Ещё в 1895 году ВМС Японии были структурой глубоко вторичной, мировые гиганты, вроде Великобритании, США и России, смотрели на японцев едва ли не с жалостью и лёгким презрением – очередные азиаты купили в Европе кораблей и что-то там изображают. Не изменила это мнение и Японо-китайская война, для европейских держав это была не более чем драка туземцев купленным оружием, одни оказались лучше других, так на то и война.
Даже резкое усиление японского флота перед русско-японской всерьёз не воспринималось, все эти грозные линейные корабли и броненосные крейсера были покупными, а уставы и организация флота – заимствованными всё в той же Европе. А вот уже после Русско-японской стало ясно, что дракончик подрос, покрылся чешуёй и порядком озверел. По крайней мере, нас, пусть не самую сильную, но старую морскую державу, со своим судостроением и традициями, японцы разбили практически в сухую. Да, были объективные причины, но не считаться всерьёз с 12 кораблями линии с экипажами, закалёнными в боях, уже не выходило. Тем более японцы останавливаться на достигнутом не собирались.
Корабли
Первым пополнением японских ВМС стали русские трофеи. Качество их было разным, если «хай-тек» вроде «Императора Николая Первого» грел скорее душу, чем был боевой единицей, к этой же категории можно отнести наши «броненосцы берегами охраняемые», да и «Пересветы» с «Полтавой», то «Орел» и «Ретвизан» приобретения ценные, современные броненосцы французской и американской школ были полезны что в строю, что для изучения.
Всё, конечно, относительно, даже старые и неудачные корабли годятся для обучения, демонстрации флага, для политики канонерок... Так их, собственно, и использовали в итоге, тем более не одни они. Ещё до войны в Англии были заказаны два мощных броненосца по типу британских «Кинг Эдуард VII», получивших названия «Кашима» и «Катори». На войну они не успели, но вот после, в 1906 году вступили в строй. Эти корабли интересны не только двумя главными калибрами, но и тем, что дальше японцы строили линкоры уже на своих верфях.
Первым таким линкором стал построенный в Куре «Сацума», получивший помимо четырех двенадцатидюймовок восемь десятидюймовок. Он был не совсем японским, 60 комплектующих были иностранными, но всё же морская держава – это не только корабли, это кораблестроение, и построив линкор, Япония перешла на качественно новый уровень.
Родной брат «Сацумы» по имени «Аки» вступил в строй в следующем году, уже с паротурбинной ГЭУ, правда, пока импортной, купленной в США. В целом эта парочка была не совсем удачной, два калибра, как показало время, серьёзная ошибка, но для страны, только вставшей на путь кораблестроения, это был опыт и был престиж. Тем более корабли строились дальше.
В 1912 году в строй вступает следующая пара – «Кавачи» и «Сетсу», уже с двенадцатью двенадцатидюймовками, но... разными. Странное японское решение – установить на одном корабле орудия с длиной ствола 50 и 45 калибров, что сделало их не сильно ценными боевыми единицами, но при этом это первые именно японские линкоры, 80 процентов комплектующих были созданы в Японии. И последними линкорами, построенными в Японии в период Первой мировой, стали четыре корабля типов «Фусо» и «Исэ», уже с орудиями калибра 356 мм, они стали одними из сильнейших сверхдредноутов Первой мировой.
Отдельная история – броненосные и линейные крейсера. Опыт Русско-японской войны японцы истолковали несколько экзотически, а вынужденная мера по созданию флота 6+6 стала после Цусимы неким эталоном на будущее. Вот и линкоры – предтечей четверки сверхдредноутов стала четверка линейных крейсеров типа «Конго». Головной заказали в Англии, остальные – продукция уже японская. В итоге же вышло 4+4, которое грозило вырасти в 8+8.
Впрочем, и до «Конго» японцы строили напарников своим линейным кораблям. В 1907-1908 годах вступили в строй две «Цукубы» – построенные в Японии крейсера несли по четыре 12 дюймовых орудия, потом – два типа «Ибуки», с подросшим до 203 мм средним калибром. В сухом остатке – между войнами японцы построили 8 линейных кораблей и восемь же броненосных/линейных крейсеров. Из них – 15 на своих верфях. Любопытно сравнить с нами – Россия заложила 12 линейных кораблей, из них до 1918 года достроила семь. На 25 % меньше по закладкам, и почти в два раза по достроенным.
Организация
В принципе, японцы создали руководящие структуры до, мы же начали реформировать их после. В 1872 году в Японии создано Министерство флота. В 1893 году – Генеральный штаб флота, с 1900 года возглавлять министерство могут только кадровые моряки действительной службы. Генштаб с момента создания получил свои разведывательный и оперативный отделы, став именно штабом, как выражался маршал Шапошников – «мозгом», правда, в данном случае флота. Отдельно стояло обучение, своих моряков японцы готовили тщательно и со всем старанием.
