Польские власти планируют провести реформу вооруженных сил. Разработан и проходит через необходимые инстанции новый закон об обороне, предлагающий несколько основных мер. В первую очередь, предусматривается увеличение расходов на оборону, за счет чего будут расти количественные и качественные показатели армии. Эти и иные меры, как считается, помогут усилить оборону и привести ее в соответствие с актуальными вызовами и угрозами.
Будущая реформа
В соответствии с актуальными политическими тенденциями в Европе и НАТО, польское руководство обеспокоено пресловутой российской угрозой. Такая угроза требует соответствующей реакции военного характера, и потому в прошлом году было предложено провести реформу вооруженных сил.
В конце октября 2021 г. вице-премьер Польши Ярослав Качиньский и министр обороны Мариуш Блащак представили новый законопроект «Об обязанности защиты Родины». В нем представлен как общий план необходимой реформы, так и отдельные шаги для решения конкретных задач. Авторы законопроекта сразу раскрыли основные цели реформы, за счет которых планируется повышать обороноспособность.
В течение следующих месяцев законопроект дорабатывался и проходил через все необходимые инстанции. 22 февраля 2022 г. документ был одобрен Советом министров, и теперь передается в Сейм. Как сообщают польские СМИ, законодатели рассмотрят проект в течение двух недель. Кроме того, не исключается проведение чрезвычайного заседания уже на следующей неделе.
После рассмотрения законопроекта в Совмине вице-премьер Качиньский отметил, что в ближайшие дни его еще раз проверят и, если понадобится, скорректируют. Это позволит исключить различные «неудобные моменты» и потенциальные трудности.
Новый законопроект позволит заменить или серьезно скорректировать существующие законы, нормативные акты и другие руководящие документы. Значительная их часть уже устарела и, несмотря на все поправки и дополнения, не соответствует актуальным требованиям. Предложенный закон решит эту проблему.
Рост показателей
Законопроект предусматривает изменения разного рода. В первую очередь, будут увеличиваться расходы на оборону. Разработан новый законодательный механизм, который позволит вывести военный бюджет на уровень, соответствующий текущим угрозам и задачам. В настоящее время, в соответствии с требованиями НАТО, Польша тратит на оборону ок. 2% от своего ВВП, но это недостаточно для новой реформы. При этом не уточняется, как именно сможет вырасти бюджет в абсолютном и относительном отношении.
Ключевой мерой реформы станет увеличение численности вооруженных сил, как собственно армии, так и войск территориальной обороны. Запланирован более чем двукратный рост всех структур. Так, армию увеличат с текущих 120 тыс. чел. до 250 тысяч. Войска территориальной обороны увеличатся с 30 тысяч до 50.
Предусмотрены изменения в системе комплектации вооруженных сил личным составом. Обязательную воинскую повинность и призыв возвращать не планируют. Одновременно с этим хотят ввести «базовую повинность» для добровольцев со службой в течение года. В течение месяца после поступления на службу новобранец будет проходить базовую подготовку, после чего 11 месяцев будет осваивать специальность. Затем доброволец сможет продолжить службу по контракту или уйти из армии.
Предлагается пересмотреть правила присвоения воинских званий. Так, при назначении на должность военнослужащий сможет получить как очередное, так и внеочередное звание, соответствующее новым обязанностям. Это должно дополнительно стимулировать личный состав к освоению новых навыков и к продвижению по службе.
Закон об обороне изменит систему денежного довольствия; основные изменения касаются дополнительных выплат, премий и т.д. Так, контрактники-сержанты, остающиеся на службе после 25 лет, будут получать ежемесячную надбавку в размере 1500 злотых (ок. 320 евро). Сержанты в возрасте от 28 лет будут получать по 2500 злотых (540 евро).
Авторы законопроекта обращают внимание на ограниченный военно-технический потенциал армии. В связи с этим предусматривается запуск крупной программы обновления парка вооружений и техники. Его часть будет заменена новыми образцами, в зависимости от финансовых возможностей. Оставшаяся матчасть будет модернизироваться для соответствия актуальным требованиям.
