Тмутаракань. Эскиз Н. РерихаДалёкая и таинственная Тмутаракань... Считается, что за долгую историю своего существования этот город имел более 80 названий, первое из которых – Гермонасса, ему ещё в VI веке до н. э. дали греческие поселенцы, прибывшие то ли из Ионии (область на западном побережье Малой Азии), то ли с острова Лесбос.
Русский период этой истории был не самым продолжительным, но весьма интересным. Первое упоминание о далёком княжестве на берегу Черного моря в русских источниках относится к 988 году («Повесть временных лет») и именно в форме «Тмуторокань». Встречаются и другие написания: Тмутаракань, Тмутмаркань, Тьмутороконь, Тьмутаракань и так далее. Упоминается Тмутаракань и в «Слове о полку Игореве».
Вначале главный герой объявляет о желании «поискать Тьмуторокани», которая уже давно не являлась русским княжеством, но на Руси о ней ещё хорошо помнили. А в момент солнечного затмения загадочный «Див», взлетев на древо, обращается (велит послушать) не только к «Земле Незнаемой (половецкой) и другим странам, но и отдельно к таинственному «Тьмутороканскому болвану».
История Тмутаракани
Первым поселением на этом месте был город Гермонасса, который известен с VI века до н. э. По одной из версий, город основали ионийцы, от имени вождя которых (Гермон) и было образовано название. Об этом пишет Евстафий в комментариях к «Землеописанию» историка I века до н. э. Дионисия. Флавий Арриан, грек по национальности, римский историк I века новой эры, приводит другую версию, согласно которой Гермонасса была основана выходцами с острова Лесбос – эолянами, которыми руководил уроженец города Митилены Семандр. А Гермонассой якобы звали его жену, ставшую правительницей после смерти Семандра. Имеются сведения, что Археанактиды, первые правители Боспора, были знатными митиленцами, первоначально обосновавшимися в Гермонассе.
Советский историк и археолог В. Д. Блаватский полагал, что название Гермонасса может означать «Город Гермеса» и, как синоним, «Торговый город».
Гермонасса была построена на землях, где проживал народ синдов (их государство называлась Синдикой).
Этническая карта КавказаСинды вели международную торговлю, используя для этого как греческие полисы, так и свой черноморский порт который назывался Синдской гаванью (сейчас в этом месте располагается город Анапа). Они были наиболее дружественно настроены к грекам и эллинизированы более всех окрестных племен, активно практиковали смешанные браки с пришельцами. Поэтому Гермонассу часто называют греко-синдским городом.
Гермонасса считалась крупной колонией – наравне с такими черноморскими полисами, как Пантикапей, Фанагория, Ольвия, Херсонес Таврический, Тира и Нимфей.
Греческие города Северного ПричерноморьяВ центре Гермонассы традиционно находился акрополь, близ города был возведен храм Афродиты. Городские дома были построены по единому плану – двухэтажные пятикомнатные, крытые черепицей.
Археологический комплекс «Гермонасса-Тмутаракань»Эту клазоменскую гидрию третьей четверти VI века до н. э. из Гермонассы можно увидеть в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина В дальнейшем между греческими полисами северного и восточного Причерноморья развернулась борьба за влияние, в которой победил Пантикапей, находившийся на месте современной Керчи. Со временем он стал столицей Боспорского царства, в которое в IV веке до н. э. вошли Гермонасса и Синдика.
Боспорское царствоВ VI веке уже новой эры, при Юстиниане I, Боспорское царство стало вассалом Византии (на правах федерата). Но в том же столетии Гермонасса была завоёвана Тюркским каганатом. С тех пор она называлась Тумен-Тарханом – от тюркских слов «тумен» (войсковое подразделение в 10 тысяч человек) и «тархан» (у тюрков и монголов это титул знатного человека, освобождённого от уплаты податей). После распада этого государства тюрков Гермонасса попала под власть хазар, и в IX–X вв. ее порой называли Самкерцем.
Население города оставалось пёстрым и полиэтничным: здесь жили греки, зихи, славяне, армяне, хазары, аланы. Город лежал на важных торговых путях и богател на транзитной торговле. В самом городе было много ремесленников. В окрестностях было хорошо развито земледелие, особенно виноградарство и производство вина. Жители занимались также рыбной ловлей, пчеловодством, разводили скот, охотились.
Княжество Тмутараканское
По наиболее распространенной версии, под русское влияние Тмутаракань попала после побед Святослава Игоревича над Хазарским каганатом. Однако есть мнение, что это случилось позже – во время Корсунского похода Владимира в 988 году: полагают, что русские могли переправиться через узкий Керченский пролив, который тогда называли Боспором Киммерийским.
