От «Центуриона Бриджлэйера» до «Чифтена» AVLB
После войны вплоть до конца 1950-х годов основные усилия были сосредоточены на повышении грузоподъемности существующих мостов.
Так, танковый мост № 3 был, по сути, эволюцией «Черчилля» с мостом № 2, но с повышенной грузоподъёмностью – до 60 т. «Черчилль» ARK Mark III – аналогичным усовершенствованием, разработанным для размещения на более тяжелых танках, поступающих на вооружение. Номер 4 был ножничным мостом, испытанным на танке Valentine, преемнике модели № 1.
«Черчилль» с мостом № 3Однако с развитием среднего танка «Центурион» произошла следующая эволюция мостов, разработанных на базе этого танка.
Так, мостоукладчик «Центурион Бриджлэйер» (FV 4002) со штурмовым танковым мостом № 6 представлял собой цельный мост, установленный поверх танкового корпуса, и использовался для развертывания способом опрокидывания. Его поднимали и опускали на место с помощью гидравлического рычага в передней части корпуса. Мост способен перекрыть препятствие шириной до 13,7 м. Грузоподъемность составляла 72 т, время укладки моста – до 3 минут, снятия – 5 минут. Сам процесс укладки и снятия моста производился без выхода экипажа из машины.
Мост был рассчитан на основе обширных испытаний и был большой цельной деталью, которая предлагала разумный компромисс в отношении мобильности. Хотя сложенный или ножничный мост обеспечивают меньшую видимую поверхность при развертывании и восстановлении, они разворачиваются медленнее.
Таким образом, объект № 6, представляя заметную цель при развертывании (мост в вертикальном положении – это высота 4-этажного дома), разворачивается недолго, менее 3 минут.
Штурмовой мост FV 4002 принят на вооружение в начале 1960-х годов.
«Центурион Бриджлэйер» с танковым мостом № 6Мостоукладчик «Центурион Бриджлэйер» укладывает мост. Снимок сделан во время испытаний машиныСледующим стал мостоукладчик «Центурион АРК» (FV 4016), который отличался мостовой конструкцией.
Она состояла из двух направляющих путей, концевые аппарели которых складывались пополам и раскладывались при установке способом «ножницы». На корпусе машины была неподвижно закреплена средняя проезжая часть. В транспортном положении аппарели складывались на неподвижную часть моста. Винтовой механизм позволял варьировать ширину колеи для разных транспортных средств и уменьшать ширину для облегчения транспортировки по дорогам и железным дорогам.
Интересно отметить, что сам танк, как и его предок «Черчилль Арк» Mk I, использовался при установке моста как промежуточная опора. Грузоподъемность моста составляла 70 т, ширина перекрытого препятствия – до 22,8 м. Время укладки – 5–10 минут.
Мост был принят на вооружение в 1965 году.
Мостоукладчик «Центурион» ARK в походном положенииЕще одним интересным производным вариантом от Centurion ARK был мост CAMP.
Этот вариант был разработан, чтобы обеспечить установку моста № 6 для перехода через реки, которые превышали длину одной секции моста № 6 (более 13,7 м), а также при использовании в комбинированных мостах.
CAMP выполнен на корпусе танка «Центурион Mk 5», но без мостовой конструкции. Машина въезжала на дно преграды, глубина которой не должна превышать высоты машины, и служила центральной опорой моста, который уложен как минимум двумя секциями моста № 6.
Эта машина поступила на вооружение в 1963 году.
На фото «Центурион САМР» показан вышеС конца 60-х годов ХХ века Centurion был заменен основным танком Chieftain. Задание на разработку мостоукладчика Генеральный штаб Великобритании выдал в 1962 году.
Вскоре на испытания были представлены два варианта нового моста.
Первый – это штурмовой мост № 8 FV4205 Chieftan AVLB. Конструкция моста в разложенном виде составляла 30,5 м в длину, мост перекрывал препятствия шириной до 28 м. Чтобы уложить мост такой длины на танк, его выполнили по схеме «ножницы».
Грузоподъёмность моста составляла 54 т, экипаж – 3 человека, время установки/снятия – 3–5 мин.
Мостоукладчик «Чифтен» AVLB с мостом № 8Второй вариант – штурмовой мост № 9 был выполнен как цельная конструкция и имел длину 13,4 м. Укладывался и снимался мост с помощью гидравлики. Ширина перекрываемого препятствия – 12 м.
После проведения всех испытаний на вооружение инженерных войск принимают мост № 8. Его серийное производство началось в 1975 году.
«Чифтен» AVLB с мостом № 9Боевое крещение штурмовые мосты FV 4002 и FV4205 Chieftan AVLB прошли во время операции «Грэнби».
Это кодовое название было присвоено британским операциям во время войны в Персидском заливе 1990–1991 годов. По данным разных источников, в Персидский залив было отправлено до 4 мостоукладчиков FV4205 Chieftan AVLB в составе 32-го инженерного полка 7-й бронетанковой бригады. Они участвовали в операции «Талик» и обеспечивали продвижение танковых подразделений к Басре. В ожидании того, что инженеры-бронетехники возглавят атаку против грозных полевых укреплений и противотанковой обороны иракской армии, защита мостов была значительно усилена.
