Боевые машины пехоты M-80A для УкраиныВ рамках военно-технической помощи Словения предоставила Украине боевые машины пехоты M-80A. Эшелон с 35 такими изделиями уже прибыл на украинскую территорию, и теперь должен начинаться процесс обучения экипажей и подготовки к службе. Когда новая техника попадет на фронт, неизвестно, но уже понятно, что польза от такой «помощи» будет минимальной.
Помощь техникой
Первая информация о возможной передаче словенских M-80A украинской армии появилась еще в середине мая. Тогда пресса Словении сообщала, что еще в начале года Киев выразил готовность купить 39 таких бронемашин за 4 млн евро. В январе удалось заключить предварительное соглашение, но контракт не был подписан. Поставка БМП осталась в подвешенном состоянии.
В середине мая также стало известно, что руководство Словении все же готово поставить украинской армии имеющиеся M-80A. Более того, в связи с текущей обстановкой технику не продадут, а передадут безвозмездно. Количество передаваемой техники и сроки отгрузки на тот момент не уточнялось. Кроме того, информация поступила от неназванных источников в правительственных кругах, что могло вызывать сомнения.
На прошлой неделе в Брюсселе состоялась очередная встреча министров обороны стран НАТО. В ходе этого мероприятия глава военного ведомства Словении Марьян Шарец уточнил планы помощи Украине. По его словам, в ближайшее время из наличия словенской армии планировалось выделить 35 БМП без уточнения типа, а также некоторое количество стрелкового оружия и средств защиты для пехоты.
Пока министр обороны выступал в Брюсселе, словенская армия готовила свою старую технику к передаче. Уже 21 июня появились первые сообщения о прибытии эшелона с 35 бронемашинами на территорию Украины. Кроме того, были опубликованы фотографии с техникой на железнодорожных платформах. При этом об отправке и передаче другого имущества и вооружения пока не сообщалось.
Как ранее писала словенская пресса, киевскому режиму переданы БМП M-80A с хранения словенской армии. Техника сохраняет штатную комплектацию со всеми ее особенностями и ограничениями. Состояние машин неизвестно. Однако очевидно, что значительная часть ресурса уже выработана, годы простоя на хранении оказали негативное влияние, а ремонт и модернизация не проводились.
Образец с историей
Как и ряд других образцов, состоявших на вооружении словенской армии, БМП M-80A имеет югославское происхождение. Так, в конце шестидесятых годов военное руководство Югославии познакомилось с новейшей советской БМП-1 и пожелало получить аналогичный образец. При этом, в соответствии с выбранным курсом военного строительства, планировалось разработать и довести до производства свой собственный проект.
Разработка новой БМП, позже получившей индекс M-80, стартовала в самом конце шестидесятых. К середине следующего десятилетия появились и вышли на полигон первые опытные образцы. Вскоре новую БМП впервые показали открыто. Серийное производство было запущено в конце семидесятых, и в 1980-82 гг. началось полномасштабное переоснащение мотострелковых частей.
Практически сразу начался процесс модернизации и создания специальных модификаций. В начале восьмидесятых в серию пошел вариант M-80A с более мощной силовой установкой. В дальнейшем разрабатывались разные модификации БМП с иным составом оснащения и вооружения. Также создавались проекты на основе готового шасси. M-80 становилась базой для командирских и командно-штабных машин, носителей различного вооружения и т.д.
Производство M-80 разных модификаций продолжалось до начала девяностых годов; было выпущено ок. 900 машин. Производство велось только для югославской армии, экспортные контракты не заключались. Впрочем, в начале девяностых появились первые зарубежные эксплуатанты в лице новых государств, отделившихся от Югославии. При этом раздел страны сопровождался войнами, и M-80 активно участвовали в них.
По известным данным, не менее 60-62 бывших югославских БМП M-80A в начале девяностых досталось независимой Словении. За следующие 10-12 лет их количество уменьшилось до 52. В двухтысячных годах такую технику посчитали морально устаревшей и непригодной к эксплуатации. Все оставшиеся машины были отправлены на консервацию. За прошедшее время их не утилизировали, и теперь это позволило предоставить помощь киевскому режиму.
Собственная разработка
Согласно разным зарубежным оценкам, югославская M-80 представляла собой переработанный вариант советской БМП-1/2. Однако фактически это была самостоятельная разработка. Заимствовалась лишь общая концепция и отдельные технические решения. В результате M-80(A) получила свой собственный узнаваемый облик с рядом отличий от советской машины.
