Бумеранг всегда возвращается
Европа вводит всё новые и новые санкции. Сейчас разговор идёт о запрете поставок нефти в Евросоюз. Так, глава МИД ФРГ Анналена Бербок по итогам заседания министров иностранных дел ЕС заявила, что многие страны Евросоюза слишком зависят от российской нефти и не могут отказаться от нее немедленно, но готовятся сделать это «в ближайшем будущем».
Напомним, что, по данным Еврокомиссии, поставки газа из России обеспечивают 40 % всего потребления газа в ЕС. На долю России приходится 27 % импорта нефти в ЕС и 46 % импорта угля.
Неслучайно глава крупнейшей энергетической компании Европы – германской RWE AG г-н Креббер заявил, что прекращение импорта энергоресурсов из РФ «будет иметь невообразимые последствия» и нанесёт долгосрочный ущерб промышленным производственным предприятиям, а также малому и среднему бизнесу».
Рекордные цены на газ уже привели не только к подорожанию электричества, но и к остановке производств в ряде отраслей. Пока наиболее пострадавшей оказалась химическая промышленность. Но, как видим, мнение эксперта политикам ЕС не указ.
Россия же пока никаких ограничений на экспорт энергоресурсов в Европу не вводила. Например, газ продолжает идти даже по украинской ГТС в полном соответствии с договором между «Газпромом» и «Нафтогазом». Но, несмотря на это, цена на газ в Европе выросла. И вполне себе прилично.
Первым результатом подорожания газа стали очень высокие счета за электроэнергию. По оценкам Saxo Bank, с начала года мегаватт-час в Германии подорожал с 40 евро до рекордных 93 евро. Дорогой газ сделал работу многих предприятий в ЕС убыточной. Поэтому стали останавливаться заводы по производству продуктов питания, металлургии и машиностроения.
Угроза остановки нависла и над промышленными предприятиями сталелитейной, химической, металлургической и других отраслей. А прибыли таких крупных энергоёмких европейских гигантов, как химическая компания BASF, производитель меди Aurubis AG, норвежский производитель аммиака – компания Yara, резко сокращаются.
Соответственно, снижается выпуск продукции. Например, компания Yara вынуждена была на 40 % сократить производство. Крупный французский концерн Tereos, выпускающий продовольственную, фармацевтическую и косметическую продукцию предупредил о взрывном росте себестоимости и необходимости резко повысить цены на свою продукцию.
«Achema в Литве, Fertiberia в Испании и OCI в Нидерландах – среди тех, кто также снизит производство или остановит его из-за высокой стоимости газа»,
– написал ведущий рыночный аналитик WinField United Карл Стенерсон. Короче, в странах ЕС начинается затяжной экономический кризис.
А что в России?
В России, конечно, тоже большие проблемы из-за санкций. Многие западные компании заявили об уходе из России и сворачивании здесь своих программ. Страна стала жить в условиях жёсткой экономической блокады. А ведь зависимость от иностранных комплектующих есть практически во всех областях.
И речь не только о запчастях для авто или самолетов. Например, у нас 80 % упаковки на рынке молочных продуктов – это Tetra Pak. И если завтра эта шведская компания покинет российский рынок, то вся молочная промышленность встанет.
Конечно, можно разливать молоко в стеклянные бутылки, но на запуск новых производственных линий уйдет время. И вообще, если честно, то большая часть отечественной продукции выпускается на европейских станках и с помощью импортных комплектующих.
Что делать?
Пока одно предложение уже есть. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила «первый шаг к национализации имущества иностранных компаний». Инициатива поступила от «Единой России».
Законопроект позволяет вводить внешнее управление по суду в организациях, не менее 25 % которых владеют иностранные лица недружественных государств, если они прекращают работу в России. Это позволит предупредить банкротство и сохранить рабочие места, отметили в ЕР.
А какие меры предлагаются ещё?
