Броневик ЗСА "Линза". Фото "Рособоронэкспорт"В текущей Спецоперации большое внимание уделяется вопросам санитарного и медицинского обеспечения войск. В частности, в зоне боевых действий активно применяются защищенные санитарные автомобили «Линза». Подобные броневики обеспечивают быстрое оказание помощи раненым и их эвакуацию в тыл. Кроме того, они защищают медиков и пострадавших от возможных рисков, связанных с воздействием противника.
Защита и эвакуация
Медицинская служба участвует в Спецоперации с самого ее начала. Подразделения из ее состава сопровождают войска и оказывают им необходимую поддержку. Для этого используется все имеющееся снаряжение, оснащение и техника, включая самые новые образцы. К последним можно отнести и защищенный санитарный автомобиль (ЗСА) тактического звена «Линза».
О появлении ЗСА «Линза» в зоне проведения Спецоперации стало известно еще весной. В дальнейшем машины этого типа неоднократно появлялись на фото и видео, а также упоминались в различных сообщениях. При этом некоторые из публикуемых материалов демонстрируют высокий потенциал конструкции и ее возможности.
Так, несколько дней назад в соцсетях появилась фотография «Линзы», подвергшейся нападению противника. На броневых и прочих деталях корпуса видны многочисленные следы попадания пуль и осколков; бронестекла разбиты, но остались на местах. Некоторые элементы конструкции сорваны и утеряны. Колеса пробиты и спущены. Часть повреждений может указывать на подрывы.
"Линза" после столкновения с противником; экипаж не пострадал. Фото Telegram / "Уголок Ситха"Сообщается, что этот броневик выдержал интенсивный обстрел с применением разного вооружения. Несмотря на многочисленные повреждения конструкции, экипаж и пассажиры не пострадали. На спущенных колесах машина вывезла их в безопасное место. Удастся ли восстановить эту «Линзу» и вернуть на службу, неизвестно. Однако свою главную задачу броневик уже выполнил – он спас людей.
Подобные факты с передовой показывают высокий технический потенциал ЗСА «Линза». Этот бронеавтомобиль соответствует предполагаемым задачам и может работать в сложных условиях. Кроме того, такие эпизоды прекрасно характеризуют противника. Украинские формирования не соблюдают никаких законов и обычаев и атакуют все подряд, включая санитарный транспорт.
Очевидно, что эксплуатация ЗСА «Линза» в зоне боевых действий будет продолжаться до окончания Спецоперации. Такая техника и ее экипажи будут оказывать необходимую помощь нашим военнослужащим. Возможно, броневикам неоднократно придется не только перевозить людей, но и защищать их от обстрела. Это может привести к списанию техники, однако продолжающееся производство восполнит такие потери и позволит военным медикам продолжать выполнение поставленных задач.
В тактическом звене
Разработка перспективных санитарных бронеавтомобилей началась в 2016 г. по заказу министерства обороны. Целью опытно-конструкторской работы с шифром «Линза» являлось создание двух образцов подобной техники на общей базе и с отличающимися возможностями. Проект с обозначением ЗСА-Т предусматривал разработку медицинского транспортера для эвакуации раненых и пострадавших с поля боя или из иных районов. Также заказали машину ЗСА-П – подвижный медицинский пункт батальона для оказания помощи в ближнем тылу.
Интерьер броневика ЗСА-Т. Фото "Рособоронэкспорт"В 2017-18 гг. ОКР «Линза» дошла до строительства и испытаний опытной техники. Вскоре два варианта санитарной машины впервые показали публике на форуме «Армия». Позже такую технику представили и на зарубежной выставке. Сообщалось, что в скором будущем новые броневики пойдут в серию и поступят в распоряжение медицинской службы.
Поставки серийных ЗСА «Линза» в армию начались в прошлом году. Минобороны объявило о заключении контракта на 56 машин. Из них 50 ожидались до начала 2022 г. Техника поступала в части всех военных округов и осваивалась личным составом. Кроме того, весной и летом прошлого года строевые «Линзы» впервые поучаствовали в полевых учениях разного масштаба. Практика подтвердила все преимущества и необходимость такой техники.