Стартовые позиции
На данный момент, до принятия закона и начала реформ, Польша располагает достаточно крупной и относительно развитой, по меркам Восточной Европы, армией. В свежем рейтинге Global Firepower, учитывающем множество параметров военного и смежного характера, Польша занимает 24 место в мире и 8-е в Европе.
Общая численность вооруженных сил, в т.ч. территориальной обороны, к настоящему времени достигла 135 тыс. чел. Из них ок. 60 тысяч служат в сухопутных войсках. Личный состав ВВС превышает 14 тыс. чел., флота – примерно вдвое меньше. Имеются силы спецопераций в количестве более 3 тыс. чел. Территориальная оборона, включая резервистов, насчитывает порядка 30 тысяч. Общая численность прочих силовых структур оценивается в 75 тыс. чел.
Потенциал польской армии с точки зрения матчасти ограничен. Основную массу техники составляют образцы времен СССР и ОВД, часть которых модернизировалась в последние десятилетия и годы. Также имеются более новые изделия из стран НАТО. На вооружение поступали немецкие танки, американские истребители и т.д. При этом задача кардинального обновления парка техники и вооружений до сих пор не решена; можно говорить об успехах только в отдельных областях.
Предложения и их реализация
Состояние польской армии на данный момент в целом можно считать удовлетворительным. Однако имеется ряд слабых мест, требующих внимания. При этом модернизация и перестройка необходимы не из-за пресловутой угрозы с Востока, а по причине объективных процессов устаревания и деградации.
Предлагаемые меры в виде увеличения численности вооруженных сил, изменения принципов комплектации и денежного довольствия, обновления матчасти и т.д. в целом способны изменить ситуацию. Постепенно они смогут избавить армию от всех основных проблем, а также повысить главные показатели.
Однако разработанная реформа отличается особой сложностью, из-за чего уже сейчас можно сомневаться в ее успешном проведении и завершении. В первую очередь, следует ожидать проблемы по линии финансирования. Удастся ли Польше увеличить необходимым образом свой военный бюджет, неизвестно. Примечательно, что первыми в этом начали сомневаться польские политики, причем еще прошлой осенью, сразу после представления законопроекта.
Новый закон «Об обязанности защиты Родины» предусматривает двукратный рост численности вооруженных сил, за счет чего будут формироваться новые части и соединения. Для их размещения и службы потребуется построить и/или реконструировать разнообразные объекты. Кроме того, все это приведет к увеличению общих трат на содержание войск, в т.ч. на денежное довольствие. Модернизация и закупка техники и вооружений тоже требуют денег.
Авторы законопроекта пока не уточняли, как в будущем должен будет меняться военный бюджет. Но уже ясно, что на первых порах необходим рост, как минимум, в десятки процентов ежегодно. Это позволит осуществить первую часть требуемого военного строительства и сделать «долгосрочные вложения», а также поднять прочие расходы. Затем траты на строительство сократятся, но будут расти расходы на содержание войск.
По всей видимости, законодателям, военному и финансовому ведомствам предстоит длительная и, вероятно, плодотворная работа по поиску свободных денег и корректировке бюджетов, как оборонных, так и общих. Скорее всего, планы будут реализованы только частично – с уступками со всех сторон.
Сегодня и завтра
Таким образом, военное и политическое руководство Польши пришло к выводам о неудовлетворительном состоянии вооруженных сил и теперь предлагает решать этот вопрос. Написан новый закон с рядом важных нововведений и предложений, который теперь должен пройти оставшиеся инстанции и получить одобрение.
Законопроект в очередной раз дорабатывается и вскоре будет рассмотрен Сеймом. При этом на законодателей ложится большая ответственность. Им предстоит принять не просто поправки к законам, а полноценную стратегию развития вооруженных сил на несколько следующих десятилетий. Справятся ли они с такой ответственностью, и удастся ли выполнить все предложенные мероприятия – покажет время.
- Автор:
- Рябов Кирилл
- Использованы фотографии:
- Минобороны Польши