Кадр из рекламы проектаВ последние недели ВВС Украины лишились большей части наличного парка боевых самолетов. Восстановить его в разумные сроки можно только за счет поставок техники из-за рубежа, причем только определенных моделей. Однако обладатели подходящих самолетов отказываются отдавать их. Выходом из такой ситуации может стать закупка техники на коммерческих основах – и для этого начат сбор добровольных пожертвований.
Купите самолет!
Несколько дней назад неизвестные лица или организации запустили проект «Buy me a fighter jet» («Купите мне истребитель»). Его целью заявлен сбор добровольных пожертвований на закупку авиационной техники для ВВС Украины. На собранные данные планируют покупать самолеты советского образца у третьих стран и передавать их украинской армии.
Для привлечения внимания к проекту снят и опубликован рекламный видеоролик. В нем летчик украинских ВВС с грустью смотрит на разбитые истребители и просит купить ему новый самолет, чтобы он мог бороться с «российской агрессией». Он обещает уничтожать танки и самолеты «нелюдей» и «оккупантов» и защищать Украину. В финале ролика летчик садится в новый самолет и куда-то улетает.
Сбор денег организован любопытным образом. Авторы проекта не публикуют никаких реквизитов или средств оплаты. Необходимую информацию они предоставляют по запросу. При этом некие эксперты готовы дать консультацию по техническим и юридическим вопросам. Почему используется подобная схема, неясно, но можно представить причины этого.
Желаемая техника
Согласно сайту проекта, на собранные деньги будет закупаться подержанная авиационная техника из третьих стран. Для помощи ВВС Украины могут приобрести истребители МиГ-29 и Су-27, а также бомбардировщики Су-24 или штурмовики Су-25. Средняя стоимость таких машин оценивается в 25 млн долл.
Представлены гипотетические источники такой техники. Авторы проекта составили таблицу, в которой указано, какие страны и в каком количестве имеют самолеты необходимых типов. В общей сложности они насчитали несколько сотен машин в двух десятках стран Европы, Азии и Африки. Все эти государства рассматриваются как потенциальные продавцы. Однако их мнение о подобных продажах, по понятным причинам, не приводится.
Также проект не исключает возможность закупки техники иностранного образца. В качестве примера таких самолетов названы шведский истребитель JAS 39, французский Rafale, а также американские F-15, F-16, F/A-18 и даже F-22 и F-35. При этом обещают быстрое и качественное освоение такой техники.
Проблема и ее решение
Украина лишилась основной массы боевых самолетов еще в феврале-марте. Тогда же появилось предложение о восстановлении парка ВВС за счет получения техники от иностранных государств. Сообщалось, что сразу несколько европейских стран-участников НАТО имеют необходимые самолеты и могли бы передать их Украине.
Однако такой вариант военно-технической помощи был заблокирован США. В Вашингтоне согласны, что передача самолетов повысит боеспособность Украины, но при этом опасаются, что такой шаг приведет к эскалации конфликта и потенциально угрожает НАТО и США. Как следствие, все просьбы Киева о передаче самолетов по-прежнему остаются без нужного ему ответа.
И теперь, после нескольких недель отказов, появляется проект «Buy me a fighter jet», запущенный неизвестными лицами или организациями. Главная его идея состоит в том, что Украине следует не полагаться на безвозмездную помощь, а собрать деньги и купить желаемую технику.
Рекламный ролик нового проекта, как и планировалось, привлек внимание и вызвал разную реакцию. На Украине проект рассматривают как очередную «перемогу» или верный шаг к ней, но существуют и другие мнения. Сбор средств вызывает удивление и недоумение. Кроме того, возникают разные вопросы и сомнения в возможности достижения декларируемых целей.
Вопросы финансирования
Перед проектом «Купи истребитель» поставлена весьма сложная задача. Средняя стоимость самолета для закупки определена в 25 млн долл., и это означает, что для ощутимого перевооружения ВВС Украины могут понадобиться сотни миллионов. Удастся ли их собрать и использовать заявленным образом – большой вопрос.
Жертвовать на самолеты предлагают частным лицам и различным организациям с Украины и из зарубежных стран. При этом реальный потенциал такого сбора неизвестен. Вполне возможно, что фактических пожертвований не хватит даже на один самолет по названной цене.
