Источник: mil.ruОчередные сложности во внешней политике появились у Вашингтона. В принципе, эти сложности были ожидаемы. Слишком далеко зашли США в своих попытках убедить мир в собственной исключительности.
Слишком часто американские солдаты, американские самолеты, американские ракеты и бомбы оказываются далеко от собственно Соединенных Штатов. Слишком часто получается так, что американцы без всяких объяснений бросают своих союзников в самые сложные моменты.
Открытое противостояние США с Китаем и Россией сделало архиважным направлением установление как минимум дружеских отношений с Индией, а как максимум – вассальных отношений с Нью-Дели.
Фактически сегодня Индия – это единственная могучая держава, которая находится в конфликте с КНР. Единственное государство, обладающее достаточными сухопутными соединениями, способными вести реальную войну с китайцами.
Учитывая наличие достаточно серьёзного проамериканского лобби в Нью-Дели, задача превращения индусов в «лучших друзей» могла бы быть решена успешно. Вашингтон сыграл бы на противостоянии Индии, Пакистана и Китая в Аксайчине. Индусы, в своём стремлении победить и установить полный контроль над этой высокогорной пустыней (высота плато 5000 метров над уровнем моря), вероятнее всего, пошли бы на сделку с Вашингтоном.
Если бы не было России...
Но… Реализации данного плана помешала Россия. Нет, Москва не выражала озабоченность. Не оказывала военной или какой-нибудь другой помощи конфликтующим сторонам. Позиция кремля проста и понятна. Эта высокогорная пустыня даже людьми не заселена.
Проблема не стоит выеденного яйца. Установить совместную зону ответственности и всё. Пусть китайские, индийские и пакистанские пограничники в футбол играют между собой от нечего делать.
Что же такого произошло, что Россия оказалась причиной срыва очередного гениального плана Пентагона? В 2021 году практически ничего! Пока ничего. А вот в далёком уже 2018 году произошло. Именно тогда был заключён контракт между Индией и Россией о поставках пяти полков ЗРК С-400. И стоимость этого контракта оценивается в более чем $5 млрд.
Сроки поставки были достаточно отдалённые. Окончание поставок планируется на начало 2025 года. Потому и не смогли просчитать в Вашингтоне всю опасность данного контракта.
Не смогли осознать скорость изменения международной обстановки. Дело свелось к угрозам и уговорам, основной идеей которых было то, что российские комплексы менее надёжны, чем американские.
Даже тогда, когда Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ, объявил в феврале 2020 года о начале реализации контракта, фактически о начале производства этих самых ЗРК, американцы особо не насторожились.
И вот, около трех месяцев назад в США поступили данные о том, что первый полк С-400 в Индии встанет на боевое дежурство уже в конце этого года либо в январе следующего. Причём заявил об этом лично генеральный директор Рособоронэкспорта Александр Михеев корреспонденту Интерфакса.
Это означает, что поставки комплексов будут начаты осенью этого года. Понятно, что такое вооружение требует времени для монтажа и обучения личного состава. Даже при том, что личный состав прошёл обучение в России, минимальное время для перевода комплекса в рабочее состояние – месяц. Отсюда – поставки будут осуществлены в октябре-декабре 2021 года. Арифметика простая.
Появление современного и эффективного вооружения в индийской армии не только усиливает позиции Индии в регионе, но и означает, что Нью-Дели становится частично независимым от США в плане военных поставок.
Понятно, что такие контракты не только одномоментное зарабатывание денег. Это долгосрочное сотрудничество в области технического обслуживания, ремонта, модернизации комплексов. Сотрудничество, которое очень позитивно повлияет на Индию и будет очень выгодно России.
Да и безопасность самолетов США, в случае какого-либо конфликта в регионе, с появлением С-400 никто не гарантирует. Думаю, не стоит объяснять почему. А Пентагон очень болезненно относится к возможности любого противника уничтожать американскую технику и вооружение.
У США практически нет возможностей надавить на Нью-Дели
Американцы прекрасно понимают, что обычная тактика давления на правительства и президентов других стран, которая успешно применяется США много лет, в настоящее время неприменима к Индии. Но, как я неоднократно указывал ранее, американцев губит любовь к отработанным вариантам решения проблем. Попытки запугать индусов всё-таки были.
При этом достаточно удачно использовался закон CAATSA («О противодействии противникам Америки посредством санкций»). По прямому указанию президента Трампа госсекретарь Майк Помпео в конце июня 2019 года прямо рекомендовал Нью-Дели «
подумать об альтернативной покупке» (естественно, американских комплексов – автор).
Сотрудники американского внешнеполитического ведомства рангом пониже прямо говорили о применении санкций именно согласно закону CAATSA. Чем вызвали ответную реакцию в индийском обществе. Министр иностранных дел Индии Субраманиам Джайшанкар фактически послал госсекретаря США, заявив о том, что американцам нечего лезть в дела Индии.
