О поражении США в Афганистане - «Народное мнение»
Замысел Бжезинского сработал — власть в Афганистане снова берут исламисты. Правда, талибы победили не Советскую Армию, как это задумывалось при их создании, а бравый американо-натовский контингент.
Бегство армии США из Афганистана повторяет историю 1975 года, когда американцы бросили своих марионеток во Вьетнаме, сбежав, по выражению «президента Южного Вьетнама» Нгуен Ван Тхиеу, с поля боя. Бегство из Сайгона оставило вечное пятно позора на знамени вооружённых сил США. И сегодня история повторилась. Десятки тысяч афганских коллаборационистов, прислуживавших США, в том числе правительство и армия Гани, остались один на один с талибами, которые не отличаются гуманизмом к предателям.
Но эта локальная повторившаяся один в один история не столь печальна, как общие результаты американской политики в бедных и отсталых странах Азии. Военно-политическое руководство США десятилетиями с упорством, достойным лучшего применения, тратит миллиарды долларов, чтобы направить национально-освободительное движение отсталых народов в русло религиозного фундаментализма. ЦРУ в своё время создали «Талибан», чтобы афганское освободительное движение не окрашивалось в цвета красного флага. ЦРУ в своё время потворствовали созданию «Аль-Каиды», чтобы арабское движение не окрашивалось в цвета красного флага. МОССАД совместно с ЦРУ в своё время создали ХАМАС, чтобы палестинское движение не окрашивалось в цвета красного флага. То же самое и с ИГИЛ. И так далее.
Наплодив в Азии и Северной Африке исламистов, переведя национально-освободительную борьбу бедных народов на рельсы радикального ислама, США объявили «войну международному терроризму».
Надеялись ли эти «великие комбинаторы» на то, что они сумеют контролировать исламистов? Вероятно, в справках аналитиков и специалистов ЦРУ руководству страны те убеждали, что у них всё под контролем, что арабские шейхи будут держать исламистов на коротком поводке. Да только реальная жизнь далека от «оперативно-тактических комбинаций» на бумаге. Исламисты пустили глубокие корни в необразованные и тёмные массы, подняли знамя социальной справедливости и освободительной борьбы, сами захотели править провозглашаемыми «халифатами». Американские политики, сидя в удобных кожаных креслах, воспринимают политику в отдалённых от США регионах как настольную игру. И каждый раз «заигрываются» так, что развязанные ими конфликты и войны не только не дают развиваться бедным народам, но и бьют по самой Америке.
Поражение США, нанесённое «Талибаном», это символ политической недееспособности увядающего гегемона. Всё, что принесли американцы на афганскую землю, это хаос, страдания, наркотики и исламизация народа. Именно оккупация Афганистана, насаждение выгодного США правительства являются главным фактором роста силы «Талибана».
Американцы пришли в Афганистан в том числе потому, что афганская земля славится крупнейшими в мире, на сумму более одного триллиона долларов, неосвоенными запасами меди, угля, железа, газа, кобальта, ртути, золота, лития и тория. Поживиться награбленным вдоволь, как видно, «студенты» (именно так переводится «Талибан» с пушту) корпорациям США не дали.
Американцы никак не могут выучить главный урок истории — можно разгромить армию, можно свергнуть любое правительство, но нельзя победить народ. Массы оказались лояльны к «Талибану», поэтому эта плохо вооружённая организация победила самую сильную армию мира и теперь семимильными шагами захватывает провинцию за провинцией, город за городом.
Некоторые публицисты и блогеры проамериканской ориентации пытаются сохранить лицо американской военщины, сравнивая их афганскую войну с афганской войной СССР.
Но, во-первых, Советская Армия выполнила поставленную перед ней задачу, а американцы фактически потерпели военное поражение. Учитывая длительность конфликта, в котором участвовал СССР, финансовую и материальную поддержку моджахедов со стороны десятка антисоветских стран, цифра потерь в 15 тыс. человек вполне сопоставима. Сложно оценивать адекватность самих задач и продуктивность поддержки правительства ДРА, однако на фоне нищеты и убогости, в которую погрузили афганский народ после свержения просоветского режима, думается, что период 1978–1992 годов был самым светлым пятном в современной истории Афганистана. Это не говоря о необходимости защиты южных границ СССР в условиях холодной войны.
