Американский самолет в Афганистане могли сбить иранской ракетой - «Новости Дня»
Американский военный самолет, потерпевший катастрофу в минувшее воскресенье в Афганистане, мог быть сбит ракетой из ПЗРК. Информированные источники в Кабуле не исключили, что переносной зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для поражения воздушных целей, оказался в руках боевиков «Талибана» (организация запрещена в РФ) благодаря оперативникам «Аль-Кудс» — спецподразделения Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ирана. Инцидент с военным самолетом США, ответственность за который взял на себя «Талибан», может в очередной раз сорвать переговоры между американскими и талибскими представителями в Дохе.
В понедельник 27 января СМИ сообщили об авиакатастрофе неизвестного самолета в небе над районом Садухель уезда Дех Як афганской провинции Газни. Согласно первоначальным данным, упавший в воскресенье 26 января авиалайнер якобы принадлежал гражданской афганской компании «Ариана». Однако позже представители авиаперевозчика опровергли эту информацию, заявив, что не теряли ни одного самолета из своего парка. К концу дня понедельника представители «Талибана» распространили сообщение, в котором взяли на себя ответственность за уничтожение американского военного борта в провинции Газни. По словам спикера талибов Забиуллы Муджахида, «американский самолет вторжения, пролетавший с разведывательной миссией в этом районе, был уничтожен со всей его командой и экипажем, включая офицеров разведки США (ЦРУ)».
Судя по распространенным талибами видео и фото с места падения воздушного судна, катастрофу в Газни потерпел реактивный самолет Bombardier E-11A, который используется ВВС США для электронного наблюдения за Афганистаном. Таких самолетов в американской армии было четыре, их задачей, по словам специалистов, является обеспечение эффективной связи между воздушными и наземными силами, действующими в труднодоступной местности, а также проведение воздушной разведки. Самолеты E-11A способны летать на большой высоте и на значительные расстояния.
К концу дня 27 января официальный представитель военного командования США в Афганистане полковник Сонни Леггет признали факт гибели американского самолета, одновременно заявив, что не располагает достоверными данными, что тот был сбит в результате вражеского огня. По его словам, необходимо проведение специального расследования для установления достоверных причин падения самолета. Пока, правда, не ясно каким образом это может быть сделано, так как останки военного борта находятся на территории подконтрольной талибам. Судя по заявлениям Забихуллы Муджахида, талибы также забрали сохранившееся тело одного из пилотов. По разным данным, на борту рухнувшего самолета ВВС США находилось от 10 до 15 человек, все они погибли.
Вечером 27 января источники в Кабуле со ссылкой на информацию от губернатора провинции Газни Вахидуллы Калимзая сообщили, что «скорее всего, иностранный самолет был сбит с земли»: «Очевидцы говорят, что он загорелся еще в воздухе и упал уже объятый пламенем. Известно, что на борту не было ни одного афганца. По предварительной информации, никого из погибших опознать нельзя, кроме, возможно, двух летчиков – от них хоть что-то уцелело».
Информированные источники в Кабуле, комментируя заявление представителя армии США о невозможности потери самолета из-за атаки талибов, абсолютно твердо придерживаются другой версии: «Талибы в этой ситуации не лгут. Самолет однозначно был сбит ими. И есть основания полагать, что это произошло в результате выстрела из ПЗРК иранского производства».
Один из компетентных источников в афганской столице вчера вечером сообщил, что на борту сбитого в Газни американского самолета находился «крупный чиновник ЦРУ США». Сегодня СМИ подтвердили это, сообщив, что в результате авиакатастрофы погиб Майкл Д’Андреа, высокопоставленный сотрудник американской разведки, курировавший операции ЦРУ в Сирии и Ираке. Более того, якобы Майкл Д’Андреа являлся организаторов недавней атаки на генерала Касема Сулеймани, командующего спецподразделением «Аль-Кудс» КСИР Ирана.
