«Сокол», который не «Сокол»
Вообще этот самолет мог стать весьма выдающейся машиной. Все-таки в концерне великого (не побоюсь этого слова) графа Джованни Капрони машины строить умели, и скромная фирма Officine Meccaniche Italiane-Reggiane или просто «Реджиани», входившая в концерн «Капрони», тоже могла проектировать и строить самолеты.
Первый «Сокол» - творение инженеров Роберто Лонги и Антонио Алессио. Конструкторам не повезло в плане названия, Re.2000 никогда официально не называли тем именем, которым его нарекли создатели, потому что официальный «Сокол», то есть, FIAT CR.42, появился чуть раньше.
Один из конструкторов, Роберто Лонги, долгое время работал в США, откуда принес новаторские идеи вроде цельнометаллических конструкций самолетов. В Италии того времени самолеты были в основном деревянными.
Так что в облике «Сокола» без труда угадывается американский перспективный самолет Seversky P-35.
В 1938 году итальянское Министерство авиации играло большой конкурс на проект одномоторного истребителя-моноплана с мотором воздушного охлаждения и вооружением из двух синхронных крупнокалиберных пулеметов. Самолет выбирался на роль основного в итальянской истребительной авиации.
Re.2000 совершил свой первый полет 24 мая 1939 года. Испытания прошли на редкость гладко и без происшествий, так что министерство авиации Италии заказало еще две машины для дальнейших испытаний.
В августе 1939 года в финале сошлись FIAT G.50, Macchi M.C.200, Aeronautica Umbra T.18, Capronni-Vizzola F.5 и Re.2000. Эталонами для сравнения выступали Messerschmitt Bf.109E и FIAT CR.42.
Re.2000 показал превосходные результаты. Скорость на высоте 5000 метров составила 515 км/ч, потолок – 8000 м, дальность полета – 1040 км. Скорость могла быть и больше, если бы в распоряжении конструкторов оказался более мощный двигатель, хотя бы на уровне 1200-1300 л.с.
В учебных боях Re.2000 показал даже лучшую маневренность, чем FIAT CR.42, что было неожиданно, поскольку в плане маневра монопланы того времени обычно проигрывали бипланам.
Но Re.2000 конкурс проиграл. Причем, проиграл из-за такой вещи, как топливные баки. Во-первых, они были непротектированные, во-вторых, располагались в крыле и были сделаны так, что при нагрузках на крыло ослаблялись заклепки силовой конструкции крыла, одновременно служившими и основой для баков. Соответственно, это вело к ослаблению конструкции баков и утечкам топлива, что естественно, не понравилось Министерству авиации.
В итоге конкурс выиграли FIAT G.50 и Macchi MC-200 «Saetta». Но Министерство заказало «Реджиане» серию из 200 машин. Правда, заказ потом был аннулирован и к теме Re.2000 в Министерстве возвращаться не хотели, даже несмотря на то, что конструкторы «Реджиане» переработали крыло, сделав его трех (а не пяти, как сперва) лонжеронным и оснастив обычными вкладными баками.
В «Реджиане» не стали унывать и начали предлагать самолет на рубеж. Югославия хотела приобрести 50 самолетов и лицензию, также по 50 машин изъявили желание купить Швейцария и Испания, Финляндия хотела 100 самолетов. Но дальше намерений дело не пошло.
Был просто удивительный контракт… с Великобританией! Через свою миссию британцы после испытаний заказали в 1940 году 300 самолетов. Удивительно, потому что Вторая Мировая уже шла. Самое интересное, что германские союзники первоначально не были против такой сделки в марте 1940 года и заблокировали ее только спустя месяц.
А вступление Италии в войну в июне прекратило тихие переговоры между самим Капрони и лордом Хардвиком. Два джентльмена хотели все-таки провернуть сделку в обход Германии, через португальскую фирму компании Soc. Aeroportuguesa, которая принадлежала Капрони и отправить самолеты в Великобританию.
Бизнес, как говорится, и ничего личного.
50 самолетов купила Венгрия. Там они служили довольно долго, последние экземпляры, служившие в качестве учебных, были списаны около 1960 года.
60 самолетов приобрела нейтральная Швеция.