Во-вторых, СССР оказал гигантскую помощь развитию афганского народа. Шурави оставили после себя дороги, школы, больницы, электростанции. А что после себя оставили янки? Широкомасштабное производство героина?
Некоторые недальновидные патриоты вторят либералам и критикуют СССР, дескать, кормили афганцев и других «аборигенов» в ущерб себе. Они не хотят понимать, что безопасность всегда очень дорого обходится. А ещё дороже обходится добрососедство большой страны с маленькой страной. Большой сильный народ становится по-настоящему великим только тогда, когда умеет преодолевать узколобость практичности и помогает маленьким и слабым народам.
СССР помогал Афганистану, между прочим, и до Апрельской революции. К 1978 году при участии СССР было построено и введено в эксплуатацию 70 промышленных и транспортных объектов, подготовлено 60 тыс. специалистов. СССР занимал первое место по объёму предоставленной иностранной экономической помощи. В 1980 году было подписано Соглашение о безвозмездной поставке советских потребительских товаров по 10 миллионов рублей ежегодно — обуви, одежды, товаров хозяйственного и культурно-бытового назначения. СССР помог Афганистану построить медеплавильный комбинат, гидро- и тепловые электростанции, линии электропередач, компрессорные газовые станции, газопроводы, нефтебазы, заводы и фабрики. Построенные при помощи шурави предприятия стали основой промышленности страны, удельный вес которых составлял более 75 процентов государственного сектора. СССР способствовал индустриализации Афганистана. Советский Союз передавал Афганистану семена и удобрения для сельского хозяйства. Помог создать Академию наук, сеть учебных заведений и больниц. В медицинские вузы СССР принимались афганцы. Численность врачей в стране удалось увеличить в девять раз, в 1988 году она составила 7,1 тыс. человек.
И всё это богатство было уничтожено после ухода Советской армии. Сегодня рядовые афганцы с теплом вспоминают советских людей и период ДРА. Но при этом поддерживают «Талибан», потому что не могут мириться с американской оккупацией, а других политических сил в Афганистане просто нет.
После ухода США Афганистан стал объектом мировой политики. Начались игры, в чьей сфере влияния теперь окажется эта многострадальная нищая страна с богатыми ресурсами. России нужно защищать границы. Турция желает усилить свое влияние в Средней Азии. Для Ирана пуштуны — этнически близкий народ. Пакистан давно сотрудничает с «Талибаном». Ну и самое главное — Китай.
Зазвучали мнения, что в условиях новой холодной войны, развязанной США против Китая, уход американцев из Афганистана — это буквально подарок председателю Си. Дескать, китайская армия может получить через Иран и Пакистан доступ к Аравийскому морю, а китайские товары смогут идти на Ближний Восток и в Африку наземным путём до Аравийского моря, минуя спорное Южно-китайское. Некоторые уже начали грезить о прямой транспортной супермагистрали через горы: Китай — Афганистан — Иран или Китай — Афганистан — Пакистан.
В пользу китаизации Афганистана говорит и позиция талибов. Так, их пресс-секретарь Сухайл Шахин заявил, что они видят Китай в качестве друга Афганистана и надеются провести переговоры с Пекином об инвестировании в восстановительные работы. Он заверил, что талибы больше не позволят уйгурам въезжать в страну. И это важный момент, потому что уйгурские исламисты воевали на стороне талибов долгие годы, а Китай, разумеется, требует от всех своих союзников признания своей национальной политики в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.
Сам Китай пока отмалчивается, видимо, анализируя положительный и отрицательный опыт СССР и США по пребыванию в Афганистане, возможности конструктивного сотрудничества с «Талибаном», в том числе с учётом влияния на Пакистан. Думается, что Китай даст деньги Афганистану и организует на его территории транспортный коридор.
Как бы ни повернулась ситуация, но на сегодняшний момент можно зафиксировать следующее. Талибы желают сотрудничать с китайцами. Турция лезет в Афганистан. Россия укрепляет границу Таджикистана и Узбекистана, заявляя о том, что участвовать во внутриафганских делах пока не планирует.
Теперь Москве, с одной стороны, придётся налаживать конструктивные отношения с талибами, которые быстро превращаются в легальную политическую партию и в конечном счёте возьмут всю полноту государственной власти в стране. С другой стороны, необходимо ставить заслон прежде всего в Таджикистане от проникновения исламистов на постсоветское пространство.
Анатолий Широкобородов,
специально для alternatio.org
YouTube-канал - «Альтернатива» .