Вместо ренессанса Европу может ждать затяжная рецессия - «Мнения»
Где теперь Лондон, и где Вашингтон
Пандемия, и почти синхронно с ней завершение саги о Брексите могут очень дорого обойтись Евросоюзу. Тем более что случилось и то и другое сразу после чудовищного по масштабам миграционного кризиса. Итальянский писатель и философ Умберто Эко не раз сравнивал его с великим переселением народов и нашествием гуннов.
Именно такие, как У. Эко, не раз предупреждали сторонников локдаунов и прочих жёстких мер, что едва ли главная опасность – это подмена совместной согласованной борьбы с ковидом обособлением и дезинтеграцией. Однако именно такие тенденции по-прежнему только набирают обороты.
Россию они, к сожалению, не миновали, вплоть до сомнительного и явно затянувшегося непризнания наших вакцин. Нашей стране сейчас очень непросто держаться в рамках, так как и её руководство, и её граждан всеми силами выставляют в роли виноватых «во всём».
И, конечно же, в том, что, как у Крылова, «хочется мне кушать». Украину с каким-то натужным скрипом тянут в НАТО под аккомпанемент подзуживания по поводу территориальных претензий к России. Не понимая, что России лояльная Украина – целиком, заметьте, куда нужнее затратного Донбасса.
И это – при всём нарочитом патриотическом пафосе и периодических напоминаниях о численности граждан с российскими паспортами в ДНР и ЛНР. Москва сейчас в том самом положении, когда всеми силами стремится не дать загнать себя в угол. Когда уже не ей придётся принимать решения.
Нельзя упускать из внимания и такой фактор, который вообще-то сейчас редко вспоминают, как выход Британии из ЕС, и время, так, казалось бы, неудачно выбранное для него. Не исключено, что именно надоевшая Лондону терпимость и лояльность ЕС с Ангелой Меркель в роли знаменосца к России в целом, и к её лидеру лично.
На малом разводе с континентальной Европой туманный Альбион безусловно теряет много, может быть – даже очень много. Но, скорее всего, работает расчёт на то, что за большой развод с Россией Лондону так или иначе заплатит Вашингтон. Привычку «таскать каштаны из огня чужими руками» политики-англосаксы передают друг другу в наследство.
В поисках лидера
Неожиданно сильным ударом для старого континента оказался и уход с поста федерального канцлера ФРГ Ангелы Меркель – многолетнего и почти официально признанного политического лидера единой Европы. И плохо даже не то, что внутри страны среди её преемников реально выделяется только «зелёный» министр иностранных дел Анналена Бербок.
Гораздо опаснее для единства Европы претензии на неформальное лидерство таких непредсказуемых порой политиков, как французский президент Эммануэль Макрон. Рядом с ним, по формальным признакам, сегодня можно ставить лишь некоторых евро-бюрократов, таких как Урсула фон дер Ляйен или Жозеп Боррель.
Но у них, и с этим не поспоришь, нет ни малейших шансов на поддержку не то что широких масс, но даже лояльных СМИ. Есть, конечно, итальянские премьер и президент, изо всех сил пыжатся их восточно-европейские коллеги с навязчивым антироссийским пафосом. Даже из Анкары Реджеп Эрдоган снова заговорил о том, что именно Турции по силам всерьёз заняться «оздоровлением Европы».
Все комбинации такого рода, конечно, интересны сами по себе, но не более того. А ведь даже при минимальном развороте в сторону от того, что там за океаном, и при наличии элементарного здравого смысла Европа могла бы быть куда лояльнее к своим трезвым политикам. Таким, как венгр Виктор Орбан, серб Александр Вучич или же престарелый чех Милош Земан.
Причём не только в силу их пророссийской, но на самом деле – просто прагматичной позиции. Едва ли не главная опасность для Европы, и вместе с тем – шанс для того же Эммануэля Макрона отличиться, сегодня таится, конечно, на Украине. Европейские сторонники развода с Россией хотят провернуть его исключительно руками Киева, поддержать который всерьёз должны, разумеется, США.
И только – европейцы вообще не против остаться от конфликта в стороне. Для мирной Европы сценарий с Америкой за спиной у Украины очень неприятен, это понятно. Но если она два с лишним десятка лет назад стерпела и даже поддержала нечто подобное в Югославии, то почему бы не попробовать на просторах бывшего СССР.
Разница только в том, что от Югославии континент и тогда зависел, и сейчас зависит лишь в очень малой степени, а от России – в очень большой. Это европейцев, похоже, и задевает сильнее всего. И они, судя по событиям последних дней, уже делают ставку на «предвыборного» Макрона. Больше пока не на кого.
Китай не с нами?
Об этом России регулярно напоминают очень многие. Но ведь он и не с ними, это вообще не в традициях Поднебесной – быть с кем-то навсегда, чтобы там ни было написано на плакатах эпохи Мао.
Многие сейчас твердят, что Путин уехал из Пекина ни с чем, в смысле Китая за спиной, на случай острого украинского конфликта. Есть даже такие всезнайки, что убеждают, будто Украину чуть ли не разменяли на Тайвань.
Туда-то китайцы, при всём их умении влезать всюду и быть везде, ещё долго не сунутся. Нас же сунуться чуть ли не заставляют. Но вот взбодрит ли это хоть немного Европу? На этот счёт есть очень и очень большие сомнения.
Глобальную конкуренцию и с США, и уж тем более с Китаем за экономическое лидерство ЕС проиграл ещё до Брексита и до пандемии. И всё потому, что исчерпал, точнее, так и не сумел использовать современные тенденции «экономического делегирования».
Что имеется в виду под этим очередным «новоязом»? Всё то же – пресловутые отвёрточные сборки и загрузка устаревших и неконкурентных мощностей на периферии. Казалось бы, именно Украина под такое подходила лучше всего, тем более что Россия стала уже чересчур требовательной.
Россия, с обретением вполне объяснимой экономической независимости, пусть и весьма относительной, стала вести себя намного жёстче. И требовать для себя больше, как по части локализации, так и по гарантиям технологической свободы вкупе с обязательной авторской оригинальностью.
Кстати, на то, что русские стали менее сговорчивыми, автору не раз за последнее время сетовали в российско-германской и в росийско-французской торговых палатах. Сильнее всего это ощутимо, между прочим, в плане вывода любой сферы сотрудничества из-под санкций, даже из-под потенциальных.
Всё это за последние годы стало обходиться Европе слишком дорого. Хотя в целом ряде отраслей, и не только связанных с сырьём, сотрудничество никто не собирается сворачивать, и речь идёт только о наращивании оборотов.
Транспорт, строительство, инфраструктурные проекты, наконец, сфера IT – достаточно изучить открытую статистику, чтобы оценить масштабы взаимопроникновения российского и европейского бизнеса. Но, повторю, всё становится дорого, а чтобы выстоять в конкуренции с теми же китайцами, нужно дёшево, даже очень дёшево.
При этом с подпиткой из Восточной Европы, и конкретно с той же Украины, с её всё ещё завидными промышленными мощностями, выявилось столько проблем, что легче всё закамуфлировать под «чужую», вроде бы, войну. Которая чужой для Европы уж точно никак не получится.
- Автор:
- Алексей Подымов, Пётр Ненароков
- Использованы фотографии:
- internationalwealth.info, sputnik-abkhazia.info