Ответ министра иностранных дел Индии был услышан. Если отбросить то, что к реальному положению дел не имеет никакого отношения, Нью-Дели действительно не боится Вашингтона. особенно в тех вопросах, которые касаются вооружений. Индусы давно поняли, что тезис «клиент всегда прав» работает не только в маленьких торговых лавках, но и при покупке товара на миллиарды долларов.
Новый президент США Джо Байден, видимо, решил продолжить попытки предшественника. Иначе как расценивать недавнее заявление нынешнего госсекретаря Энтони Блинкена о возможности применения санкций против Индии из-за приобретения «Триумфов»? Как расценивать мартовское заявление министра обороны США Ллойда Остина с призывом «
не использовать российское оборудование» в своих армиях?
Выглядит это довольно забавно. Чем-то напоминает ситуацию с СП-2. Озабоченность, призывы, угрозы, а «караван идёт», и все понимают, что он не остановится. Не остановился в Турции, не остановится в Индии. Красивую формулировку придумал американский госсекретарь:
«Посмотрим, как будут развиваться события в ближайшие месяцы.»
Всем понятно, «как будут развиваться события». Россия поставит комплексы в Индию, и армейское руководство этой страны будет их использовать согласно собственным планам обороны страны. Российские инструкторы проведут некоторое время на позициях новых ЗРК и всё...
А США проведут очередную громкую пиар-кампанию с основной идеей – «не смогла я, не смогла». Расскажут «мировому сообществу», что комплексы С-400 никак не влияют на дружеские отношения двух великих держав, США и Индии.
Что в итоге?..
Мы привыкли воспринимать современный мир как арену противостояния трех мировых держав – США, Китая и России. Это как финал соревнований по легкой атлетике или плаванию на проходящей сейчас в Токио Олимпиаде. В финал вышло много спортсменов, но все прекрасно понимают, что медали разыгрывать между собой будут два-три претендента. И если вдруг одну из медалей выигрывает кто-то другой, в мире поднимается шум о невероятном чуде, о великой победе, которой не было... лет.
При этом мы как-то не говорим, что те, кто участвовал в финале, имели свои цели. Для кого-то сам выход в финал уже победа, кто-то набирается опыта для побед в дальнейшем, а кто-то просто представляет свою маленькую страну перед всем миром. Но нам они не интересны. Нам интересны те, кто будет стоять на пьедестале с медалями в руках.
Закупка Индией большой партии комплексов С-400 во многом похожа на финал соревнований. Страна решает собственные задачи. Страна показывает тем, «кто претендует на медали», что она пусть и не чемпион, но тоже финалист. Неслучайно премьер-министр и министр иностранных дел Индии в своих выступлениях достаточно жёстко высказывались о тех, кто пытается навязывать свою волю.
Так что же происходит? Индия наш друг и враг США? Или Индия поступает так же, как Турция, стремясь быть «ласковым теляти»? Не то и не другое. Индия действительно в одном похожа на Турцию. В стремлении сохранить собственную независимость.
В стране много проблем. Страна, несмотря на ядерный статус – это, кстати, для сведения одному «политику» из сопредельного государства, не решила множество экономических и социальных проблем. Проблемы возникают постоянно уже потому, что Индия вторая, а может, и первая страна по численности населения.
Рынок вооружений всегда был прибыльным. Не только в смысле огромной цены современной техники или оружия. Но и тем, что это самое вооружение становилось тем стимулом к возникновению добрососедских отношений.
Вслед за контрактом на поставку оружия автоматически шёл контракт на его обслуживание и ремонт, потом на поставки боеприпасов и т.д. В конечном итоге армии стран были вынуждены проводить совместные учения, чтобы личный состав узнавал возможности своего вооружения наглядно.
Сегодня индийская армия уверенно входит в топ-10 сильнейших армий мира. Техника и вооружение самое современное, из различных стран мира. Например, два авианосца индийских ВМФ это «Вираат» (бывший английский «Гермес») и «Викрамадитья» (бывший советский «Адмирал Горшков»). При этом страна и сама строит легкие авианосцы. Первый индийский авианосец «Викрант» уже готов.
Так что воспринимать контракт на поставку С-400 «Триумф» как победу не следует. Победили наши конструкторы, производственники, специалисты из Рособоронэкспорта. Они победили конкурентов из другой страны. Дипломаты же смягчили удар дипломатии США по индийцам.
В целом же, как мне кажется, Индия показала странам первой тройки то, что участвовать в «междусобойчике» она не намерена. Как бы этого не хотели политики других стран. У меня складывается такое впечатление, что современная Индия ведёт ту же политику, которую когда-то провозгласил Джавахарлал Неру. Антиколониализм, сохранение мира и нейтралитета, неучастие в военно-политических блоках. То, что мы называем «политикой неприсоединения».
- Автор:
- Александр Ставер