопасности США (DHS) в мае нынешнего года объявила о поиске поставщиков, заинтересованных в разработке решений по противодействию беспилотникам с помощью ракет и аэрокосмических систем.
«Каждый взвод в армии должен иметь возможность обнаруживать и поражать вражеские БПЛА. Это требует общего оборудования для каждого армейского формирования на уровне подразделений: взвода, роты, батальона и бригады», — отмечается в заявке секретной службы.
Своя программа безопасности воздушного пространства есть у подведомственного Министерству внутренней безопасности Агентства по кибербезопасности и защиты инфраструктуры (CISA). Более того, даже Госдепартамент объявил о собственном исследовании в области противодействия беспилотным летательным аппаратам, связанных с ними угроз и возможностей противодействия им. Ведомство готово потратить на эти цели до $50 млн. Награждать победителей планируют в конце 2026 года.
По словам Дмитрия Корнева, у США уже есть разработки малогабаритных зенитных управляемых ракет, которые могут использоваться против дронов.
«Такие комплексы размещаются на джипах. Это направление, скорее всего, и будет развиваться. Тем более что такие системы уже опробовали в конфликте с Ираном. Правда, с воздушного запуска. Но портировать их на землю, я думаю, вполне возможно. Может быть, будут создавать высокоскоростные дроны», — перечисляет собеседник.
По задумке Министерства внутренней безопасности США, противодронная система должна будет сначала обнаружить вражеские дроны и оповестить об их приближении, определяя их местоположение, а затем может сбивать их.
Отдельное исследование министерства касается того, как эффективно сбивать или сажать вражеские небольшие БПЛА весом до 25 кг: снарядами, столкновением, захватом, микроволнами, акустикой, лазером и неядерными электромагнитными импульсами (NNEMP) или с помощью технологии подавления сигналов глобальной навигационной спутниковой системы (GNSS). На июль 2025-го министерство запланировало демонстрацию методов подавления БПЛА на полигоне в штате Северная Дакота, где расположены две авиабазы ВВС США.
По словам Юрия Кнутова, большой упор американский ВПК делает на электромагнитные ружья, которые гасят сигнал, идущий к дрону, и электромагнитные пушки, которые имеют гораздо большую мощность и выжигают микросхемы БПЛА. Такие установки разработаны в Китае и США. Одна из американских разработок, как утверждается, способна поражать спутники в космосе.
Из лазерной пушки по воробьям
Большую популярность на Западе получила идея сбивать беспилотники боевым лазером. Для этого Boeing разработал самолёты ABL, на которые устанавливался бортовой лазер. По словам Юрия Кнутова, такой лазер использовался, например, против баллистических ракет, в том числе с ядерной боевой частью. Технология была отработана и теперь внедряется в сухопутные войска, отмечает собеседник:
«Лазеры небольшой мощности используются для поражения матриц видеокамер. В результате дрон слепнет и падает либо разворачивается и летит к месту запуска, выдавая местонахождение дроноводов боевого расчёта. По ним уже наносится удар. Если говорить о мощных лазерах, то такие выводят из строя дрон за 0,2 секунды. Им требуется около секунды, чтобы воздействовать на элементы питания, на батарею аккумулятора, чтобы взорвалась. Такие лазеры уже сейчас в состоянии бороться с БПЛА».
Лазер, установленный на бронеавтомобиль Stryker армии США
© Скриншот сайта rtx.com
Свои разработки боевых лазеров есть у Франции и Великобритании. Британские лазеры мощностью 35 кВт, прошедшие испытания в Шотландии, размещаются на бронетранспортёрах, говорит Юрий Кнутов.
«Вероятнее всего, этот лазер был передан Украине, потому что Киев вдруг заявил, что у них появились боевые лазеры, и разместил фотографию «буханки», в которой была такая установка. Так или иначе британские лазеры абсолютно точно испытывают на территории Украины», — подчёркивает собеседник.
Сам Киев тоже готовит программы по борьбе с беспилотниками на случай, «если США их кинут», полагает Дмитрий Корнев:
«Киев совершенно точно занимается кучей грантов по развитию беспилотников, дронов-перехватчиков. Но вопрос состоит в том, когда они дадут результат — и дадут ли вообще какой-то результат».
Также на russian.rt.com
«Пиар в стиле «Исламского государства»: что связывает Киев с вооружёнными группировками в Африке
Украинский испытательный полигон
Вкладываясь в антидроновые технологии, США решают собственную задачу — готовятся к возможному столкновению с крупным противником в будущем, где нужно будет противостоять сотням дронов в одном налёте, говорит Дмитрий Корнев. Поделятся американцы своими наработками с Киевом или антидроновые программы будут предназначены исключительно для армии США, зависит от администрации президента Дональда Трампа, говорит эксперт:
«Если Трамп даст зелёный свет, то американский ВПК может начать поставлять, обкатывать на Украине такую технику и экспериментировать. Ещё недавно звучало, что любое предприятие американского или натовского ВПК, если хочет выйти на (их) рынок, должно обкатать свою продукцию на территории Украины. Если Трамп даст добро, мы увидим первые же результаты. Если не даст — значит, они оставят эти технологии для себя, а мы будем читать про них в журналах».
Помощь Киеву не является конечной целью американского военного командования, подчёркивает Юрий Кнутов. Армия США может использовать Украину как полигон для беспилотных технологий, чтобы затем подготовиться к подобным угрозам.
Те же цели на Украине преследуют и европейские государства, испытывая там новые технологии борьбы с дронами, которые затем будут использовать для укрепления своей военной машины.
Европейские члены НАТО планируют «строить антидроновую стену протяжённостью 3 тыс. км с севера на юг».
«Она будет включать станции радиоэлектронной борьбы, зенитно-ракетные и артиллерийские средства, спутниковые системы, которые будут обнаруживать дроны, крылатые и баллистические ракеты, а также самолёты. Вся эта техника должна сопрягаться или стыковаться друг с другом и с теми же боевыми лазерами и электромагнитными пушками, которые в ближайшее время должны поступить на вооружение», — заключил Юрий Кнутов.