Открывает ряд задвинутых адмиралов наместник на Дальнем Востоке адмирал Алексеев. В 1904 году ему был 61 год, наместник императора, главнокомандующий сухопутными и морскими силами на Дальнем Востоке, он бил тревогу ещё до начала войны, на что был получен укорот с Петербурга, ибо Николай Александрович войны не хотел, а следовательно – её быть не должно. Когда всё пошло как пошло, Алексеева сначала сняли с главнокомандования, в июне 1905 года и с наместничества с назначением в Госсовет, то есть в никуда.
Адмирала, который предлагал занять не Порт-Артур, а Циндао, который обследовал корейские порты и хотел организации российских баз в Корее, который укреплял Порт-Артур, несмотря на помехи со стороны Витте, конечно, наградили, и Георгиевский крест третьей степени и орден Александра Невского ему на шею упали, но и отставили по факту и от флота, и от политики. А Витте и современники вдобавок ещё и обгадили. Конечно, «добрый гений адмирал Евгений» гением не был, был он руководителем авторитарным, ни разу не талантом, обычная рабочая лошадка Империи. Но и вины за ним не было никакой, разве что принадлежность к группе Безобразова, и та по нужде – безобразовцы были на коне, и выбор стоял – так или никак. После поражения группу отставили, отставили и адмирала, эпитеты же не более чем отголоски политической борьбы той эпохи. А умер адмирал в мае 1917 года в Ялте, не оставив потомков и не увидев дальнейшего... на его счастье.
Вице-адмирал Старк
Оскар Викторович Старк – пример человека, которому повезло – в 1904 году в возрасте 58 лет он достиг пика своей карьеры, командуя эскадрой Тихого океана. Особой вины за начало войны на нём нет – Петербург требовал не поддаваться на провокации, да и на утро готовился поход, и противоминные сети этим планам бы помешали. В итоге же три повреждённых корабля и готовый виновник за всё. Первый бой он провёл неплохо, хотя и здесь обвиняют в том, что не разбил японцев наголову, имея сильно меньше сил, но дальше адмирала убрали с Дальнего Востока и в 1905 году назначили старшим флагманом Балтийского флота. Юмор в том, что на Балтике флота не осталось, и Оскара Викторовича поставили командовать по сути небоеспособным антиквариатом. А когда флот в товарных количествах стал появляться, то в 1908 году воспоследовала отставка.
Дальше было председательство правления Обуховского и Ижорского заводов, участие в Белом движении и эмиграция в Финляндию, где Оскар Викторович и умер в 1928 году, его сыновья, все три, стали морскими офицерами, участвовали в Первой мировой, а старший успел повоевать при Цусиме на крейсере «Дмитрий Донской». Причина опалы и отставки ясна и понятна – кто-то должен был быть виновным за всё, вот первых лиц флота и убирали. Старк в этом списке ещё везучий, он покинул Дальний Восток до по-настоящему крупных поражений.
Вице-адмирал Скрыдлов
В возрасте 60 лет вице-адмирал, герой Русско-Турецкой войны, Николай Илларионович Скрыдлов был назначен командующим флотом Тихого океана. В Порт-Артур до начала блокады он не успел, что часто ставят ему в вину, но никто и в бреду не мог предположить, что армия отступит так быстро и решительно. С Владивостока же командовать можно было только ВОК, чем адмирал и занимался. Всё остальное – вроде идей прорыва в Порт-Артур на джонке, с разряда небывальщины. После войны Скрыдлов вернулся в Петербург, так и ничем толком не покомандовав (у ВОК был Иессен и Безобразов, у 2-й эскадры – Рожественский), а в 1906 году стал командующим Черноморского флота. Стал не просто так – в стране пылала революция, а Николай Илларионович – старый заслуженный черноморец, уважаемый моряками. Параллельно с назначением он получил и особые полномочия для борьбы с революционным движением, а как только оно пошло на спад, сразу же вылетел в отставку, став... почётным членом Императорского российского общества спасания на водах.
Впрочем, на гражданке такого рода профессионалы были нужны, и Скрыдлов не бедствовал:
«был членом Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования, директором правления судоходного и пароходного общества «И. И. Конецкий», членом Совета съездов судовладельцев, членом правления «Русского дальневосточного промышленного акционерного общества.»