M-80 построена на основе оригинального корпуса из алюминиевой брони. Обеспечена круговая защита от пуль и осколков, а лобовая проекция выдерживает малокалиберные снаряды. Компоновка заимствована у БМП-1 – носовой отсек вмещает двигатель и трансмиссию, за ним находятся отделение управления и боевое отделение, а в корме размещен десант.
Изначально БМП оснащалась дизельным двигателем мощностью 260 л.с. Модификация M-80A отличается использованием лицензионного немецкого дизеля Daimler Benz OM-403 мощностью 320 л.с. Ходовая часть – пятикатковая на основе торсионов. Надгусеничная полка имеет характерные кормовые решетки, позволяющие плавать. На суше M-80A развивает скорость до 65 км/ч, на воде – до 6-8 км/ч.
M-80 основных модификаций комплектовались броневой башней с пушечно-пулеметным и ракетным вооружением. Основным оружием являлась 20-мм автоматическая пушка Hispano-Suiza HS.804 лицензионного производства с боекомплектом 400 снарядов. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет с 2 тыс. патронов. Имелась пусковая установка под ПТУР 9М14 «Малютка»; боекомплект 2 ракеты. Как и на советских машинах, в бортах десантного отделения присутствовали амбразуры для использования личного оружия.
Экипаж M-80 включал трех человек с размещением в корпусе и под башней. В кормовом отсеке корпуса находились места для семи десантников. Это отделение получило кормовые двери и люки в крыше.
M-80 в музееПроблемы и ограничения
Словенские БМП недавно прибыли на украинскую территорию и пока не добрались до зоны боевых действий. Однако уже понятно, что такая техника никак не сможет изменить ситуацию. Более того, вместе с нею украинская армия получает ряд дополнительных проблем разного рода.
В первую очередь, проблемой становится малое количество «новой» техники. За последние месяцы Украина потеряла сотни БМП и других боевых бронированных машин. 35 словенских M-80A, даже вместе с другой техникой из других стран, никак не восполнят эти потери. Соответственно, пехоте по-прежнему будет не хватать защищенного транспорта с функцией огневой поддержки. Более того, численность техники и в дальнейшем будет сокращаться в результате российских ударов.
При всем этом, боевая ценность югославских M-80A невелика. Так, они защищены лишь от пуль и малокалиберных снарядов. Любые противотанковые средства, артиллерия большого калибра или авиационное вооружение практически с гарантией поражает и уничтожает такую технику. Повышение уровня защиты возможно только за счет навесных средств разного рода, но и это не решает проблему полностью.
Вид сзади, двери десантного отделения открытыОбращает на себя внимание и специфический состав вооружения. M-80A несет 20-мм автоматическую пушку и ПТУР устаревшего типа. Это серьезным образом ограничивает возможную огневую мощь, а кроме того, приводит к проблемам со снабжением. Так, для пушки HS.804 требуются снаряды 20х110 мм, отсутствовавшие на вооружении СССР и Украины. Если их не удастся получить из-за рубежа, и без того ограниченные огневые характеристики станут еще хуже.
Следует ожидать и проблемы эксплуатационного характера. Даже самым новым серийным M-80A уже более 30 лет и они успели выработать значительную часть ресурса. Удастся ли наладить процессы обслуживания и ремонта, а также обеспечить снабжение необходимыми запчастями – большой вопрос. Впрочем, полученные машины могут попросту не дожить до ближайшего ремонта.
Устаревшие остатки
Таким образом, словенские БМП M-80A практически никак не помогут украинской армии. В то же время, Словения получила возможность избавиться от большей части устаревших машин, годных только на утилизацию. Кроме того, она показала свою лояльность киевскому режиму и его зарубежным партнерам, а также подтвердила принципиальную готовность помогать поставками оружия и техники.
Впрочем, такая помощь будет иметь весьма ограниченные масштабы и может скоро прекратиться. Не так давно словенский министр обороны прямо заявил, что у его страны больше нет запасов материальной части для передачи Украине. Соответственно, нынешние 35 БМП могут оказаться последней помощью от Словении. Станут ли передавать оставшиеся машины с хранения, покажет время. Но последующие поставки другой техники, похоже, уже невозможны.
- Автор:
- Рябов Кирилл
- Использованы фотографии:
- Telegram / BMPD, Wikimedia Commons