Технический потенциал
ЗСА «Линза» был разработан при участии ряда предприятий, предоставивших разные компоненты и устройства. Головным исполнителем работ, получающим заказы от Минобороны, является завод «Ремдизель» (г. Набережные Челны). Он производит базовый бронеавтомобиль-платформу и оснащает ее целевым оборудованием.
Санитарный транспорт и подвижный медпункт выполнены на базе броневика К-53949 «Тайфун-К». Это двухосный полноприводный автомобиль с двигателем мощностью 350 л.с. и гидропневматической подвеской. Такое шасси отличается высокими характеристиками подвижности и проходимости на шоссе и на местности. Кроме того, оно имеет мягкий ход, что важно для санитарного транспорта.
Медпункт ЗСА-П в развернутом положении. За броневиком видна палатка для работы с пациентами. Фото "Ремдизель"При переделке в «Линзу» исходный броневик сохранил защиту двигателя и переднюю часть обитаемого бронекорпуса. За ними установлен новый корпус-фургон для размещения санитаров, раненых и необходимого оборудования. Обитаемые отсеки имеют усиленное противопульное и противоосколочное бронирование. Также приняты меры по защите от взрывных устройств с зарядом до 8 кг тротила.
Передняя часть корпуса, выполняющая функции кабины экипажа, сохранила прежние бортовые двери. Доступ в фургон обеспечивается кормовой дверью; также имеются люки в крыше. В модификации ЗСА-Т броневик имеет экипаж из трех человек. В задней кабине помещены места для санитара, шести сидячих или четырех лежачих раненых. ЗСА-П перевозит экипаж из пяти человек и имеет места для трех сидячих или двух носилок.
Санитарный транспорт ЗСА-Т перевозит ограниченный набор медикаментов и оборудования, необходимый для оказания первой помощи и эвакуации пострадавших в вышестоящие медпункты. ЗСА-П отличается более сложным оснащением. Такой броневик перевозит каркасную палатку, медикаменты, приборы и разнообразные медсредства, применяемые на уровне батальонного пункта.
Очевидная необходимость
В целом польза от ЗСА «Линза» очевидна. Для эвакуации раненых и пострадавших с переднего края и оказания им первой помощи необходимы особые образцы техники. От них требуется высокая подвижность и проходимость на любой местности, достаточная вместимость и способность перевозить медикаменты и оснащение. Кроме того, объективной необходимостью является бронирование и противоминная защита.
ЗСА на выставке. Фото "Ремдизель"ЗСА «Линза» выполнен на серийном унифицированном шасси, освоенном армией. Это дает ему высокие технические характеристики, а также упрощает производство и эксплуатацию. Броневик имеет необходимый уровень защиты и несет все необходимое оснащение. При этом существуют две максимально унифицированные модификации для решения разных задач.
Высокие технические характеристики и широкие рабочие возможности «Линзы» были показаны в ходе испытаний и подтверждены на различных учениях. Теперь такие броневики участвуют в реальной военной операции и вновь подтверждают расчетные характеристики.
К настоящему времени российская промышленность освоила серийный выпуск «Линз». Армия ежегодно может получать десятки таких бронеавтомобилей – в соответствии с текущими потребностями и возможностями. Очевидно, что производство продолжится, и в будущем «Линзы» займут одно из основных мест в парке медицинской службы нашей армии.
Теория и практика
ОКР «Линза» не была самым заметным проектом в области бронетехники и оставалась в тени иных разработок. Однако с ее помощью российская армия смогла получить важный и нужный образец специальной защищенной техники. Благодаря ему медицинская служба сможет эффективнее и быстрее решать свои задачи.
Броневики «Линза» достаточно давно справились с испытаниями и показали свои возможности. Теперь они проходят проверку практикой и помогают военным медикам. И на этот раз бронеавтомобили защищают свои экипажи от реальных угроз и спасают жизни настоящих, а не условных раненых.
- Автор:
- Рябов Кирилл