Массовые сокращения и закрытие заводов: что будет с Volkswagen - «Автоновости»
VW стремительно теряет свои активы, закрывая предприятия и сокращая персонал. Акционеры недовольны руководством концерна, столкнувшегося с глубоким кризисом
Завод Volkswagen в Вольфсбурге
Как на кризис Volkswagen повлияли КНР и США, куда денутся десятки тысяч специалистов, почему инвесторы раскритиковали руководство концерна и при чем тут Porsche?
Autonews.ru выяснил, что происходило с немецкой компанией последние месяцы и какое будущее ей светит.
Недоверие акционеров
Генеральный директор Volkswagen Оливер Блюме в интервью Süddeutsche Zeitung заявил, что немецкий автопром слишком долго опирался на прежние достижения и в результате упустил момент, когда мировой автомобильный рынок начал стремительно меняться. Он отметил, что в течение десятилетий бизнес-модель строилась на разработке и производстве автомобилей в Германии для всего мира, однако автопроизводители слишком поздно осознали, насколько быстро и динамично меняется глобальная ситуация.
Блюме также подчеркнул, что современные потребители в разных регионах предъявляют все более разнообразные требования, и в этих условиях автокомпаниям необходимо внимательно изучать опыт конкурентов, развивать партнерские связи и оперативно внедрять эффективные практики.
На годовом собрании акционеров Volkswagen вновь прозвучала критика в адрес корпоративного управления. Инвесторы требуют большей независимости совета директоров и выражают обеспокоенность влиянием семей Порше и Пиех.
Особое недовольство вызвала двойная роль Оливера Блюме как главы Volkswagen и Porsche AG — тема, вызывающая споры с момента выхода Porsche на биржу в 2022 году.
Оливер Блюм
«Господин Блюм, мы еще раз настоятельно призываем вас отказаться от одной из ваших должностей в совете директоров», — заявил Инго Шпайх из Deka Investment, назвав текущую структуру «крайне проблематичной».
За год акции Volkswagen подешевели почти на 25%, отчасти из-за давления на ключевых рынках: тарифов в США, конкуренции в Китае и затрат в Европе. При этом концерн уже предупредил о риске достижения нижней границы годового прогноза прибыли.
Несколько инвесторов также указали на нехватку экспертизы в совете директоров в вопросах электрификации и цифровизации.
В защиту текущей модели выступили сам Блюме и председатель совета Ханс Дитер Петч. «С самого начала было ясно, что [моя двойная роль] не будет длиться вечно», — сказал Блюме. «Двойная роль — это рецепт успеха».
Массовые сокращения
Кроме того, Volkswagen AG активно сокращает штат. В декабре прошлого года компания объявила о планах урезать в Германии 35 000 рабочих мест за пять лет, сократить 1900 должностей в Porsche и 7500 в Audi, а также сократить численность подразделения по разработке ПО примерно на треть.
Хотя изначально эта идея казалась смелой и даже вызывающей, оказалось, что 20 000 сотрудников Volkswagen уже согласились уйти из компании. Создается впечатление, что многие работники предпочли забрать свои вещи, возможно, опасаясь остаться на тонущем корабле, если не сделают этого вовремя.
Во время недавнего собрания в штаб-квартире VW в Вольфсбурге руководитель отдела кадров Гуннар Килиан заявил, что «примерно» 20 000 увольнений «уже оформлены по договоренности». Важно уточнить, что речь идет не о принудительном сокращении, а о добровольных мерах — досрочном выходе на пенсию и компенсационных выплатах.
Завод Volkswagen в Вольфсбурге
Однако даже после этих мер Volkswagen останется значительно более крупной структурой, чем большинство конкурентов. В 2024 году в компании работало 679 472 человека — на 0,7% меньше, чем в 2023 году. У Toyota Motor Corp., для сравнения, было 384 338 сотрудников. Только в Германии в Volkswagen заняты 293 338 человек — больше, чем общий штат Stellantis NV по всему миру.
Такой размах стал причиной того, что прежние руководители называли Volkswagen «медленно плывущим танкером». Чтобы изменить ситуацию, CEO Оливер Блюме заключил соглашение с мощным производственным советом. Оно должно приносить экономию около 4 млрд евро (4,3 млрд долларов) в год.
Тем не менее компания не пошла на самые жесткие меры, на которых настаивали в руководстве, включая закрытие заводов. Volkswagen и другие немецкие производители надеются, что рост государственных расходов оживит экономику Германии, находящуюся в спаде уже два года. Потеря дешевой российской энергии, падение внутреннего спроса и сокращение экспорта уже подтолкнули такие гиганты, как Thyssenkrupp и Siemens, к массовым сокращениям. Автопром пострадал еще сильнее — пострадавшими оказались поставщики вроде Schaeffler, Bosch и Continental.
К тому же Volkswagen до сих пор производит многие ключевые компоненты самостоятельно — электродвигатели, коробки передач, оси — и наращивает выпуск аккумуляторов для электромобилей. Это дополнительно раздувает штат. Но руководство признает: продажи в Европе падают, у компании уже есть как минимум два лишних завода, и сокращения необходимы для конкуренции с Tesla и китайскими автопроизводителями.
Зависимость от Китая
За годы правления Ангелы Меркель экономические связи между Германией и Китаем значительно укрепились — главным образом за счет экспорта и инвестиций немецких автопроизводителей. Однако в последние годы ситуация меняется.
На этом фоне Volkswagen рассматривает возможность пересмотра производственной стратегии внутри Германии. В условиях роста конкуренции со стороны китайских производителей и снижения продаж компания приступила к оптимизации. В частности, обсуждаются изменения в работе заводов в Дрездене и Оснабрюке.
Несмотря на первоначальное сопротивление со стороны профсоюзов, в конце 2023 года было принято решение: производство электромобиля ID.3 в Дрездене прекратится в 2025 году, а выпуск кабриолета T-Roc в Оснабрюке завершится к 2027 году. В то же время Volkswagen готов рассмотреть возможность продажи завода в Оснабрюке, где заняты около 2300 человек, китайскому инвестору. Однако официальный представитель концерна заявил, что компания пока не комментирует слухи о переговорах, сосредоточившись на поиске «жизнеспособного решения», учитывающего интересы как сотрудников, так и бизнеса.
Китайские компании, по информации источников, действительно проявляют интерес, но опасаются возможного сопротивления со стороны немецких профсоюзов. Последние играют значительную роль в управлении предприятиями, занимая половину мест в наблюдательных советах, и требуют гарантий сохранения рабочих мест.
Представитель профсоюза на заводе в Оснабрюке Стефан Солдански допустил возможность сотрудничества с китайскими партнерами — при условии, что продукция будет выпускаться под брендом Volkswagen и в соответствии с корпоративными стандартами.