Первые строки, последние строчки
Норману Уэстби было 98 лет. Он скончался в минувшую субботу 7 января в Сан-Жулиа-де-Лориа, что на полпути от испанской границы к Андорра-ла-Велье – столице княжества. Н. Уэстби – англичанин, который обосновался в Андорре три десятка лет назад, был последним ветераном Второй мировой войны в этой крохотной стране.
Лейтенант Уэстби сражался за свободу с нацистами на борту бомбардировщика «Авро Ланкастер» и с ноября 1943-го по апрель 1945 года принял участие в 57 боевых вылетах. После него остались записки, ставшие настоящей сенсацией – они представляют собой бортовой журнал с продолжением в виде воспоминаний, написанных уже в XXI веке.
Читаем запись от 29 марта 1944 года. На борту «Ланкастера», пилотируемого капитаном Уэйнменом, в этот один из прекрасных весенних дней, как и всегда, в составе экипажа был и Норман Уэстби. Цель – столица Баварии Нюрнберг:
«Путешествие адское. Гунны [немцы] присылают против нас всё, что у них есть, и даже больше. Смотрим на падение одного из сбитых у нас на глазах 27 Ланкастеров. Бомбардировщики-коммандос понесли наибольшие потери: 97 самолетов не вернулись на базу.»
Это строчки из бортового журнала боевого самолёта, на котором Норману Уэстби выпало отвечать за бомбометание. Он должен был нажать на спусковой крючок, услышать характерный звук, отмеченный в лётном дневнике как «глоток», и сбросить бомбовый груз на цель.
Из этих почти телеграфных заметок, найденных у последнего ветерана, формируется простой и от того ещё более впечатляющий рассказ о самых смертоносных боевых миссиях, в которых участвовал Норман Уэстби. Его «Ланкастер» входил в состав 101-й эскадрильи ночных бомбардировщиков.
101-я эскадрилья знаменита среди прочего тем, что была оснащена чем-то вроде антирадаров, которые сбивали с толку немецкие истребители. Она базировалась на аэродроме Ладфорд-Магна.
Необычное название этой английской авиабазы станет впоследствии поистине легендарным. Многие считали эту взлётную площадку аэродромом смертников. Вот и в том налёте на Нюрнберг из 26 взлетевших с Ладфорд-Магна воздушных кораблей эскадрильи уцелело только 19.
«Мы сами были военно-воздушными силами»
Вступление – это та часть бортового журнала, в которой содержатся правила для лётчиков, а дальше – своего рода дневник. В нём записаны детали каждого полёта – день, час, маршрут и его продолжительность, данные воздушного корабля. Наконец, сведения о пилоте, штурмане, цели полёта и инцидентах.
Эту информацию от Нормана Уэстби сразу оценили по достоинству, тем более что речь идёт о таком уникальном человеке. 20-летний Н. Уэстби записался в королевские ВВС добровольцем ещё до высадки союзников в Нормандии. На его счету в итоге – десятки боевых вылетов, в каждом из которых он рисковал жизнью.
Потери среди лётчиков союзной бомбардировочной авиации были едва ли не самыми большими в той войне. В процентном отношении. Из примерно 120 тысяч человек, которые за годы войны приняли участие в рейдах легендарного бомбардировочного командования, пали в бою 55 тысяч.
Ещё восемь с половиной тысяч получили ранения, а более 10 тысяч оказались в плену у немцев. Но именно из-за такого оружия, как авиабомбы, враг понёс больше потерь, чем нанесла ему вся британская армия.
Итак, Норману Уэстби c одного из «Ланкастеров» (на фото) посчастливилось оказаться одним из славных выживших. В его случае это не просто слова и не просто дань уважения, потому что 57 боевых вылетов – это было больше, намного больше, чем требовалось от лётчиков Королевских ВВС.
Бомбардировщики B-17 называли не только «летающими крепостями», но и нежно – Memphis BelleКогда они завершили свою серию рейдов, совместных с легендарными Memphis Belle, — их уволили с передовой и поручили заняться обучением новых экипажей. А в одной серии был 31 рейд, 31 налёт на города и военные объекты.