Если сравнить с доцусимским русским флотом, то бросается в глаза, что наш ГМШ не был оперативным органом и не имел своего разведотдела. Только в 1903 году, при «тупице» Рожественском, стали создавать нечто подобное, но, как водится, не успели. А министерство... не будем о грустном, должность генерал-адмирала – фатальная ошибка руководства Империи. Вместо управления флотом профессионалами мы получили управление флотом Романовыми. Причём слово адмиралов уступало в весомости слову дяди царя. Ну и учить флотоводцев у нас не рвались, у нас это дело должно было лихостью преодолеваться.
Кораблестроительными программами в Японии тоже не играли, было чёткое видение, что надо адмиралам, и что способна дать страна, согласно ему и шла планомерная работа. Видение не всегда рациональное с точки зрения послезнания, но лучше так, чем постоянные изменения программ и постройка кораблей для штурма Проливов, эскадренных боёв и крейсерской войны против Англии одновременно, имея ресурсов только на одно направление.
В бою
В Первую мировую войну Япония, вопреки распространённому мнению, повоевала. Широкую известность получило Циндао, но, как по мне, изучать его надо лишь в разрезе ценности ВМБ без флота, и устойчивости оной ВМБ в обороне. И то и другое оказалось не на высоте, впрочем, и корабли в бой Японский императорский флот послал сугубо вторичные и не с лучшими экипажами. Оно и ясно – для японцев это скорее маневры в условиях околобоевых, не более того. Потеря же древнего «Такачихо» вряд ли расстроила японцев. Зато опыт получили, в том числе и применения гидросамолетов.
Была ещё гонка за Шпее, правда, полностью неудачная, и поход на Средиземноморье, где японская эскадра занималась конвойной службой до конца войны:
«В конце 1916 – начале 1917 гг. участились требования Антанты направить японские военно-морские силы в Европу. В январе Токио согласилось послать свои военные корабли в Средиземное море в обмен на признание Лондоном японских прав на бывшие германские владения на Шаньдуне и тихоокеанских островах к северу от экватора. 11 марта первые японские корабли под командованием адмирала Сато Кодзо покинули Сингапур. Сато повел на Мальту легкий крейсер «Акаси» и эсминцы «Умэ», «Кусуноки», «Каэдэ», «Кацура», «Касива», «Мацу», «Суги» и «Сакаки», которые все вместе составляли 10-ю и 11-ю флотилии эсминцев.»
Британцы, кстати, были в восторге:
«Французские стандарты эффективности ниже британских, однако итальянские стандарты ещё ниже. С японцами всё обстоит иначе. Эсминцы адмирала Сато содержатся в совершенно исправном состоянии и проводят в море столько же времени, сколько и наши корабли. Оно значительно больше, чем у французских и итальянских кораблей любых классов. Более того, японцы совершенно независимы в вопросах командования и снабжения, тогда как французы ничего не станут делать самостоятельно, если эту работу можно переложить на других. Эффективность японцев позволяет их кораблям проводить в море больше времени, чем любому другому британскому союзнику, что увеличивает эффект присутствия японских кораблей на Средиземном море.»
На пике эскадра Сато достигала количества 17 кораблей во главе с броненосным крейсером «Идзумо». При этом эсминец «Сакаки» был торпедирован австрийской подводной лодкой, но сумел добраться до базы. Опыт японцы получили бесценный, что по борьбе с подводной угрозой, что по логистике перевозок, и, судя по словам британского адмирала, корм был явно в коня.
Если же подвести некоторые итоги – то Японские ВМС представляют собой чудо, страна без современной промышленности, без военно-морских традиций, страна отсталая и угнетённая неравноправными договорами построила за 50 лет флот, разбивший поочерёдно Китай, Российскую империю и спустя ещё 20 лет всерьёз бросивший вызов англосаксам. Были на этом пути и ошибки, и куча неверных технических решений, но в целом – вышло. Покупая в конце 19 века корабли, в Первую мировую японцы их продавали в Европу. Почему так вышло? Секрета нет: будучи государством островным, Япония осознавала важность флота, и, будучи изначально отстающим – копировала всё лучшее в мире, сохраняя при этом свои традиции.
Если сравнить это с нашими метаниями, когда опыт других (а в прессе 19 века часто не могли ответить – почему именно эти корабли строим, ну, помимо «у британцев такие есть») искажали в поисках какого-то нашего пути, одновременно переходя от опыта английского к французскому, потому как союзник, то всё получается грустно, для нас. Понадобился урок Цусимы, дабы идти тем путём, которым шли другие морские державы. Японцы же предпочитали учиться на ошибках чужих, как это ни обидно звучит для нас.
- Автор:
- Роман Иванов