Шведам поставляли Re.2000 с немного более мощными моторами Пьяджио P-XI bis RC-40 и в ВВС Швеции это были самые быстрые самолеты. У летчиков Re.2000 пользовался популярностью из-за летных характеристик, а вот технический персонал итальянцев возненавидел из-за капризных моторов и отказывающих на холоде синхронизаторов и пулеметов.
Будучи самыми скоростными истребителями ВВС Швеции, Re.2000, которые получили обозначение J-20 использовались для перехвата иностранных самолетов, нарушавших границы нейтральной Швеции и сопровождения их для посадки и интернирования.
В общем, «по вине» Re.2000 с тремя коронами на крыльях, многие экипажи бомбардировщиков союзников, подбитые над Германией, сели в Швеции, сопровождаемые «Соколами», а не упали где-то в море.
В течение всей войны из всего числа Re.2000 в шведских ВВС были потеряны 16 самолетов и 18 получили различные повреждения, как в результате боевых действий, так и по вине аварий.
Сохранился один, который занял достойное место в шведском музее военной истории ВВС.
В Италии к Re.2000 вернулись только в 1941 году, когда остро встал вопрос замены «Фиатов» CR.32 и CR.42. Мало того, что эти самолеты значительно уступали истребителям союзников в Африке, так и их приходилось везти морем и собирать уже на месте. У Re.2000 было возможно увеличить объем топливных баков до 1491 литра и обеспечить перелет в Африку без посадок. Такой самолет получил название Re.2000GA (Grande Autonomia).
Истребители решили проверить в боевой обстановке. Для этого была сформирована эскадрилья
«Sezione Sperimentale Reggiane» в составе 74-й эскадрильи 23-й группе 3-го истребительного стормо на Сицилии. Re.2000 этого подразделения выполнили 322 вылета, эскортируя конвои, занимаясь разведкой и перехватом.
Действия были не то чтобы неудачными, но успехов было откровенно мало: один сбитый «Бленхейм», несколько успешных штурмовок Мальты и обнаружение конвоя, идущего из Туниса, на которые были наведены бомбардировщики.
Отсутствие больших успехов обуславливалось прежде всего большой удаленностью от основного театра боевых действий.
К тому времени проснулся флот. И захотел попробовать Re.2000 в качестве замены окончательно устаревшим катапультным истребителям Ro.43 и Ro.44. Были изготовлены 10 самолетов модификации Re.2000С (Catapultabile), оснащенные креплениями для запуска с катапульты и усиленным силовым набором. Отличался и набор радиооборудования, что было обусловлено использованием на флоте других частот.
Морские самолеты для AARM (Aviazione Ausiliaria per la Regia Marina - вспомогательная авиация Королевских ВМС) испытывались на прибрежных аэродромах и на борту линкоров «Витторио Венето» и «Рома».
Боеспособные машины 377-й эскадрильи были перегнаны ее пилотами на завод Reggiane для переделки в морской вариант. Также для нужд флота были переданы и десять машин, построенных для восполнения потерь эскадрильи.
9 мая 1942 года был совершен первый катапультный старт с борта корабля.
Так как самолет был колесным, предполагалось, что после старта с катапульты и выполнения задач по патрулированию или перехвату противника, он благодаря большой дальности полета, сможет достичь сухопутного аэродрома и сесть на него.
Морские катапультные варианты Re.2000 ничем себя в войне не проявили. Из десяти изготовленных самолетов версии С сохранился в качестве музейного экземпляра один, служивший на «Витторио Венето».
Стрелковое вооружение морских вариантов Re.2000С состояло из двух синхронизированных 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT с боезапасом по 300 патронов на ствол. Усиление фюзеляжа под запуск с катапульты позволило оборудовать самолеты бомбодержателем под бомбу весом до 200 кг.
ЛТХ Re.2000Размах крыла, м: 11,00
Длина, м: 7,99
Высота, м: 3,20
Площадь крыла, м2: 20,40
Масса, кг
- пустого самолета: 2 070
- нормальная взлетная: 2 880
Тип двигателя: 1 х Piaggio P.XI RC.40 х 985 л.с.
