В сентябре 2016 года я оказался в одном из отелей испанского побережья Коста Дорада, расположенном в районе Кап Салоу. Немного освоившись, решил посвятить один из дней осмотру расположенной неподалеку столицы этой провинции – Таррагоны. Тем более что никаких проблем с транспортом не было: весь этот регион к югу от Барселоны обслуживает работающая как часы транспортная компания Bus Plana (с которой также можно съездить на ряд экскурсий с русскоязычными гидами). Пройдя по центральной улице Рамбла Нова, я свернул налево к крепостной стене, которую начинали строить ещё римляне – первой на Иберийском полуострове:
И скоро вышел к городскому собору, где явно происходило что-то интересное.
Как выяснилось, пришел сюда я очень вовремя, потому что буквально через три минуты здесь началось нечто невообразимое.
Особое впечатление производило то, что происходило это действо на очень узкой улочке, а испанцы в большинстве своем – добродушные пофигисты. Они не предпринимали даже и малейших мер противопожарной безопасности и не возражали, если зрители подходили вплотную: хочет человек, чтобы искры прожгли ему одежду – да ради бога, не надо ему мешать, пусть получит такое удовольствие. Шествие завершилось на площади у мэрии, где была построена знаменитая каталонская «живая башня».
Скульптурную композицию, изображающую такую 8-ступенчатую пирамиду, я перед этим видел на Рамбле.
Теперь у меня появилась возможность лицезреть процесс ее строительства воочию.
Вернувшись в отель, я стал выяснять, что же такое происходило сегодня в Таррагоне, и понял, что попал на кульминацию праздника Santa Tecla (Санта Тёкла), который, согласно многовековой традиции, продолжается 8 дней.
Таррагона и Santa Tecla
Согласно апокрифу «Деяния Павла и Тёклы (Фёклы)», эта почитающаяся как равноапостольная святая родилась в 30-е гг. I века новой эры и была дочерью богатого горожанина из малоазиатской Иконии (сейчас это турецкий город Конья).
Так представлена Святая Фёкла на фреске XI века в Спасо-Преображенском соборе в Чернигове:
Услышав проповедь пришедшего в город апостола Павла, девушка отказалась выходить замуж и пожелала уйти с ним из дома. Родители и жених Тёклы обвинили будущего святого в проповеди безбрачия (что считалось серьезным преступлением) и даже в колдовстве. Согласно апокрифу, городские власти приговорили Павла к изгнанию, а Тёклу – к сожжению на костре. Сделать это не удалось из-за дождя. Позже девушка все-таки покинула свой дом и встретилась с Павлом в Антиохии. Но и здесь без приключений не обошлось, потому что она привлекла внимание римского наместника и в ответ на его домогательства «сорвала хламиду с Александра и разодрала её, и венок сняла с главы его».
На этот раз за оскорбление высшего чиновника Римской империи Тёкла была осуждена к растерзанию дикими зверьми. Однако и этот, уже второй за короткое время, смертный приговор остался неисполненным. Львица, которая была выпущена первой, интереса к жертве не проявила. Зато она убила вышедшего вторым медведя, а потом ещё и льва, правда, сама погибла в схватке с ним.
Зрители, вероятно, остались довольны: это, конечно, было не то, что они ожидали увидеть, но шоу, безусловно, удалось. А вот дальше было не так интересно, поскольку хищников больше под рукой не оказалось. Тёклу теперь безрезультатно попытались скормить... тюленям, а затем – разорвать с помощью быков. Эти тщетные попытки травли произвели на всех такое впечатление, что девушку отпустили на свободу.
После этого она вначале сопровождала Павла, но со временем стала проповедовать самостоятельно и якобы добралась и до Испании. В конце жизни, уже в возрасте около 90 лет, будущая святая поселилась в пещере на территории Сирии близ Селевкии. Когда Тёклу попытались вывести оттуда языческие жрецы, своды пещеры по ее молитве рухнули. Согласно преданию, от святой осталась лишь рука, которая была привезена в Киликийскую Армению.
Однако это не мешает итальянцам утверждать, что в миланском соборе Дуомо хранится голова данной святой. А о судьбе ее руки имеются разные мнения. Сложившаяся в Таррагоне в Средние века легенда утверждает, что в 1321 году реликвия была подарена армянским царем Ошином арагонскому королю Хайме II. Тот отдарился табуном из двухсот лошадей, золотым троном и четырьмя сотнями головок сыра с острова Майорка.
