Истребитель J-8II - китайский вариант развития МиГ-21. Фото Wikimedia CommonsНародно-освободительная армия Китая уделяет большое внимание строительству и развитию истребительной авиации. К настоящему времени в составе военно-воздушных сил и морской авиации создано большое количество соединений такого назначения, на вооружении которых состоит почти 1700 самолетов. Предполагается, что имеющаяся истребительная авиация позволяет НОАК защищать воздушное пространство страны и решать поставленные задачи за его пределами.
Вопросы организации
Истребительная авиация ВВС НОАК сведена в 46 бригад с разным оснащением. Так, 24 бригады являются истребительно-бомбардировочными и имеют соответствующие задачи. Оставшиеся 22 соединения – истребительные и отвечают только за работу по воздушным целям с целью защиты воздушного пространства или завоевания превосходства.
Бригады ВВС расквартированы практически по всей территории Китая. При этом наибольшее внимание уделяется прикрытию границ и стратегически важных направлений. По этой причине основные базы и дополнительные аэродромы в основном сосредоточены на Востоке и Юге страны, в т.ч. у побережья.
Истребитель-бомбардировщик 3 поколения J-10B на конкурсе "Авиадартс-2021". Фото Минобороны РФИстребительная составляющая морской авиации построена по похожим принципам, но отличается меньшей численностью и некоторыми другими особенностями. Так, в авиации ВМС имеется всего пять бригад такого рода, и все они являются истребительно-бомбардировочными. Также создано, как минимум, два полка палубных истребителей-бомбардировщиков. Вероятно, в ближайшем будущем появятся новые подобные части, что позволит сформировать очередную бригаду.
Базы морской истребительной авиации размещены вблизи побережья и рядом с основными базами ВМС НОАК. За счет этого обеспечивается возможность выполнения боевых задач в прибрежных морях, в пределах первых «цепей островов». Кроме того, на удаленных островах создаются новые аэродромы. Также для морской авиации строятся авианосцы, позволяющие свободно применять ее в других регионах.
Количество и качество
Как сообщает справочник The Military Balance 2022, в частях ВВС НОАК имеется порядка 1500 истребителей. Одновременно в эксплуатации находятся самолеты восьми разных моделей, не считая их модификаций. Основную массу этого парка составляют машины китайского производства, в большинстве своем последних поколений. При этом имеются и иностранные образцы, а также давно устаревшая техника.
Один из основных современных истребителей - J-11B. Фото Минобороны СШАСамым массовым многоцелевым истребителем ВВС является J-10 и его модификации – не менее 520-530 ед. Этой техникой укомплектовано 14 бригад. На втором месте по численности находятся истребители J-11 всех основных версий. Более 220-230 таких самолетов служат в девяти бригадах.
Незначительно уступают им по численности устаревшие J-7 – китайский вариант советского МиГ-21, прошедший несколько модернизаций. Эти изделия постепенно снимаются с эксплуатации, но все еще имеются в 10-12 бригадах. Более новые J-8F/H, выполненные на основе J-7, менее многочисленны – 50 таких машин служат только в одной бригаде.
В интересах ВВС производится современная техника. Так, уже построено не менее 170-180 истребителей J-16. С их помощью переоснастили не менее пяти бригад. Одна из имеющихся бригад уже переведена на истребители последнего поколения J-20. Их количество превысило 50 ед., и теперь новые самолеты поставляются во вторую бригаду, в составе которой заменяют более старые J-11.
Китайский Су-27 на международном мероприятии, 2007 г. Фото Минобороны СШАЗаметную роль в ВВС НОАК играют самолеты российского производства. Ими полностью укомплектованы три бригады; еще в 5-6 имеются эскадрильи на такой технике. Самыми массовыми из них являются Су-30МКК – более 70 ед. Также продолжают службу 32 относительно старых Су-27. Не так давно Китай получил 24 современных Су-35.
Тактическая авиация ВМС значительно меньше «сухопутной» – в ней числится менее 200 самолетов. Ее составляют истребители J-11 в количестве 72 ед., которые несут службу в двух бригадах. Еще две бригады укомплектованы более старыми J-8F и J-10. Палубная авиация имеет не менее 50 самолетов J-15. Иностранная техника представлена 24 российскими Су-30МК2 в одной из бригад.
«Воздух-воздух»
Для борьбы с воздушными целями истребители ВВС и ВМС НОАК несут широкую номенклатуру вооружений. При этом для обоих родов войск предназначаются одни и те же боеприпасы – снаряды для пушек и ракеты «воздух-воздух» разных типов.