Максимальная скорость, км/ч
- у земли: 420
- на высоте: 530
Крейсерская скорость, км/ч: 451
Практическая дальность, км: 1 300
Максимальная скороподъемность, м/мин: 750
Практический потолок, м: 11 500
Экипаж, чел: 1
Вооружение:
- два синхронизированных 12,7-мм пулемета Breda-SAFAT с 300 патронами на ствол
- 2 х 20-кг зажигательные или осколочные бомбы, в морском варианте – 1 бомба 200 кг.
«Таран», ставший «Соколом»
Дальнейшим продолжением «соколиной» темы стала работа по модернизации самолета Re.2000 и улучшению его летных характеристик путем установки более мощного рядного мотора водяного охлаждения RA.1000RC-41/I. За этой длинной маркировкой скрывался хорошо знакомый нам 12-цилиндровый двигатель от «Даймлер-Бенц» DB.601 А-1 мощностью 1 175 л.с., выпуск которого наладили по лицензии.
Прибавка мощности двигателя почти в 200 л.с. сулила значительные улучшения ЛТХ, а потому ставший к тому времени шеф-конструктором фирмы «Реджиане» Роберто Лонги с подчиненными практически переконструировал фюзеляж под размещение рядного мотора с совершенно иной развесовкой. Прототип получил название Re.2001, был собран и облетан в июне 1941 года.
Машина ожидаемо показала прекрасные маневренные характеристики и вполне приличную скорость в 563 км/ч на высоте 5500 метров.
Баки были протектированными, самолет оснастили электростартером, вооружение было усилено путем установки в консолях крыла двух пулеметов калибром 7,7-мм.
С названием тоже получилось своеобразно. Первоначально машину нарекли «Ariete». Это слово можно перевести как «Таран», но так же имеет место быть значение «Овен» или «Баран». Так что неудивительно, что в итоге самолет стал вторым «Соколом».
Октябрь 1940 года был ознаменован заказом на 200 самолетов Re.2001. Далее сборка 200 самолетов была заказана фирме «Бреда», заказ на 100 машин получил филиал фирмы «Капрони» в Толедо, 100 машин непосредственно фирме «Капрони» на заводе в Предаппио.
Первая серийная машина была готова в сентябре 1941 года. Уже покупавшие Re.2000 шведы также заказали 100 самолетов, но далее начались огромные проблемы с двигателями. Немцы срывали поставку своих DB-601, а лицензионные RA-1000RC-41/I никак не могли пойти в серийное производство. Заказы, выданные «Бреда» и испанскому филиалу «Капрони» пришлось аннулировать, а заказ «Реджиане» сократить до 100 машин. Заказанные «Капрони-Предаппио» 100 машин сократились до 10.
Началась неразбериха, в результате которой Министерство авиации повело себя не самым лучшим образом, начав метаться в поисках вариантов с Re.2001. В результате 39 самолетов начали переделывать в вариант Re.2001CB (Caccia-Bombardiere - истребитель-бомбардировщик), усилив фюзеляж и разместив под ним бомбодержатели для двух бомб весом 100, 160 или 250 кг каждая.
Кроме того, двумя отдельными сериями были заказаны 100 самолетов версии Re.2001OR, с тормозными посадочными крюками и узлами крепления для стартов с катапульты. Эти самолеты предназначались для комплектования строящихся авианосцев «Аквила» и «Спарвиеро». Постройка самолетов началась, но вот с самими носителями не получилось. «Спарвиеро» даже не был заложен, а «Аквилу» бросили строить при степени готовности 80%. Так что все самолеты серии OR были переделаны под сухопутное базирование.
Один из самолетов стандарта OR был переделан под торпедоносец. Этот вариант был обозначен Re.2001G и подготовлен к испытаниям в июне 1943 года. Параллельно с ним шли работы над проектом истребителя бомбардировщика, способного нести бомбу весом 630 кг.
Эта модель получила название GV. Было построено два самолета, которые совершили единственный боевой вылет и сбросили бомбы на британский авианосец «Викториез». Одна бомба упала на палубу авианосца, но отрикошетировала за борт, где утонула, не взорвавшись. После этого эксперимента от Re.2001GV отказались.
Следом был вариант ночного истребителя Re.2001CN (Caccia Notturrna - ночной истребитель), вооружение которого должно было состоять из двух 20-мм пушек, размещенных в «ваннах» в корне крыла, на месте 7,7-мм пулеметов. Кроме пушечного вооружения самолеты оборудовались пламегасителями на выхлопных патрубках. Было построено 34 машины, но вот с вооружением получилось «все плохо».