Блоки динамической защиты были установлены по всей передней части машины в попытке защитить ее от большинства противотанковых средств противника. Однако в активных боевых действиях мостоукладчикам участвовать не довелось.
Зато они очень интенсивно использовались на учениях, которые предшествовали началу операции. Основной элемент тренировки – это преодоление противотанковых рвов и песчаных насыпей.
В плане боевой практики больше повезло инженерным машинам типа Chieftan AVRE, которые использовали фашины из пластиковых труб для преодоления препятствий, а так же бульдозерное оборудование для проделывания проходов в заграждениях.
«Чифтен» AVRE несет 3 фашины из труб и буксирует два прицепа установки разминирования Giant ViperВ 80-х годах ХХ века Великобритания принимает участие в многонациональном проекте под названием Bridging for the Eighties (Мост для восьмидесятых) или BR80. В конечном итоге эта программа провалилась, но значительная проектная работа не была потрачена зря и перешла в национальную программу под названием BR90.
Полученные в результате этой программы семь модульных панелей использовались для строительства следующих трех типов мостов.
Танковый мост № 10. Ножничный мост длиной 26 м, состоящий из двух 8-метровых рамповых панелей, двух 4-метровых стандартных панелей и 2-метровой навесной панели (см. рисунок ниже). При необходимости 4-метровую панель можно снять, чтобы создать мост меньшего размера.
Танковый мост № 11. 16-метровый мост, состоящий из двух 8-метровых рамповых панелей.
Танковый мост № 12. Мост длиной 13,5 м, состоящий из одной специально разработанной панели пандуса, которая не взаимозаменяема с другими панелями.
Компоненты моста BR90Все мосты могут быть объединены в более длинные мосты с использованием эстакад или плавучих понтонов.
Еще одним следствием программы BR90 стала разработка транспортера Tank Bridge Transporter на колесном ходу, который является неотъемлемой частью системы мостов непосредственной поддержки. Транспортер предназначен для перевозки (и только!) тяжелых грузов массой до 24 тонн или монтажа специального военного оборудования.
Укладка мостовых конструкций на преграду происходит с помощью другой машины с крановым оборудованием.
Прототип машины был представлен 20 февраля 2003 года.
Транспортер танковых мостов Современный штурмовой мост
Последним штурмовым мостом, поступившим на вооружение Королевских инженеров, является BAE Systems Titan. В 2001 году было заказано 33 таких машины. «Титан» разработан на базе танка Challenger 2 и может использовать и устанавливать мосты № 10 (длина 26 м) и № 12 (длина 13,5 м). Впервые мост был показан в ноябре 2006 года. С 2007 года «Титан» начал поступать на вооружение.
Вот что написано на сайте BAE Systems о «Титане»:
«TITAN может установить 26-метровый мост № 10 за две минуты, а с помощью встроенных эстакад и клиньев можно проложить несколько комбинированных мостов через препятствие глубиной до 5 метров. Также TITAN может нести два моста № 12 длиной 13,5 метров, которые укладываются на преграду всего за 90 секунд».
Первыми данный штурмовой мост получили военные 21-го инженерного полка и летом того же года опробовали мост во время учений.
Укладка моста № 12 во время учений«Титан» укладывает танковый мост № 10Из 33 полученных армией комплектов системы «Титан» 23 находятся на вооружении Королевских инженеров, а оставшиеся 10 – в учебных подразделениях.
В 2011 году BAE Systems продемонстрировала вариант штурмового моста для БМП Warrior. Боевая машина была оснащена механизмом запуска Pearson Engineering Bridge Launch Mechanism (BLM) и несла один мост BAE Systems № 12.
BLM представляет собой интересный элемент оборудования, поскольку он разработан для установки на широкий спектр колесных и гусеничных транспортных средств и доступен в нескольких весовых категориях, а также может использоваться со съемным грузоподъемным оборудованием.
Механизм запуска Warrior Pearson BridgeБМП Warrior преодолевает препятствие по мосту № 12Механизм запуска моста – это легкая система, которая позволяет устанавливать мосты с различных транспортных средств.
Обычно устанавливается на гусеничные или колесные платформы среднего или тяжелого класса. Мостовой пусковой механизм монтируется на ведущее транспортное средство с помощью комплекта инженерной оснастки Pearson Engineering Fitting Kit, системы, которая облегчает присоединение/отсоединение переднего оборудования и позволяет использовать различные устройства на одном и том же транспортном средстве.
Во время подъема и опускания моста основание пускового механизма поддерживает контакт с землей, тем самым уменьшая передачу нагрузки на базовое транспортное средство и обеспечивая стабильную стартовую платформу.
В транспортном положении мост складывается в продольном направлении над машиной.
Следует отметить, что штурмовой мост № 12 планировали установить и на инженерную машину «Терьер». Однако очень быстро поняли, что данная машина не так хорошо защищена, как БМП Warrior, и поэтому не способна действовать под огнем противника.
Таким образом, штурмовые мосты в английской армии прошли долгий и интересный путь развития, испытав множество вариантов и конструкций. Сегодня воплощением этой титанической работы является штурмовой мост «Титан» – ценное дополнением к боевым возможностям Корпуса королевских инженеров.
- Автор:
- Фещук Михаил