Палубные J-15. Фото Chinamil.com.cnПочти все истребители НОАК оснащаются встроенной автоматической пушкой. На более старых типах используются 23-мм орудия, на современных – системы калибра 30 мм. Исключением является только новейший J-20, который, по разным данным, не имеет пушки.
Также имеется широкая номенклатура управляемых ракет «воздух-воздух». В нее входят изделия с разным принципом наведения, отличающимися летными и боевыми характеристиками. С их помощью китайские истребители могут вести ближний воздушный бой или атаковать цели с большой дальности. Основная масса таких ракет разработана и выпускается в Китае, но имеются и российские изделия.
Для ближнего боя предназначаются ракеты PL-5 с инфракрасной головкой самонаведения. Последние версии этого оружия оснащаются двухканальными ГСН и имеют дальность пуска от 500 м до 18 км. В качестве дополнения и замены для нее разработана современная ракета PL-10. При близких летных данных она отличается улучшенной ГСН и имеет иные преимущества.
Истребители 5 поколения J-20. Фото Wikimedia CommonsСистемы средней дальности представлены несколькими образцами. В первую очередь, это китайская ракета PL-11 с полуактивным радиолокационным наведением и дальностью 75 км. Также используются российские Р-73, имеющая инфракрасное наведение и дальность 40 км. Для дальнего ракетного боя предназначены изделия PL-12, PL-15 и т.д. с активной радиолокационной ГСН и дальностью 100 и 300 км соответственно. В этой категории представлены и российские Р-77 с характеристиками на уровне PL-12.
Основные тенденции
В общей сложности в составе ВВС и ВМС НОАК имеется более полусотни истребительных и истребительно-бомбардировочных бригад. На вооружении этих соединений состоит почти 1700 самолетов разных типов с отличающимися характеристиками и возможностями. При этом истребительная авиация Китая имеет несколько любопытных особенностей, которые определяют ее потенциал.
Обращает на себя внимание наличие в строю самолетов сразу нескольких поколений. Одновременно с десятками новейшими J-20 несут службу сотни старых J-7 и J-8, которые можно отнести только ко 2 или 3 поколению. При этом основу парка составляют более новые самолеты. Так, J-10 третьего поколения, а также J-11, J-15, J-13 и Су-27/30/35 поколения «4/4+» составляют более двух третей от общего количества истребителей.
Су-30МКК российского производства. Фото Wikimedia CommonsДля замены устаревшей техники разрабатываются и производятся самые современные образцы. Всего за несколько последних лет китайская промышленность поставила НОАК не менее полусотни новейших J-20. Кроме того, в ближайшем будущем ожидается новый самолет последнего поколения. Однако в ближней и средней перспективе новейшие истребители не смогут полностью вытеснить старые 2 и 3 поколения.
При всем прогрессе, китайская авиация все еще сохраняет зависимость от иностранных поставок, но доля техники зарубежного производства постоянно сокращается. На данный момент в строю имеется ок. 150-155 самолетов марки «Су», что составляет лишь 9% от всего парка. По мере выработки их ресурса и производства новой техники собственной разработки, этот показатель будет сокращаться.
Впрочем, нельзя исключать, что НОАК вновь нарастят его за счет очередного выгодного контракта на поставку современного российского истребителя. При этом объем заказа не превысит нескольких десятков самолетов, что не окажет заметного влияния на их долю в парке.
Одновременно с самолетами-истребителями Китай развивает авиационное вооружение. Разрабатываются и производятся новые ракеты «воздух-воздух» всех основных классов. Также регулярно проводится модернизация существующих образцов. В результате растет боевой радиус, надежность и другие показатели вооружения. Так, в категории малой дальности улучшена маневренность и надежность захвата цели, а ракеты для дальнего боя уже летят на 200-300 км. Все это дает истребителям известные преимущества.
Истребитель J-20 с ракетами большой дальности PL-15 во внутреннем отсеке. Фото Wikimedia CommonsРазвитие продолжается
Таким образом, в составе ВВС и ВМС НОАК имеется развитая истребительная авиация, располагающая большим количеством разнообразной техники и вооружения. Такие силы способны решать все предполагаемые задачи и защищать воздушное пространство Китая, а также проецировать силу на удалении от его рубежей. В целом по количественным и качественным показателями истребители НОАК превосходят воздушные флоты других стран региона.
Тем не менее, истребительная авиация Китая не лишена ряда характерных проблем, связанных с устареванием одной техники и ограниченными темпами выпуска другой. Армия и промышленность делают все возможное для исправления такой ситуации и скорейшего производства необходимого числа современных образцов. Как именно будут решаться актуальные проблемы, и как скоро с ними удастся разобраться, покажет время.
- Автор:
- Рябов Кирилл