Свою серию Уэстби завершил 31 мая 1944 года рейдом на город Трапп на севере Франции:
«Никакого сопротивления противника. Столкнулись с сильными грозами. Удачной поездки, чтобы завершить рейд», — говорится в лётном журнале лейтенанта.
Вскоре он присоединился к эскадрилье, которая обычно шла перед бомбардировщиками и помечала цели сигнальными ракетами. «
Секунда (пятнадцать выстрелов ракет) и треть работы выполнена».
Почему он это сделал? Читаем дневник:
«Тогда это (возможность принять участие в войне против гитлеровцев – ред.) просто стало известно нам. Ты должен был быть там, чтобы записаться добровольцем в RAF – Королевские ВВС. Потому что мы все были добровольцами в ВВС», — записал Норман Уэстби уже в 2017 году на страницах своего дневника, точнее – воспоминаний или мемуаров.
На прицеле у смерти
Уэстби не раз смотрел смерти в глаза. Например, 11 мая 1944 года. В ту ночь, поскольку Королевские ВВС специализировались на ночных бомбардировках, а дневное время было делом янки, целью был бельгийский город Хасселт. Вот как в том же 2017 году написал об этом Норман Уэстби:
«Я был молод, мне нравился риск, и, говоря всё это, может быть, это было немного безумно. Это было необходимо для того, чтобы вас зачислили добровольцем в Королевские ВВС. Потому что мы все были добровольцами. Мы сами были военно-воздушными силами.
«Ланкастер», шедший 11 мая вместе с машиной Нормана Уэстби, опасно приблизился к одному из немецких самолётов. Настолько, что тот, в конечном итоге, просто прошёлся по нему. Пропеллеры «Фоккевульфа» FW 190 буквально косили кабину, а вместе с ней и головы его бедных товарищей по оружию.
Израненный «Ланкастер» сразу стал заваливаться вперёд, и вскоре исчез в ночи.»
«
Не вернулись на базу», — лаконично заключает аккуратный большой блокнот лейтенанта Уэстби.
Это было его худшее воспоминание о войне, и это понятно. Но было совершенно ясно, что если он и выжил, то только благодаря чистой случайности. Никаких личных заслуг, даже у пилота.
«Это была удача. И ничего больше.
Когда взлетаешь на высоту 20 000 футов на одном из 500 или 600 самолетов и появляется эскадрилья FW 190, не стоит особо рассчитывать на мастерство пилота или наводчиков. Им было мало что видно, и всё зависело только от удачи.
Были экипажи, о которых по какой-то причине заботился Бог, и были другие, о которых нет. И ничего больше.»
Всё это и многое другое содержится в журналах, которые Норман Уэстби продолжал вести многие годы уже дома. В эти дни в Андорре немало говорили о том, чтобы отдать последнюю дань уважения этому герою борьбы за свободу.
Но кто-то вспомнил и о том, что Уэстби в последние годы мучали угрызения совести, потому что он понимал, какой ущерб наносили налёты союзной авиации гражданскому населению той же Германии. Но другие в ответ предложили представить себе ужасную альтернативу, если бы у Нормана Уэстби и у тысяч таких, как он, не хватило смелости противостоять Гитлеру.
Так что, «
Спасибо тебе, Норман, и покойся с миром, друг», — говорят в эти траурные дни жители маленького княжества, туристической Мекки, которая спряталась в Пиренейских горах между Испанией и Францией.
Вместо P.S. Автор, побывавший в Андорре лишь раз – в том самом 2017 году, когда Норман Уэстби особенно активно пополнял свои записки, давно подписался на тамошний сетевой еженедельник Diari BonDia. Эта статья базируется на опубликованной в нём эпитафии Норману Уэстби, с некоторыми необходимыми дополнениями.
- Автор:
- Алексей Подымов
- Использованы фотографии:
- Diari BonDia, miro.medium.com