Всё на продажу
Хорошо известно, что Россия, невзирая на санкционное давление, продолжает исполнять свои обязательства по небезызвестным сделкам ОПЕК+. Другое дело, что сильно упал экспорт нефти на Запад, и пока не найдено достаточно много новых покупателей на Востоке.
Однако на последних заседаниях комитетов ОПЕК в Вене вопрос о том, чтобы как-то влиять на Россию, то ли снижая ей квоту, то ли освобождая от неё, даже не поднимался. Поддержание нормального баланса спроса и цен для экспортёров нефти – это святое.
Однако сами российские нефтяники не могут даже за три с лишним месяца после начала спецоперации, существенно снизить добычу. Угроза закрытия низкорентабельных скважин в таком случае становится слишком уж реальной. Эксперт Независимого топливного союза (НТС) Александр Разин, работающий в ТК «Байкал-Сервис», считает, что даже в нынешней непростой ситуации
«нефтяные компании должны поддерживать стабильный уровень добычи и загрузки НПЗ, иначе им придется снижать добычу. Снижение добычи ведет к утрате скважин и довольно затратному, а порой невозможному процессу быстрой расконсервации».
Соответственно, приходится сбывать излишки добытого на внутреннем рынке. К тому же, судя по официальным данным Минэнерго, сейчас не только нефтеперерабатывающие заводы продолжают работать с превышением обычных уровней загрузки. Как раз это вообще-то объяснимо – тут и на снабжение военных требуются очень значительные объёмы топлива, и сезонный фактор нельзя со счётов сбрасывать.
Но всегда май и начало июня дают ещё и рост спроса, а в 2022 году при этом опережающими темпами идёт также заполнение нефтехранилищ, причём как частных, так и приписанных к министерствам и ведомствам.
И нефти и бензина в стране существенно больше, чем требуется. И с этим приходится что-то делать. Пока вся надежда на биржи, однако они уже диктуют своё и сбивают оптовые цены. И биржевая стоимость топлива уже упала до рекордно низких значений.
А что на бирже?..
Сейчас наступил период, когда ряд НПЗ встают на плановые ремонтные работы, а добытчики могут слегка снизить обороты, не теряя скважин. В то же время стартует сезон отпусков, а параллельно с ним разворачивается посевная. При таких исходных данных цены на бензин всегда росли, но не в 2022 году.
Снижение цен по сравнению с пиковым сентябрём 2021 года достигает уже 30–40 процентов. Но это же на биржах, а не на АЗС. Считать причиной происходящего только события на Украине и связанные с ними санкции было бы не совсем верно. Возможно, намного сильнее на позицию экспортёров влияет укрепившийся, причём неожиданно сильно, рубль.
Падение объёмов добычи из-за холодной весны несколько запоздало, не спешили с остановкой и НПЗ, в результате чего почти весь избыток топлива пришёл на внутренний рынок. В ответ вниз пошли оптовые цены. А возможности манипулировать объёмами продаж на внутреннем и внешнем рынках сейчас сведены к минимуму.
Более сильное снижение уровней добычи эксперты расценивают как радикальную меру, на которую можно пойти только в самом крайнем случае. Только если не удастся найти новых покупателей за рубежом и дождаться хотя бы небольшого ослабления рубля.
На бирже в Санкт-Петербурге цена тонны бензина АИ-92 на минувшей неделе составляла около 37 тыс. рублей, а на торгах 1 июня и вовсе ушла ниже отметки в 36,8 тыс. Другие виды моторного топлива тоже дешевели, хотя и менее заметно. Специалисты НТС отмечают, что такого не было уже шесть лет.
Российские цены вполне логично, вообще-то, сильно оторвались от мировых. Ещё в самом начале пандемии – весной 2020 года тонна АИ-92 стоила больше 40 тысяч рублей при цене нефти менее 25 долларов за баррель. Напомним, что курс рубля к доллару тогда был даже выше нынешнего официального – более 70 рублей.
Сейчас мы имеем 92-й бензин за 37 тысяч рублей при нефти за 115 долларов и долларе за 61–62 рубля. И такая вилка, похоже, оказывается невыгодной никому, тем более что на рознице она не отражается просто никак.
...Что же в рознице?
Однако на ситуации с АЗС топливный профицит пока никак не сказывается. Перелома с ценами не наблюдается, более того – даже не ожидается. Извините за повтор, но нефтяники как раз летом могут относительно безболезненно снизить объёмы добычи, лишь бы сохранить для себя возможность сдержать падение биржевых цен.
Понятно, что сомнительная ситуация с розницей абсолютно не волнует тех, кто добывает нефть. А вот короли бензоколонок, давно и успешно поделившие рынок, задвинув на периферию мелкого торговца, выжимают и будут выжимать из частников прибыль по максимуму.
Розница, по сути, живёт по прежним, ещё довоенным ценам. С учётом укрепления рубля можно считать, что они вообще выросли процентов на 7–10, как минимум. Если же учитывать, что у экспортёров есть доступ к рублю по официальным курсам, а у мелкого оптовика, и уж тем более – у частного покупателя бензина, такого доступа нет, что называется – «совсем», ситуация становится более-менее понятной.
Если и нет на рынке бензина монополии, то картельный сговор есть почти наверняка. И всё-таки, поскольку конца спецоперации пока не видно, через какое-то время снижение цен непременно затронет и розницу. Особенно когда снизится спрос со стороны покупателей сезонных – прежде всего из аграрного сектора.
«Хозяева АЗС, неважно, из крупных или мелких компаний, всегда снижают розничные цены достаточно медленно и неохотно, они всегда отстают от темпов снижения оптовой цены. Такое снижение начинается позже и бывает менее выраженным»,
– отмечают в НТС.
Многим АЗС в не столь давнее время, когда биржевые цены зашкаливали, приходилось порой работать на грани рентабельности, или же просто в минус, лишь бы выстоять в конкуренции. Сейчас убытки отыгрываются. Так что кто-то всё-таки в выигрыше даже в условиях опасной ценовой и курсовой вилки.
И что с демпфером?
В консалтинговой компании «Петромаркет» оценили доходность, точнее – сиюминутную маржу в оптовых и розничных ценах на АИ-92 и АИ-95, которые сейчас продаются на АЗС в России в среднем по 47 и 51 руб. за литр. Маржа при этом превышает 7–8 рублей с литра, что вполне корреспондируется с тарифной дистанцией от биржевых цен до розничных.
Сегодня уже мало кто вспоминает, как ещё недавно приходилось бороться с необоснованным завышением цен в рознице за счёт механизма демпфера. Государство тогда просто платило нефтяникам больше, если они больше отправляли на биржу, чтобы не оставить заправки внутри страны без бензина.
Сейчас угрозы дефицита топлива на АЗС не может быть в принципе. Потому что есть большие проблемы со сбытом за рубеж. Но как только российская нефтянка с ними справится, демпфер, может, и понадобится снова.
Сегодня же в ситуации с ценами на топливо наблюдается ещё один парадокс – по мировым ценам на нефть всё на грани верхнего предела, а внутри России нефтепродукты дешевеют, причём везде, но только не в рознице.
Нефтяникам даже по-прежнему платят демпферные субсидии, потому что формально вроде бы так и положено. И, несмотря на продолжающееся затоваривание рынка и переполнение хранилищ, снижения цен на АЗС как не было, так и нет. Остаётся надеяться, что только пока.
- Автор:
- Виктор Малышев., Алексей Подымов