Кабульские источники не исключают, что Майкл Д’Андреа и являлся главной целью атаки талибов: «Очевидно, что боевики «Талибана» стали всего лишь исполнителями в операции, задуманной в иранских спецслужбах. Судя по всему, иранцы снабдили талибов комплексом ПЗРК для проведения атаки на самолет ВВС США. Пока трудно сказать, знали ли иранские спецслужбы заранее, что крупный американский разведчик будет на борту самолета Bombardier E-11A именно 26 января, или же организаторам акции просто удивительно повезло. Очевидно, что ответ на этот вопрос сегодня очень интересует руководство ЦРУ».
Афганские политики в Кабуле уже начали открыто обсуждать «иранский след» в трагедии с Bombardier E-11A. Так лидер «Хезб-и Мушарикати Мели» (Партии национального участия) Наджиб Кабули уже вечером 27 января заявил о несомненной причастности Тегерана к инциденту с гибелью американского военного самолета в Газни. По словам господина Кабули, сведения, поступившие в его партию, говорят о том, что «самолет был сбит иранской ракетой», и что «ПЗРК был предоставлен специальной группе «Талибана», которая подчиняется офицерам «Аль-Кудс» КСИР».
«К заявлениям Наджиба Кабули следует относиться внимательно, — заметил один из кабульских источников. – Этот человек связан с очень влиятельными людьми и службами из западных стран, в том числе с теми, которых считают близкими к американской разведке».
Сегодня в кабульских политических кругах версия об авиакатастрофе в Газни как «иранской мести» за гибель генерала Сулеймани становится все более популярной. Один из заслуживающих доверия источников в Кабуле подтвердил информацию о создании иранской разведкой внутри «Талибана» спецгруппы, которой под контролем оперативников «Аль-Кудс» КСИР поставлены ПЗРК для последующих атак на американские самолеты и вертолеты в Афганистане. По его словам, «ситуация стала походить на 1986 год, когда США начали поставки ПЗРК «Стингер» моджахедам, воевавшим с Советской Армией, после чего обстановка в Афганистане резко изменилась в пользу боевиков».
Кабульские эксперты полагают, что уничтожение самолета ВВС США в Газни 26 января является частью объявленной Тегераном операции возмездия «Шахид Сулеймани»: «Очевидно, иранцы распространили эту операцию не только на Ирак, но и на афганскую территорию. Теперь остается только гадать, сколько американских воздушных судов они хотят уничтожить руками подконтрольных боевиков «Талибана» и сколько единиц ПЗРК он передали талибам».
Примечательно, что почти одновременно с гибелью самолета Bombardier E-11A в Газни, талибы заявили об уничтожении американского военного вертолета в восточной провинции Пактия, а также о ЧП с воздушными судами армии США в Балхе, Гельманде и других регионах Афганистана. Официальные американские представители публично опровергают заявления и намеки спикеров «Талибана» и утверждают, что никаких потерь ВВС США не несут.
«Впервые за почти 20 лет войны в Афганистане США и их союзники столкнулись с угрозой применения против них средств ПВО, — комментируют ситуацию эксперты. – До сих пор действовал негласный консенсус среди стран региона о недопустимости поставок талибам ПЗРК. Теперь, похоже, этот консенсус разрушен желанием Ирана отомстить Вашингтону за смерть генерала Сулеймани. На повестке дня теперь возникает важнейший вопрос – ограничатся ли иранцы проведением «операции возмездия» и затем прекратят поставки переносных зенитно-ракетных комплексов талибам, или же боевики «Талибана» теперь будут получать этот вид оружия на постоянной основе».
По словам одного из кабульских наблюдателей, «трагический инцидент в небе Газни ярко высветил тесную связь иранских спецслужб с боевиками «Талибана»: «Пока не ясно, как будут реагировать на это американцы: напугает ли их перспектива обретения талибами ПЗРК и, соответственно, ускорится вывод сил США из Афганистана, или, напротив, следует ожидать прекращения переговоров в Дохе, где вроде бы талибы и американцы стали близки к достижению перемирия». Ряд афганских собеседников полагают, что вероятность срыва переговорного процесса между США и эмиссарами «Талибана» в столице Катара «сегодня очень велика».