В общем, этот обмен «подарками» очень напоминает покупку мощей у армян. Однако претензии на обладание этой реликвией предъявляют также монастырь на окраине кипрской деревни Мосфилоти и сирийский монастырь в городе Маалула. Кроме того, утверждается, что часть десницы святой Фёклы находится в российской Успенской Феклиной женской пустыни, на территории Козельского района Калужской области.
Но вернёмся к таррагонской версии и попытаемся понять, почему внимание Хайме II привлекли именно мощи святой Тёклы?
Почитание этой святой в Таррагоне началось ещё в начале XII века. Граф Рамон Берегнер Великий отвоевал этот город у мавров в 1118 году. И в том же году папа римский Геласий II выпустил буллу, в которой день Святой Тёклы объявлялся главным праздником года. А поскольку, согласно преданию, Тёкла проповедовала в Таррагоне, во вновь заселяемом христианами городе стал формироваться и укрепляться культ этой святой.
В Таррагоне мощам Тёклы была устроена торжественная встреча. А уже с 1359 года здесь фиксируется начало ежегодного праздника в ее честь, который продолжался целых 8 дней (octava de Santa Tecla). Его устав (Ordinacions de Santa Tecla) был утвержден и опубликован в 1370 году.
1381 годом датируются первые упоминания о «бестиарии» этого праздника. С того времени, например, в нем принимает участие придуманная цехом скорняков черепаха Кукафера (Cucafera de Tarragona): в те времена черепахи почему-то считались воплощением сил зла и ада. В 1991 году Кукаферу возродила ассоциация портового квартала Таррагоны. Ею управляют сразу 6 человек.
Эта черепаха как раз не является огнедышащей, а сейчас из ее пасти и вовсе сыплются конфеты.
Дракон, фотографию с изображением которого вы видели в начале статьи, появился в 1426 году, а его новое рождение состоялось в 1985. Управляет им один человек, а вес этой «рептилии» составляет 92 кг. Немного меньше вес Огненной виверны – 83 кг.
С 1383 года на празднике начали применяться фейерверки, которые изготавливали местные аптекари.
В начале XV столетия появился «Танец семи смертных грехов» (Ball dels set pecats capitals).
Актеры «Танца семи смертных грехов»А в XVI веке представителями различных цехов стали исполняться так называемые «разговорные танцы» (balls parlats).
В 1564 году праздник в честь святой Тёклы во всей провинции Таррагона окончательно приобрел официальный характер.
В конце XVIII века (либо в начале века XIX) в Таррагоне начали строить «живые башни» (castells). Полагают, что происхождение эта традиция ведёт от валенсийского танца в честь Девы Марии, который заканчивался строительством «живой пирамиды» из трех уровней. В Каталонии сейчас имеются 92 команды «строителей», некоторые из них способны построить башню в 10 этажей.
Считается, что каждая такая башня представляет собой своеобразное «генеалогическое дерево»: люди с каждым «этажом» становятся моложе, венчает пирамиду ребенок. Башня считается законченной, когда он, выпрямившись, поднимет руку. «Живые башни» строят сейчас также во французском Руссильоне и на Балеарских островах.
В первой половине XIX столетия атрибутами праздника стали гигантские куклы: мавры (gegants moros), черные гиганты (gegantons negritos) и «старые гиганты» («большеголовые»). Куклы с давних пор принадлежат муниципалитету, но черными и мавританскими гигантами традиционно управляют представители цыганской общины.
В 1911 году римский папа Пий Х неожиданно принял решение исключить день Святой Тёклы из числа праздничных, но в 1917 году это решение отменил понтифик Бенедикт XV. Начиная с 70-х гг. XX века дни Святой Тёклы получили статус «традиционного праздника национального туристического значения». Религиозная суть отошла на второй план, мероприятия приобретали все более светский и развлекательный характер своеобразного этнографического фестиваля.
В 1998 году один из восьми дней Santa Tecla стал «детским», чего никогда раньше не было. Сейчас праздник, в сущности, мало связан с религиозным культом, лишь незначительная часть его зрителей заходит потом на службу в местный собор.
Читая материалы о Santa Tecla, я попутно узнал, что похожий праздник и тоже в сентябре ежегодно проходит в соседнем городе Реус. И потому решил через год снова приехать в этот регион Каталонии: именно в то время, когда можно будет посетить праздничный Реус и ещё раз посмотреть праздник Святой Тёклы в Таррагоне. И, разумеется, сравнить их.