В период наивысшего могущества, помимо Таманского полуострова, русское Тмутараканское княжество включало в себя восточную часть Крыма и, возможно, низовья реки Кубань.
Тмутаракань и русские княжестваПри взгляде на представленную выше карту становится понятно, что Тмутаракань находилась за несколько сотен километров от других русских княжеств. Это затрудняло связи с русскими землями, но, с другой стороны, правители Тмутаракани имели возможность проводить гораздо более самостоятельную и независимую от Киева политику. И особую ценность Тмутаракань приобретала для бунтарей, которых не устраивало их место на пресловутой «лествице Ярослава» (Мудрого), в первую очередь – для князей-изгоев, чьи отцы умерли до того, как вступили на великокняжеский престол.
Они выпадали из общей очереди и могли надеяться лишь на милость старших родственников, во власти которых находились. Тмутаракань оказалась очень удобной базой для войны за свои права. И русские правители далёкой Тмутаракани на протяжении X–XI вв. не раз оказывали серьезное влияние на ход русской истории. Однако со временем связь с Тмутараканью была потеряна, более того, было забыто ее местоположение.
Сейчас это может показаться странным, но долгое время велись вполне серьезные споры, откуда приводили на Русь свои грозные полки Мстислав Храбрый и Олег Гориславич. Андрей Лызлов в XVII веке полагал, что Тмутараканское княжество находилось рядом с Астраханью. Василий Татищев считал, что искать его нужно на территории современной Рязанской области. Михаил Щербатов в конце XVIII столетия пришел к выводу, что Тмутаракань располагалась недалеко от Азова. И. Н. Болтин (автор XVIII века) указывал на верховья Ворсклы.
А вот петербургский профессор Готлиб-Зигфрид Байер – тот самый ненавистный «почвенникам» автор норманнской теории происхождения Древнерусского государства, ещё в 1736 году оказался удивительно прозорлив, утверждая:
«Тмутаракань есть то самое место, которое цесарь Константин Порфирородный Таматаркою называет и полагает против Боспора или Керчи. Ныне называется сие место на турецких ландкартах Темрюк и лежит против крепости Тамана в северо-восточной стороне подле Меотического моря».
Очень известный и авторитетный археолог А. Спицын долго не мог поверить, что Тмутаракань могла находиться на Тамани. Он писал:
«Тмутаракань на устье Дона понятна. Это гавань для Киева и, может быть, для Мурома… Тамань всегда служила гаванью Северного Кавказа, особенно же Кубани… Русского населения здесь нет, и не может быть. Русская Тамань была бы беззащитна от соседей, так как отделена морем от своей базы. Тмутаракань Таманская не могла быть русским княжеством».
Уже в ХХ веке Н. Арцыбашев был уверен, что Тмутаракань находилась на Днепре, причем не слишком далеко от Киева. И это кажется очень странным – ведь о Таманской Тмутаракани впервые всерьез заговорили очень давно. Подтверждение мнения Байера было получено после находки в станице Тамань в 1792 году мраморной плиты с надписью на древнерусском языке, в которой говорилось об этом таинственном городе.
Тмутараканский камень
25 августа 1792 года часть запорожских казаков, которыми командовал войсковой полковник Савва Белый, высадилась в бывшем турецком порту Таман. Для защиты пристани солдатами русского егерского полка был построен редут. А в качестве порога своей казармы они решили использовать найденную поблизости мраморную плиту длиной более метра и шириной около полуметра. Весила она, кстати, более 850 кг.
Тмутараканский каменьНа этой плите была высечена какая-то надпись, на которую обратил внимание премьер-майор Х. Розенберг. Разобрать ее и точно перевести на современный русский язык ему не удалось, первым это сделал в 1806 году А. Н. Оленин:
«В лето 6576 индикта (1068 г.) Глеб князь мерил море по льду от Тьмутороканя до Корчева 10 000 сажен и 4 000 сажен».
А. Варнек. Портрет А. Н. ОленинаКнязь Глеб, о котором говорится в надписи – внук Ярослава Мудрого, сын Святослава Ярославича, старший брат Олега «Гориславича».
Розенберг сумел оценить важность находки и принял решение отправить плиту в Таганрог – вице-адмиралу Н. Мордвинову, который тогда был председателем Черноморского адмиралтейского правления. Однако Мордвинов вскоре отбыл в Севастополь, за ним отправился и камень. Уже в Севастопольском порту шторм сорвал корабль, на котором находилась плита с якоря, и унес его в море. Обнаружилось это судно лишь через три месяца близ Константинополя – сюда его принесли ветер и морские течения. Корабль был отремонтирован и возвращен в Севастополь. Оттуда многострадальный камень повезли уже в Николаев. Здесь, в числе прочих, его осмотрел премьер-майор Г. Егоров.
