Операция, которой не было - «История»
Для начала нужно определиться с терминологией: операция – это событие с четкими целями и конкретными временными рамками. Можно ли назвать операцией ряд мероприятий, растянутых во времени? Нет. Вот были операции ЦРУ по заброске в УССР агентов из числа украинских националистов. Были операции по поддержке этого же бандподполья, по формированию общественного мнения... А за красивым названием кроются вещи попроще и пострашнее.
Начать надо, пожалуй, с того, что организация украинских националистов была создана австрийским полковником Коновальцем за немецкие деньги и при поддержке германской же разведки. Вообще, украинский национализм всегда тяготел к внешнему финансированию и имел мощные связи с Западом. Это его нормальное состояние, начиная с зарождения и до 1942 года, когда случился конфликт части националистов с немцами. Только части, причем радикального крыла, те же мельниковцы остались верны Берлину. При этом того же Бандеру держали в лагере с комфортом, как и его окружение.
А в 1944 году, когда стало ясно, что рейх всё, вполне логичным шагом стало продать свои услуги кому-то другому. Другими, с кем вышли на контакт, стали сначала британцы, в традиции которых всегда была поддержка такого рода движений, а потом США. Именно США после Потсдама вступает в противостояние с СССР, и именно ему и новорожденному ЦРУ стали нужны агенты на советской территории. Надо отметить – агенты из бандподполья вышли так себе, регулярно попадались, вступали в радиоигру против шефов на стороне МГБ, не могли добыть ценной информации...
Таким образом, имеем две операции ЦРУ: операция «Картель» – по созданию эмигрантских групп националистов и операция «Аэродинамик» – операция по заброске агентов из их числа в УССР, для организации подполья на случай войны и банального шпионажа. Первая – довольно удачная, удалось создать центры эмигрантской жизни и активную общность националистов за границей, вторая – провальная, ибо из националистов агентура получилась не очень.
Вообще, американцы в 40–50-е годы относились к своим агентам как к расходному материалу, сжигая их ради сиюминутного результата. А вот в плане пропаганды у них все было гораздо лучше. И именно потому самым главным направлением их работы стало издательство, позже корпорация – «Пролог». Здесь все шло более чем хорошо, работать с умами у США получалось всегда. И пример тому – Улас Самчук, которого при довольно специфических талантах протянули на Нобелевскую премию в области литературы.
При всем этом все кадры «Пролога» были с коллаборантским прошлым. Его глава – Николай Лебедь считался самими американцами террористом, и за убийство Болеслава Перацкого в 1934 году, и за прочие художества, а УПА – террористической организацией.
Тем не менее работа кипела по разным направлениям:
– радиовещание с Афин на территорию УССР,
– сброс листовок националистического содержания,
– обработка диаспоры в националистическом духе, воспитание молодежи.
Пример тому – заботливо выращенная и воспитанная Екатерина Чумаченко-Ющенко, будущая первая леди Украины, заранее обученный и выращенный кадр.
«Моя первая работа по окончании университета – в Бюро по правам человека и гуманитарным вопросам в Госдепартаменте США, позже я занималась вопросами этнических групп, в том числе украинцев, в Белом Доме. Впрочем, я недолго была на госслужбе, пошла из нее 13 лет назад. Потом вернулась к профессии финансиста, которой овладела в университете, и работала в Госказначействе США».
– Ну и вульгарный шпионаж, как по вербовке советских граждан, так и по попыткам влиять на их мировоззрение.
Надо отдать должное США – они провели воистину адскую работу, вырастив из небольших относительно групп террористов и маргиналов, люто ненавидящих друг друга, полноценную структуру с общей идеологией, которую позже внедрили на Украине. В этом смысле важна не операция «Картель» (1946–1949), она только морально поддерживала бандподполье и затягивала сроки его ликвидации, не операция «Аэродинамик», она закончилась в 1953 году практически ничем (33 заброшенных и потерянных агента), важен именно «Пролог», который по сути является отдельной операцией.
В этом смысле брошюра Лебедя «УПА» была гораздо опаснее, чем десятки агентов, а журнал «Современность» эффективнее, чем сотни боевиков. По сути, в рамках именно операций ЦРУ США удалось создать идентичность неких «других» украинцев в среде диаспоры, которую потом пересаживали на украинскую почву после развала СССР. И это трагедия, которую нам всем предстоит переживать и осознавать еще долго.
- Автор:
- Роман Иванов