Условный самолет с новым воздухозаборником, чертеж из патентаВ настоящее время ПАО «Туполев» занимается разработкой «Перспективного авиационного комплекса дальней авиации» (ПАК ДА). Об этом проекте известно не слишком много, и тайной остается даже внешний вид будущего бомбардировщика. Секретность ожидаемо привлекает внимание, а также способствует появлению различных версий и оценок. На этот раз поводом для далеко идущих прогнозов стал патент на полезную модель, оформленный «Туполевым».
Неожиданная находка
Хорошо известно, что компания «Туполев», самостоятельно и вместе со смежными организациями, постоянно проводит различные научно-исследовательские работы. Некоторые результаты подобных мероприятий находят применение в реальных проектах авиационной техники, а также патентуются.
Так, в августе 2021 г. в российское патентное ведомство была подана заявка на полезную модель «Воздухозаборник двигателя самолета». Авторами изобретения значатся О.В. Бухаров, В.Ф. Гуров и О.О. Катаев. Патент за номером RU209424U1 был опубликован 16 марта 2022 г. Его владельцем значится ПАО «Туполев». В документе приводится описание воздухозаборного устройства и воздуховода для турбореактивного двигателя. К нему приложены схемы такого изделия, вписанного в планер самолета.
На момент публикации патент остался незамеченным. На него обратили внимание лишь в самом конце июля с подачи издания Aviation Week. Последнее указывало, что летательный аппарат, схематически изображенный в патенте, похож на описание перспективного бомбардировщика ПАК ДА.
Публикация в Aviation Week и сам патент RU209424U1 закономерно привлекли внимание и стали поводом для новых статей и обсуждений в профильных изданиях. При этом во всех публикациях отмечаются несколько основных тем. В первую очередь, это сходство гипотетического ПАК ДА с другими известными бомбардировщиками, такими как B-2 и B-21. Кроме того, с показательной уверенностью делаются негативные прогнозы: под санкциями, с экономическими проблемами и без зарубежных комплектующих Россия якобы не сможет построить такой самолет.
Вид сверхуНеобходимо учесть, что поводом для этих обсуждений стало лишь предположение о некой взаимосвязи мартовского патента и программы ПАК ДА. Имеют ли они реальное отношение друг к другу – неизвестно. Даже если такая связь и существует, ее характер и степень тоже остаются под вопросом.
Новая конструкция
В патенте описана конструкция воздухозаборника, предназначенного для размещения на крыле самолета вблизи его передней кромки. Также приводится конструкция воздуховода, соединяющего заборное устройство с входным аппаратом турбореактивного двигателя. Отмечается, что предложенная конструкция дает воздухозаборнику и каналу требуемую прочность и жесткость на всех углах атаки и на всех режимах полета. Кроме того, снижается нагрузка на планер.
Приложенный чертеж показывает воздухозаборник неправильной трапециевидной формы на верхней поверхности крыла вблизи его кромки. За ним помещается воздуховод сложной формы. Он проходит вдоль оси планера и изгибается в вертикальной площади – передний срез канала значительно выше заднего.
Воздуховод имеет поперечное сечение в виде прямоугольника со скругленными углами. Такой агрегат помещен и закреплен внутри жесткой оболочки с эллиптическим сечением. Именно оболочка воздуховода присоединятся к силовым элементам планера и обеспечивает связь всех элементов.
Гипотетический бомбардировщик
Конструкция воздухозаборника и способ его размещения внутри планера показаны на примере условного самолета схемы «летающее крыло». Чертеж из патента показывает планер с несколькими характерными особенностями. Основную его часть составляет несущая плоскость. Сверху на ней присутствуют рудиментарный фюзеляж с остеклением кабины и выступающие агрегаты воздухозаборников.
Продольное сечение по воздуховодуКрыло выполнено стреловидным. При этом передняя кромка изломана: стреловидность центроплана больше, чем у консолей. Задняя кромка тоже состоит из нескольких элементов. Так, в центроплане она имеет небольшую отрицательную стреловидность, и под ней находятся сопла двигателей. Интересен и профиль крыла, показанный сечением по воздухозаборнику. Предусматривается характерный загиб в передней части, а из-за наличия внутренних агрегатов такое сечение отличается большой высотой.
Компоновка планера ясна лишь частично. Видно, где помещается кабина, и как расположена двухдвигательная силовая установка. Прочие элементы конструкции на чертеже не указаны. Впрочем, можно представить возможные способы размещения грузового отсека, топливных баков и т.д.
Известное и предполагаемое
Ранее сообщалось, что бомбардировщик ПАК ДА будет дозвуковым и малозаметным, а также покажет улучшенные летные характеристики. Для получения таких качеств его построят по схеме «летающее крыло». При этом часть такой информации пока не имеет официального подтверждения. Остальные сведения и вовсе отсутствуют.
Впрочем, информации о «летающем крыле» уже хватило для отождествления условного самолета из патента с реальным стратегическим бомбардировщиком. Косвенными доказательствами этой версии стали некоторые особенности самолета с чертежа и предполагаемые качества будущего ПАК ДА. При этом прямые доказательства пока отсутствуют – как и явные опровержения.
Насколько версия о ПАК ДА в патенте соответствует действительности, пока не известно. Ситуация прояснится только позже, когда будет официально раскрыт реальный облик перспективного бомбардировщика. Можно предположить, что нынешние версии, если и подтвердятся, то лишь частично. Следует ожидать только сходство в отдельных чертах.
Поперечное сечение канала: 4 - собственно канал; 5 - жесткая оболочка; 7 - крепления оболочки к планеру; 8 - силовой элемент конструкцииНеобходимо отметить, что патент RU209424U1 интересен не только в контексте перспективной программы ПАК ДА. Сам факт его появления показывает, что «Туполев» и другие отечественные организации и предприятия ведут научную работу и создают новые конструкции разного рода. По известным причинам, такие разработки защищаются патентами.
Новый патент также показывает, что в «Туполеве» занимаются изучением новых схем и концепций, а также ищут оптимальные решения для них. В частности, разработан воздухозаборник и изогнутый воздуховод, предназначенные специально для «летающего крыла». Подобная схема пока не пользуется популярностью в отечественном авиастроении, но ее изучают и прорабатывают.
Как будут использовать запатентованную разработку, неизвестно. Она может найти применение в перспективных проектах авиационной техники, в т.ч. в классе ожидаемого ПАК ДА. Однако нельзя исключать, то такая конструкция не найдет реального применения – хотя и пополнит список потенциально полезных наработок наших авиастроителей.
Неясное будущее
Таким образом, наблюдаемый на профильных ресурсах ажиотаж может быть неоправданным. Версия о связи между мартовским патентом и программой ПАК ДА пока не имеет достаточных подтверждений, а все имеющиеся аргументы носят косвенный характер. Ситуация прояснится только в неопределенном будущем, когда официально покажут, как минимум, макет нового стратегического бомбардировщика.
Впрочем, это не мешает делать самые смелые предположения. Так, зарубежная пресса уже заявила, что Россия не сможет построить такой самолет. По всей видимости, в будущем, после премьеры ПАК ДА, иностранные специалисты изменят мнение. И с той же уверенностью начнут утверждать, что самолет не дойдет до серии и не попадет в войска.
- Автор:
- Рябов Кирилл