Ну, ряд политологов и экономистов в своих прогнозах надеются на Китай. Но тут есть проблемы. Дело в том, что Китай сам использует либо оборудование европейского производства, либо производит свои станки по лицензиям европейских производителей, поэтому самостоятельной машиностроительной отрасли в Китае нет.
И главное – зачем Китаю нам помогать, налаживая производство в России? Лучше ведь продавать нам свой товар, попутно закупая сырье, невостребованное Европой, по дешёвке.
И есть ли иной путь?
Такой путь есть. Но для начала вспомним сталинскую индустриализацию, которая проходила у нас на фоне экономического кризиса в Европе и Великой депрессии в США. Так что сейчас время, когда внешняя ситуация повторяется: в Европе уже идет экономический кризис, и в США немногим лучше.
В прошлом веке в России умело воспользовались мировым кризисом, чтобы провести индустриализацию страны. Можем же повторить!
«Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут»,
– такое заявление сделал Иосиф Сталин в феврале 1931 года на совещании хозяйственников.
Экономисты страны тогда понимали, что на одном энтузиазме народа современный завод не построить. Ведь любая индустриализация или модернизация невозможна без передового опыта. То есть в СССР должны были приехать западные специалисты, инженеры и техники, владеющие передовыми технологиями.
И они к нам поехали!
Почему? Потому что крупный бизнес боится кризисов. Он хочет найти то место, где он сможет работать и регулярно получать прибыль. И Сталин знал, что западные компании в то время особенно нуждались в крупных заказах. Вот Советский Союз им такие заказы как раз и давал.
Заказчик должен был компенсировать исполнителю (инофирме) стоимость изготовления чертежей, командировок и работы ее сотрудников в СССР, создать им необходимые бытовые условия. А компания получала вознаграждение, составлявшее ее прибыль, в виде определенного процента от сметной стоимости работ, но чаще – вписанную в договор сумму.
Советская организация обеспечивала рабочую силу, сырье и материалы и финансировала строительные работы. Так, Днепровская ГЭС – легендарный ДнепроГЭС был построен по советскому проекту, но с участием, в качестве консультантов, американской компании Cooper Engineering и немецкой фирмы Siemens.
Крупнейшие в Европе Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, Магнитогорский металлургический комбинат, Нижегородский (Горьковский) автозавод были американского происхождения.
Нанятые американские инженеры особенно не заморачивались. Они перенесли готовые проекты заводов из США и привезли свое оборудование. К примеру, московский завод АЗЛК был сделан по образцу сборочных производств Форда.
По отечественным данным, в 1923–1933 гг. в тяжелой промышленности СССР было заключено 170 договоров техпомощи: 73 – с германскими компаниями, 59 – с американскими, 11 – с французскими, 9 – со шведскими и 18 – с фирмами из других стран. К 1933 году успехи индустриализации были уже налицо, и сотрудничество с западными фирмами стало сворачиваться.
Почему бы в нынешних условиях не предложить западным компаниям привлекательные долгосрочные контракты на проведение новой модернизации России? Не пойдут? Почему? Гендиректор аналитического агентства Infoline Иван Федяков вспоминал, как шло импортозамещение 2015 года на фоне запрета импорта продовольствия в Россию.
«Я знаю случаи, когда в Восточной Европе заводы просто переезжали через российскую границу, чтобы стать как бы «отечественными», производственные линии разбирались полностью и переносились в Россию, а в производственном цикле ничего не менялось. Хороший пример – Valio: они в 2014-м ушли, громко хлопнув дверью. Но уже на следующий год безо всяких громких заявлений продолжили работу на контрактном производстве в Гатчине, а потом даже свой собственный завод построили по производству молочной продукции».
Короче, почему бы сегодня не сделать западным компаниям
такое предложение, от которого невозможно отказаться?
- Автор:
- Анна Козырева
- Использованы фотографии:
- sputnik.kg, cont.ws, mordovmedia.ru