Своими авиационными пушками итальянцы так и не смогли обзавестись, а немцы, обещавшими поставить «Маузеры» MG.151/20, поставки сорвали, поскольку «себе еле хватало».
Ко дню капитуляции Италии было изготовлено 237 самолетов Re.2001 всех вариантов.
В составе итальянских ВВС «Соколы» в основном были заняты сопровождением итальянских бомбардировщиков к Мальте. Дальность действия это вполне позволяла. Здесь Re.2001 столкнулись с достойными противниками в лице «Харрикейна» версий II и III и «Спитфарами» Mk.V.
Стоит отметить, что британские самолеты, уступая или будучи равными в ЛТХ, неизменно имели преимущество в силе залпа бортового вооружения.
Вторая, меньшая часть «Соколов» попала в состав истребительных групп, которые занимались перехватом британских тяжелых бомбардировщиков. Это была еще более неблагодарная работа, потому что огонь двух 12,7-мм и двух 7,7-мм пулеметов для «Стирлингов» и «Ланкастеров» был не губителен.
Неудивительно, что к моменту капитуляции Италии в составе ВВС оставалось всего 73 самолета Re.2001.
Для британских истребителей «Сокол» был крепким орешком. Эскортные полеты к Мальте показали, что Re.2001 под управлением опытного пилота способен на многое. 12 мая 1942 года в бою над Мальтой сержант Джованни Марчио достоверно сбил два «Спитфайра». Правда, британцы тоже не скупились, и хотя Марчио дотянул до Италии, точнее, до Сицилии и даже посадил свой изрешеченный самолет, полученные в бою ранения не оставили ему шансов выжить.
Конечно, рапорты итальянцев – это отдельная тема. Но отчеты британцев свидетельствуют о том, что «Соколы» спокойно расправлялись с «Харрикейнами» и наравне сражались со «Спитфайрами» и «Бофайтерами», сбивая и тех, и других.
Когда союзники начали свое вторжение на Сицилию, «Соколы» оказались в первых рядах атакующих британские и американские самолеты. Естественно, Re.2001 несли потери, и из 71 самолета, вступивших в небе Сицилии в бои, к моменту перемирия 8 сентября 1943 года осталось 33 машины.
Остатки итальянских ВВС свели в 21 группу союзнических воздушных сил в Италии и итальянцы начали воевать против бывших союзников немцев в небе над Балканами.
Здесь был интересный случай применения Re.2001. Самолет играл роль «деньгоносца». В специальном контейнере «Сокол» доставил 12 миллионов лир жалования итальянским войскам, находившимся в окружении неподалеку от города Пиевле в Словении. Зачем окруженным войскам деньги – это отдельный вопрос, но таких полетов было совершено несколько.
Итог карьеры Re.2001 был таков: после войны самолет быстро списали и отправили на свалки, несмотря на то, что в боевых действиях «Сокол» оказался реально прочной и боевой машиной.
Тем не менее, в самой Италии Re.2001 остался буквально в нескольких экземплярах. Три самолета эксплуатировало специальное подразделение связи, еще четыре доживали свой век в качестве самолетов метеорологической службы.
«Сокол», одно из последних военных творений концерна «Капрони» оказался вполне хорошим самолетом, слабым местом которого было только вооружение. Если бы у итальянцев оказались в распоряжении более мощные моторы и авиапушки, Re.2001 мог бы стать на одну ступень с лучшими самолетами той войны.
ЛТХ Re.2001Размах крыла, м: 11,00
Длина, м: 7,99
Высота, м: 3,20
Площадь крыла, м2: 20,40
Масса, кг
- пустого самолета: 2 070
- нормальная взлетная: 2 900
Двигатель: 1 х Alfa Romeo RA.1000 х 1 175 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 540
Практическая дальность, км: 1040
Практический потолок, м: 12 000
Экипаж, чел: 1
Вооружение:
- два синхронных 12,7-мм пулемета (350 патронов на ствол);
- два 7,7-мм пулемета в крыльях (600 патронов на ствол);
- до 640 кг бомб.
- Автор:
- Роман Скоморохов