Вскоре он оказался в Петербурге, где рассказал о странной находке А. И. Мусину-Пушкину. Тот обратился к Екатерине II, которая особого интереса к камню не проявила: приказала измерить его, скопировать надпись и... вернуть в Тамань! До 1803 года камень находился в саду у Таманской Покровской церкви. Потом архитектор Н. А. Львов-Никольский включил его в композицию, посвященную античному наследию Тамани. В 1835 году Тмутараканский камень перевезли в Керченский музей древностей. И, наконец, в 1851 году плита была доставлена для изучения в Петербург.
В общем, ситуация довольно странная: ценнейший артефакт, находка которого переворачивает некоторые представления официальной исторической науки, словно никому и не нужен. Можно подумать, что мраморных плит с древнерусскими надписями в Москве и Петербурге так много, что они давно уже в Кремль и в Эрмитаж не помещаются. Мол, одной больше или меньше – какая разница? Понятно, что у не знавшей русской истории немки Екатерины II были другие заботы, причем не только государственные, но и личные: выбор нового фаворита – дело весьма серьезное. А то получится, как у графини из анекдота: «первого садовника пришлось уволить за то, что не умел газоны подстригать, а второго – за то, что был не очень хорош в постели». Но где все это время были русские историки и деятели российского просвещения?
Такое равнодушие к уникальному артефакту отчасти объясняется именно его сенсационностью: он был настолько ценным, что многим оказалось трудно поверить в его подлинность. Петербургские и московские интеллектуалы рассуждали примерно следующим образом: «Какие древнерусские надписи могут быть на мраморных плитах? О чем и кому вы это рассказываете? Заезжий шутник что-то там нацарапал, а вы занятых людей от дел отрываете».
К тому же кто-то догадался перевести сажени в версты и заявил о несовпадении указанного на надписи расстояния между Таманью и Керчью. Но, оказалось, что сажени бывают разные, и их длина постоянно менялась.
Даже в 1940 году А. Мазон высказывал сомнения в подлинности Тмутараканского камня. Впрочем, он оспаривал и подлинность «Слова о полку Игореве».
Споры о Тмутараканском камне велись вплоть до 1979 года. К этому времени были проведены повторные исследования самой плиты и степени ее разрушения, тщательный палеографический анализ и сопоставление надписи с текстами рукописей того времени. На основании всех данных было сделано окончательное заключение о подлинности артефакта.
Но ещё раньше уже упоминавшийся А. Спицын, который был ярым противником локализации древней Тмутаракани в Тамани, вынужден был признать:
«С надписью (на камне) можно примириться всецело».
К тому же археологические раскопки, проведенные в XX веке В. Городцовым (20-е гг.), А. Миллером (30-е гг.), Б. Рыбаковым и И. Зеестом (50-е гг.), подтвердили существование на Таманском полуострове русского княжества.
Древние придорожные кресты Ставропольского края и Северной Осетии
Кстати, с Тмутараканью связывают и другие интересные памятники – придорожные кресты, найденные в Ставропольском крае и на территории Северной Осетии. Первый из них, с высеченной на нём надписью «Помяни, Господи, душу раба твоего» и датой, соответствующей 1041 году по современному летоисчислению, был найден в конце XVII века у реки Егорлык близ села Преградное (в настоящее время оно относится к Красногвардейскому району Ставропольского края). Этот крест сейчас находится в Ставропольском краеведческом музее.
Преградненский крест, Краеведческий музей СтаврополяПредполагают, что крест мог быть установлен во время поездок русских тмутараканцев в азербайджанские ханства. Дорога была знакомая, ведь тмутараканское войско трижды ходило на Ширван. Ладьи следовали через Нижний Дон, Маныч и Куму в Каспийское море.
Два похожих креста найдены близ села Дмитриевское (также по течению реки Егорлык) и в Северной Осетии неподалёку от селения Заманкул. Первый из них, называемый Дмитриевским, можно увидеть на территории специально построенной часовни Воздвижения Креста Господня.
Расстояние между Преградненским и Дмитриевским крестами 25 км. Считается, что именно таким было среднее расстояние пешего дневного перехода древнерусского войска или купеческого обоза. В начале XIX века Дмитриевский крест подпортили при «реставрации» – скрепили у основания двумя железными полосами и нанесли дополнительную надпись «1812 год».
В следующей статье мы продолжим наш рассказ. Поговорим о русском Тмутараканском княжестве, а также о дальнейшей истории этих земель.
- Автор:
- Рыжов В. А.