Однако нельзя исключать и другой сценарий, в котором проект будет получать крупные суммы, достаточные для приобретения техники. Проект «добровольных пожертвований» может являться ширмой для скрытного финансирования украинской армии из-за рубежа. В таком случае вместо открытой помощи Украина будет получать деньги якобы от частных лиц и организаций. Подобные схемы финансирования под видом благотворительности и пожертвований хорошо известны и отработаны иностранными организациями.
Впрочем, возможно и более простое объяснение. Сфера благотворительности и денежных сборов стабильно привлекает мошенников. Организаторы могут открыть прием денег «на самолеты», а затем вывести средства в неизвестном направлении и пропасть. В таком сценарии реальные объемы собранной помощи не имеют принципиального значения.
МиГ-29 украинских ВВС. По всей видимости, уже уничтоженыВ поисках продавца
Если проекту «Buy me a fighter jet» и удастся собрать деньги для закупки авиационной техники, ему придется разбираться с другой проблемой. Предстоит найти зарубежную страну, которая согласится продать самолеты. Как показывают события недавнего прошлого, на этом этапе должны возникнуть проблемы.
Возможность приобретения современных иностранных истребителей можно сразу исключить. Rafale, F-16, JAS 39 и т.д. слишком дороги даже в подержанном виде. Кроме того, украинские ВВС не могут эксплуатировать такие самолеты: на их освоение требуются месяцы или годы, а также дополнительные траты.
Авиационную технику советского образца устаревших типов можно было бы купить у России или Белоруссии. Но в текущей ситуации такое предложение похоже на злую иронию. Поэтому придется обращаться с коммерческим предложением к другим странам. Авторы проекта приводят список из двух десятков стран с трех континентов, которые располагают желаемыми машинами и, вероятно, могли бы их продать.
Однако такие закупки столкнутся с очевидными трудностями. Так, европейские страны НАТО вряд ли станут отдавать или продавать самолеты из-за фактического запрета от США. Азиатские страны, такие как Индия или Малайзия, имеют крупный парк советских / российских самолетов, но активно им пользуются и не станут распродавать. Кроме того, они будут учитывать возможные политические последствия.
Небольшие и небогатые страны Азии и Африки вряд ли могут стать хорошими продавцами. Они имеют крайне ограниченное количество самолетов, и продажа техники ударит по их боеспособности. При этом такие страны могли бы продать самолеты, снятые с эксплуатации по причине плохого состояния и невозможности ремонта. Но такое предложение вряд ли заинтересует покупателя, которому негде и некогда проводить ремонт.
Украинские Су-24 за несколько лет до СпецоперацииВпрочем, нельзя исключать, что «Buy me a fighter jet» и ВВС Украины все же смогут найти продавца, готового поставить желаемую технику. Но когда это произойдет, какая страна станет продавцом, и какие самолеты будут переданы – неизвестно.
При этом следует ожидать, что поставки техники не будут массовыми, и Украина не получит по-настоящему современные образцы. Как следствие, приобретенные самолеты не окажут никакого влияния на ход текущих событий. Кроме того, уже сейчас понятна их судьба. Российские ПВО и ВКС контролируют обстановку в воздухе, и любая украинская попытка применения вновь приобретенных самолетов с большой вероятностью завершится их потерей.
Последняя надежда
В результате активных мероприятий российской армии по демилитаризации украинские ВВС оказались в крайне сложном положении. Подавляющее большинство пригодной к эксплуатации матчасти выбито, а восстановление парка своими силами невозможно. Остается полагаться только на зарубежную помощь, однако в этой сфере возникли затруднения, и Украине приходится искать новые решения.
В качестве выхода из сложившейся ситуации предлагается покупка самолетов на пожертвования. Однако этот проект уже на старте выглядит сомнительно. Нет гарантий, что ему удастся собрать необходимые деньги, а полученные средства пойдут на закупку техники и не будут разворованы. Кроме того, под вопросом сама возможность осуществления закупок. Зато очевидны последствия гипотетической получения техники и ее печальные перспективы в текущей обстановке.
- Автор:
- Рябов Кирилл
- Использованы фотографии:
- «Buy me a fighter jet», Минобороны Украины