А умер в 1918 году от сердечного приступа, став невольно частью ещё одной исторической легенды:
«После объявления большевиками политики Красного террора был взят в заложники и 4 октября 1918 года был казнен. Похоронен в своём родовом имении Спас-Берёза, ныне Оленинский район Тверской области.»
По второй версии, его утопили в барже, хорошо не распяли и не скушали, а между тем изданы воспоминания его сына:
«Несмотря на то, что умер отец при большевистском режиме, его похороны имели некоторую торжественность. Отец был в парадной адмиральской форме, гроб накрыт Андреевским флагом; за гробом шло внушительное число моряков. Флот, я имею в виду старый флот, сохранивший даже в большевизированном Петрограде достаточно уважения к традициям, был представлен в траурной процессии.»
Также сохранились заметки в прессе с некрологом его сослуживцев.
Вице-адмирал Рожественский
Историю Зиновия Петровича и его биографию знают, наверное, все, уж на ком оторвались так оторвались. Меньше известно, что он один из отцов «Новиков», что он планировал реформы флота, что его даже Николай Романов не рвался определять в отставку, прекрасно понимая, КТО автор авантюры со Второй Тихоокеанской эскадрой. Тем не менее и отставка, и суд были неизбежны, что понимал и сам Рожественский. Когда он пытался написать мемуары, не вышло ничего – как ни пиши, а в разгроме виновата высшая власть, вот и вылетел адмирал со службы и тихо умер под новый 1909 год, без вины виноватый.
Контр-адмирал Иессен
Лихому командиру ВОК, назначенцу Макарова, уж точно предъявлять было нечего, действовал он во время операций безукоризненно. Но от общей судьбы его это не спасло. Сначала командира единственного отряда кораблей на Тихом океане подчиняют начальнику порта Греве, а по возвращении во главе отряда кораблей на Балтику в 1906 году выносят выговор по результатам Инспекторского смотра отряда. Корабли, которые прошли Порт-Артур и Цусиму, которые были интернированы в иностранных портах, экипажи которых переслужили все мыслимые сроки, были плохо подготовлены в разгар революции. Звучит как издевательство, особенно в части формулировки:
«в недостаточно внимательном и серьезном отношении к своим обязанностям командующего отрядом, не поставившего себе целью создать из судов вверенного ему отряда внушительную военную силу.»
Правда, вице-адмирала всё-таки дали, и отставили окончательно в 1908 году, держа до этого младшим флагманом несуществующего фактически Балтийского флота. Дальше было фиктивное владение верфью и смерть в 1918 году. Судьба Греве, поставленного командовать боевым адмиралом в 1905 году, практически идентична – отставка в 1907 году и смерть в 1913 году во Франции.
Остальных постигла та же участь – Ухтомский, Радлов, Рейценштейн, Энквист и прочие либо сразу вылетали в отставку, либо получали должности почётные, но не связанные с боевой деятельностью флота. Практически все они были опозорены при жизни и после смерти, обвинены во всех грехах и в историю вошли как некие бездари. Между тем, те, кто на войну не пошёл, карьеры сделали не в пример получше, по сути на первые роли выдвинули ровесников отставленных, но не воевавших, следовательно – не опозоренных.
Справедливости для – всё это не коснулось младшего поколения, те, кто встретил войну командирами кораблей, карьеры сделали неплохие, они по сути и возглавили русский флот в Первую мировую, они же и не смогли сдержать революцию. Оно и понятно – нормальную связь поколений на флоте прервали, старую карьерную лестницу поломали в поисках крайних за всё, а новую сложить толком не успели. Да и не был Бирилев лучше Старка или Рожественского, просто он в бой не пошёл и не подставился под неизбежный разгром, вот и стал министром. А Рожественский, с его гипертрофированным чувством долга, пошёл, вот получил раны и отставку.
Вообще, конечно, нормальная реакция госаппарата на катастрофу, устроенную им же, ещё даже в мягком варианте, в другую эпоху могли и казнить, но если посчитать урон от поиска стрелочников в этот период... Стрелочниками оказались все, заработавшие такой дорогой опыт командования соединениями кораблей.
- Автор:
- Роман Иванов