В предыдущей статье я постарался рассказать о грузовом паровозе Страны Советов, который «вытянул» все тяготы войны.
Паровоз «Эшка» перевозил технику и войска, вывозил в тыл раненых и беженцев, служил рабочей лошадкой санитарных поездов.
Не досталась ему лишь одна ипостась.
Не воевал он. В прямом смысле слова.
«Овечки» в броне
Ведь, помимо товарных, пассажирских, пожарных и других составов, были еще и бронепоезда. А их составляющей – бронепаровозы. Вот основой для таковых послужил паровоз другого типа.
«О» («Основной») – первый паровоз, ставший основным в локомотивном парке российских железных дорог.
В период с 1890 по 1915 год на двенадцати паровозостроительных заводах было изготовлено более 9 тысяч локомотивов этой серии, что сделало паровоз «О» самым массовым из дореволюционных локомотивов. Паровоз с осевой формулой 0–4–0 вышел на железнодорожные пути очень давно, даже по меркам молодого советского государства.
На нем еще российские инженеры отрабатывали разные варианты парораспределительных механизмов и диаметры основных колес. Отсюда и различные названия: Од, Ок, Ов, Ол, Оп и Оу.
В историю он вошел под полюбившимся всем названием «Овечка» – производным от подсерии «Ов».
Встретить это название чаще можно было в литературе и фильмах, посвященных больше Первой мировой и Гражданской войнам (та же повесть «Бронепоезд Гандзя»).
Как уже известно, к сороковым годам на первый план вышли другие «литеры».
«Овечку» при СССР выпустили небольшой партией в двадцатых годах в количестве семидесяти двух штук. Как маневровые локомотивы.
Дело в том, что и весьма поредевшее «царское наследие» к тому времени стали готовить к выводу с линий на маневры в депо и на предприятия.
Но военные этот паровоз со счетов не скинули.
Еще в Гражданскую «Овечка» послужила основой для различных вариантов бронирования, причем по обе стороны линии фронта и в некоторых новоявленных зарубежных государствах (таких, например, как Польша).
В 1924 году в РККА числилось сто двадцать три бронепаровоза.
Правда, к началу 1930 года на складах осталось лишь сорок два бронепаровоза. Но это не говорит о том, что от бронепоездов отказались. Просто их состав и строительство стали упорядочивать.
Так, в 1935 году появился проект основного предвоенного бронированного поезда БП 35.
Точные данные о количестве несколько разнятся, но было их не менее 47 штук в
легких и тяжелых вариантах.
А ведь существовали и бронепоезда НКВД, но там цифры отличаются еще сильней – количество варьировалось за счет трофейных составов.
Начало Великой Отечественной войны оказалось тяжелым и для бронепоездов.
Тактика Первой мировой оказалась провальной – прикованные к железнодорожному полотну составы становились легкой добычей противотанковой артиллерии, танков и авиации.
Были успехи, но была и статистика – за 1941 год потеряно сорок два бронепоезда!
Правда, с началом войны на заводах, мастерских и в депо стали строить бронепоезда типа ОБ -3 (облегченный третий).
29 октября 1941 года наркомат обороны СССР директивой № 22сс, подписанной наркомом обороны И. В. Сталиным, приказал до конца 1942 года сформировать 32 дивизиона бронепоездов по два бронепоезда.
Промышленность перевыполнила планы и построила 85 бронепоездов, из них 65 – типа ОБ-3.
Позже в сорок третьем году начали выпуск самого совершенного отечественного бронепоезда БП-43.
А еще строили «крепости на колесах» без всяких чертежей в осажденной Одессе, бронировали поезда в Ленинграде.
К чему я это?
К тому, что в 99 процентах случаев основой для бронепаровозов служили старички типа «Ов».
И не только потому, что именно они были под рукой в депо или мастерских.
Нагрузка от движущих осей «Овечки» была ниже, чем у современных машин, что позволяло защитить паровоз более толстым железом.
Во время войны ОБ-3 покрывались простой сталью, в лучшем случае «выбраковкой» брони сталелитейных заводов, в основном – то, что под рукой, толщиной двадцать-тридцать мм.
Ну, и силуэт.
Он оказался ниже, чем у сверстников. Значит, менее заметный. Труднее попасть.
Память об «Овечке» увековечена в шести музеях и одиннадцати памятниках, а также на почтовых марках. И в кинофильмах: «Сибирский Цирюльник», «Край», «Анна Каренина» и других.
- Автор:
- Игорь Малеев
- Использованы фотографии:
- ru.wikipedia.org odessitua.com