Реус и Misericordia
Реус – не только красивый, но и какой-то очень уютный город. В нем нет толп туристов, но жители, похоже, совершенно не комплексуют по этому поводу, оставляя «на откуп» приезжим Барселону и приморские курортные города.
Кстати, попробуйте угадать, как зовут этого мальчика?
Это Антонио Гауди, который родился в Реусе, но в возрасте 16 лет переехал в Барселону. И так и не построил ничего в своем родном городе (однако музей Гауди в Реусе все же есть).
События, положившие начало празднику, на котором я в этот раз побывал, относятся к 1592 году. Предание гласит, что во время эпидемии чумы юной пастушке по имени Исабель Бесора (Isabel Besora) явилась Дева Мария. Она сказала, что болезнь отступит, если обойти стены Реуса с большой свечой, которую потом следует поставить перед ее образом.
Как вы, наверное, догадались, члены городского совета над девочкой только посмеялись. И тогда повторно явившаяся Мария поцеловала Исабель в щеку, на которой появилось изображение цветка розы. Такое чудо игнорировать было уже невозможно, волю Богоматери исполнили, и эпидемия прекратилась. В честь этого события на месте явления Богородицы через 10 лет была построена часовня Девы Марии Милосердной (Santuario de la Virgen de la Misericordia).
В конце XVII века здесь появилась церковь, сохранившаяся до наших дней. Богородица стала считаться покровительницей и защитницей города. А именем юной пастушки была названа площадь – Plaça de la Pastoreta. На ней можно увидеть одну из двух статуй Исабель. Эту горожане традиционно называют fadrineta («юная девушка»).
Храм Марии Милосердной сильно пострадал в 1936 году во время гражданской войны. Тогда сгорел древний образ Богоматери и были разрушены статуи четырех ветхозаветных жен – Авигеи, Есфири, Юдифи и Руфи, которые Гауди считал одними из лучших религиозных скульптур мира. Новый образ Девы Марии был создан барселонцем Энрику Монжо, а статуи сделал уроженец Реуса Артуро Альдо (автор памятника юному Гауди, фотографию которого вы уже видели).
Но мы слишком далеко забежали вперёд.
С конца XVIII столетия в Реусе появилась традиция ежегодного огненного шествия «пляшущих чертей» (ball de diables). А раз в 25 лет проходит мистерия Богоматери (ball de la Mare de Deu) – представление, иллюстрирующее легенду о явлении Девы Марии пастушке Исабель (его ближайшая дата – 2029 год).
В этот раз я был подготовлен и потому решил приехать заранее, начав осмотр с церкви Марии Милосердной – конечной точки праздничного шествия. Я решил, что в это время смогу все спокойно осмотреть – практически в одиночестве. А потом пойду навстречу праздничной процессии. И мои предположения полностью оправдались.
Но эта церковь находится в стороне от центра города, и ее нужно было сначала найти. Обращаясь с вопросами к жителям какого-то испанского города, я всегда выдыхаю и мысленно говорю себе: это испанец, он не знает ни русского языка, ни английского, а я не знаю испанского. Скорее всего, он не поймет меня, а если поймет – то неправильно.
Если он всё-таки меня поймет, почти наверняка окажется, что он не знает ответа на мой вопрос (даже если нужное место находится через три дома отсюда). Но он будет три минуты (как минимум) махать руками, что-то говорить и в конце концов отправит меня в противоположном направлении. Однако попытка не пытка: «улыбаемся и машем» (в ответ). Но в этот раз мне повезло, и я столкнулся с девушкой, которая явно была участницей предстоящего праздника.
Она четко указала нужное направление, а примерно через час я увидел ее в составе одной из «команд», участвовавших в шествии.
Церковь Девы Марии Милосердной:
Этот памятник пастушке Исабель находится на предполагаемом месте ее встречи с Девой Марией.
Далее я, как и предполагал, пошел навстречу шествию.
Праздничное процессия, на мой взгляд, производит более сильное впечатление именно в Таррагоне. Дело, вероятно, в том, что действие в этом городе происходит не на широком бульваре, а на узкой средневековой улице, где зрители буквально зажаты между стенами домов и проходящими перед ними огнедышащими персонажами средневекового бестиария. Это создаёт совершенно особую атмосферу.
Но посмотреть, конечно, по возможности нужно оба города и оба праздника.
- Автор:
- Рыжов В. А.