Фото: kremlin.ru2021 оказался на редкость примечателен разными событиями, так или иначе связанными с боевой авиацией разных стран. Это касается, прежде всего, истребителей и ударных БПЛА.
Если говорить про страны, то больше всех в уходящем году отметились Россия и Китай.
Испытания главной американской новинки – стратегического бомбардировщика B-21 – перенесли (в 2019 сообщалось, что он может совершить первый полет в декабре этого года).
Первый полет российского бомбардировщика Ту-160, собранного с нуля, тоже сдвинули вправо. Теперь его стоит ждать не раньше начала следующего года.
F-15EX (США)
Второго февраля в небо впервые поднялся истребитель F-15EX – самый продвинутый самолет в семействе F-15. Он, в частности, получил радиолокационную станцию Raytheon AN/APG-82 с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), «стеклянную» кабину пилота, систему вывода важной информации на нашлемный дисплей и новый компьютер управления полетными заданиями.
Фото: BoeingГлавная особенность F-15EX кроется в вооружении: самолет позиционируют как «самый тяжеловооруженный истребитель».
Нужно сказать, это не пустые слова.
Машина может нести до 22 управляемых ракет класса «воздух-воздух», а также множество боеприпасов класса «воздух-поверхность», включая «гиперзвуковое оружие длиной до 22 футов и весом до 7 000 фунтов».
В общей сложности американские военные рассчитывают приобрести до 200 истребителей F-15EX.
KF-21 Boramae (Южная Корея)
Презентацию истребителя KF-21 провели в апреле в штаб-квартире южнокорейской авиастроительной корпорации Korean Aerospace Industries (KAI).
И хотя KF-21 имеет все признаки технологии «стелс», он не является ни невидимкой, ни представителем пятого поколения.
Boramae несет оружие на внешних держателях, а значит – не может ни в коей степени соответствовать требованиям технологии «стелс».
Из-за этого истребитель часто относят к поколению 4,5 или 4 с плюсом.
В представленной конфигурации длина самолета составляет 16,9 метра, а размах крыла – 11,2 метра.
Он имеет РЛС с АФАР и десять точек подвески: шесть – под крылом и четыре – под фюзеляжем. Основа силовой установки – два двигателя General Electric F414-GE-400K. Экипаж – один человек.
В будущем могут создать двухместную версию.
Су-75 Checkmate (Россия)
Главной новинкой для русскоязычного сообщества, несомненно, стал истребитель нового поколения Су-75, впервые официально показанный на МАКСе.
Презентацию немного подпортило то обстоятельство, что первые фото утекли в Сеть еще до ее начала и дали общее преставление об истребителе.
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с V-образным оперением. Нерегулируемый воздухозаборник находится под фюзеляжем и имеет выдвинутую нижнюю губу.
Су-75 получил один двигатель и имеет ярко выраженные признаки технологии «стелс».
Вооружение размещается внутри, боевая нагрузка составляет 7 400 килограммов. На внутренних держателях он может нести до пяти ракет класса «воздух-воздух», а также вооружения класса «воздух-поверхность», включая такие боеприпасы как К029БЭ, КАБ-500, К08БЭ (УПАБ-500Б-Э), КАБ-250, КАБ-250ЛГ-Э, Х-38, X-59MK2, Х-58УШК(Э), Гром-Э1 и Гром-Э2. Встроенного вооружения машина не имеет.
Обычно самолет позиционируют в качестве экспортного, однако по состоянию на сейчас ни про один твердый заказ со стороны зарубежных клиентов информации нет.
Возможно, в будущем машину примет на вооружение сама Россия.
Первый полет Су-75 намечен на 2023 год.
Двухместный J-20 (Китай)
Уходящий год можно без преувеличения назвать китайским.
Чего стоит хотя бы первый полет первого в мировой истории двухместного истребителя пятого поколения.
Машина, впрочем, не стала абсолютной новинкой.
Во-первых, ее создали на базе J-20, который Пекин уже произвел в количестве больше 150 единиц.
Во-вторых, информация о разработке в КНР двухместной «пятерки» ходила в Сети задолго до первых фотографий истребителя.
И все же это весьма знаменательное событие, которое может иметь далекоидущие последствия: как для Китая, так и для всей мировой авиации.
Дело в том, что самолет рассматривают в контексте потенциально революционной концепции беспилотных ведомых. Именно для управления БПЛА может пригодиться второй пилот.
В этой связи уместно напомнить, что свой собственный двухместный истребитель пятого поколения хочет получить и Россия. Его построят на базе Су-57, а в качестве беспилотного ведомого иногда рассматривают С-70 «Охотник».
Палубная версия FC-31 (Китай)
Подобно своему «старшему брату» J-20, истребитель Shenyang FC-31 давно не является тайной ни для кого.
Первый полет машина совершила 31 октября 2012 года. С тех пор китайцы построили лишь несколько прототипов, что заставило многих забыть про проект.
В разное время говорили о его возможных проблемах, а также о том, что самолет хотят поставлять иностранным заказчикам.
О реальном назначении истребителя стало известно в октябре, когда в Сеть выложили фото первого полета его палубной версии, получившей неофициальное обозначение J-35.
Даже беглого взгляда было достаточно для того, чтобы увидеть различия с базовой версией.
Самолет получил принципиально иной фонарь, сделавший его похожим на американский истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B. При этом, нужно полагать, Китай не ставит перед собой задачи создать СВВП.
В пользу этого, в частности, говорит конструкция шасси, сильно отличающаяся от таковой у F-35B и больше похожая на ту, какую мы видим на палубнике F-35С, предназначенном для катапультного старта.
Новинка имеет тягу крепления к челноку катапульты и складное крыло.
В остальном J-35 похож на своего прародителя. Машина имеет два двигателя, V-образное оперение и одно место пилота. Оружие для сохранения малозаметности размещается внутри.
Новая версия «Охотника» (Россия)
Под конец года заставил о себе говорить самый амбициозный российский проект из мира БПЛА.
На Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова произвели выкатку нового образца беспилотного летательного аппарата (БЛА) С-70 «Охотник».
Фото: rostec «Главная особенность нового «Охотника» – плоское сопло двигателя. Благодаря этому снижена радиолокационная заметность машины. Кроме того, для беспилотника создается новый наземный пункт управления, разработанный с учетом требований военных. Эти решения значительно повысят возможности машины»,
– прокомментировал событие генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов.
Работы по программе «Охотник» начали в 2011. Первый аппарат, имеющий «обычное» круглое сопло, впервые поднялся в небо в 2019.
Примечательно, что характеристики «Охотника» (речь идет про обе версии БПЛА) до сих пор доподлинно неизвестны.
По мнению обозревателей, он может применять широкий набор вооружения класса «воздух-поверхность»: в подтверждение этих слов в декабре впервые показали сброс «Охотником» бомбы.
Кадр из видео "Россия-1"Боевую нагрузку оценивают в районе трех тонн (иногда даже говорят о восьми), а взлетная масса БПЛА может составлять примерно 25 тонн.
В числе возможных задач – разведка, нанесение ударов по наземным целям и даже воздушный бой.
- Автор:
- Илья Легат