О той войне будут говорить, наверное, вечно, и слава Богу всё чаще именно не говорят, а выкладывают документы, вот нашёл в ЖЖ целый массив документов, что интересно – без всяких комментариев, и если смотреть их в хронологическом порядке, то получается интересный результат. О планах Второй эскадры говорит протокол совещания от 11 декабря 1904 года:
«ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО Генерал-Адмирал: Артурская эскадра хотя ещё и существовала во время ухода Рожественского, но он считал, что ко времени его прихода эскадры этой уже не будет.
Генерал-Адмирал лично предлагал Рожественскому присоединить к эскадре броненосцы «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Генерал-Адмирал Апраксин», но Рожественский от них отказался, считая, что они будут ему мешать следовать.»
Рожественский ЗНАЛ, что Порт-Артур не устоит, и видел своей целью как можно скорее перебросить балтийские подкрепления на ТВД. Шаг глубоко логичный, даже присутствие флота во Владивостоке – козырь на переговорах, особенно в условиях, когда Первая эскадра разбита и уничтожена. Есть корабли, и японцы не рискнут атаковать наши берега, нет кораблей и получаем Витте – Полусахалинского. Ещё один момент:
«Высылая I-й эшелон 15-го января, мы получим его в Индийском океане близь Явы около Апреля или конца Марта, в это время бой у Рожественского уже был, и какой бы ни был результат боя…»
Прорыв планировался на конец февраля – начало марта 1905 года, и только решение совещания при императоре привело к тому, что можно назвать Мадагаскарским сидением. Как назвать двух Великих князей и примкнувшего к ним Дубасова, которые искренне считали, что отряд Небогатова значительно усилит эскадру, я не знаю. Знаю, что против были Бирилев и Алексеев, которые как раз в морских делах соображали.
«Вице-Адмирал Бирилев: считает невозможным задерживать Рожественского, ему не выстоять без дела на Мадагаскаре такое долгое время, просто нервы не выдержат и он пойдет вперед; у него наверное есть какой-нибудь план, нарушить который мы не в праве.»
Но в итоге вышло как вышло, и ради пяти бесполезных кораблей эскадру задержали на два месяца, а сильно потом великий князь Александр Михайлович в своих мемуарах выставил Зиновия фигурой комичной и туповато-истеричной, а вот себя героем и мыслителем. Оцените глубину мысли:
«Великий Князь Александр Михайлович: Необходимо усилить Рожественского и не допустить его в Тихий океан до присоединения подкрепления; I-й эшелон надо высылать как можно скорее с тем, чтобы в крайности вернуть его с дороги, все зависит от времени, когда он может присоединиться, т.е. когда он будет в Индийском океане.»
Дать японцам время на ремонт и подготовку и послать на прорыв в идеальных для противника условиях. Так и вышло, Александр Михайлович имел на Николая большое влияние и считал себя опытным моряком... на беду Русского флота.
Теперь о подготовке боя:
Схема разбора февральского маневрирования на 12 узлах, что явно делалось не для абстрактного интереса и обучения рулевых, а именно как подготовка к сражению и отработка БОЕВОГО маневрирования. А ещё есть приказ Небогатова, схему из которого я выложил выше:
ПРИКАЗ
КОМАНДУЮЩЕГО 3-мъ БРОНЕНОСНЫМ ОТРЯДОМ
29-го Апреля 1905 года №156-й.
Согласно приказа Командующего 2-й эскадрой флота Тихого океана от 27-го сего Апреля, за №231-м объявляю порядок маневрирования вверенного мне 3-го броненосного отряда при переходе из походного строя в боевой.
Это сильно потом Небогатов будет заявлять, что ничего не знал и до него ничего не доводили, оказывается – знал, доводили и даже приказ на завязку боя разработал. Задачи 3 броненосному отряду поставили чётко, другой вопрос – ни свой приказ, ни приказ Рожественского Небогатов не выполнил, а право на инициативу понял своеобразно. Особо интересен вот этот документ:
«Действительная цель присылки транспортов в Шанхай, которую надлежит хранить в полной тайне нижеследующая:
Если эскадра не достигнет Владивостока, но будет отброшена японским флотом, то Вы тем или иным путем получите от меня приказание выслать транспорты к назначенному времени и рандеву, для пополнения угольных запасов боевых судов...»
То есть вариант поражения вполне рассматривался и планировался, предписание №360 Радлову и дополнения к нему командиру крейсера «Аскольд» вполне понятные и конкретные – купить запасы и грузиться.
«На каждый транспорт должно быть теперь же погружено машинных материалов на 2 месяца по расчету, как для крейсера «Аскольдъ» и морской провизии на I месяц по расчету на 500 человек.»
Даже предусмотрено сохранение «Ксении» как плавмастерской для возможного ремонта повреждённых кораблей. Остальные варианты – проводка во Владивосток под конвоем в случае победы, отход эскадры с Владивостока на Юг, если война затянется до зимы и снабжение вспомогательных крейсеров. И вряд ли, уведомив Радлова, Рожественский не уведомил младших флагманов. Следовательно, было куда отступать, и в этом разрезе понятны действия как раз Энквиста, помните цитату:
«В три часа легли на курс зюйд-вест 48° и пошли восьмиузловым ходом, направляясь в Шанхай.
Больше адмирал ни разу не задавал своего обычного вопроса: «А хорошо, ли это будет?» Наоборот, он успокаивал себя и своих подчиненных:
— Возможно, что завтра эскадра догонит нас. Мы не идем, а ползем. А она, наверное, развила ход не меньше двенадцати узлов...
— Пусть «Свирь» идет в Шанхай и оттуда вышлет нам транспорт с углем. Мы направимся с отрядом в Манилу. Американские власти отнесутся к нам лучше, чем китайские: мы исправим повреждения не разоружаясь.»
Энквист ведь намеренно отступал в Шанхай, зная, что эскадра в случае поражения придёт туда и там ждут запасы и плавмастерская. И кажется мне, очень удивился, когда понял, что эскадра не отступила после поражения.
А в целом – документы говорят о том, что план прорыва у Рожественского был, в начале марта либо в Порт-Артур, если он устоит до того времени, либо во Владивосток, где тоже готовились.
«Вообще, можно ожидать, что при приближении 2-й эскадры, Владивосток окажется деблокированным.
Конечно, еще остается опасность от японских минных заграждений, но при наличии в порту нескольких транспортов большого углубления и тралящего каравана в нужный момент крейсера можно вывести с большой уверенностью в их безопасности. Время приближения 2-й эскадры к Корейскому проливу может быть указано довольно точно, посредством посылки миноносца в Шанхай или Цинтау.»
Чётко зная в НОЯБРЕ 1904 года, что прорываться эскадра будет именно Корейским проливом и на исходе зимы. Более того:
«Запасы угля в порту очень незначительные для 2-й эскадры, а потому 2-я эскадра должна сопровождаться ещё добавочным отрядом транспортов с углем, содержащих в себе количество угля, необходимое на год войны.»
Тащить с собой транспорты – идея не Рожественского, идея Морского отдела штаба Командующего флотом в Тихом Океане. Одним словом, готовились, но шизофреническая убеждённость в верхах, что «Николай 1» и три ББО это сила, затянули поход на два месяца. План операции тоже был разработан, предусматривал он и возможный прорыв, и возможное поражение, и даже действия через полгода, если война затянется. Аналогично отрабатывали и элементы именно боя, и стрельбу, и маневрирования, более того – младшие флагманы на завязку боя составили свои приказы, то есть знали свой маневр. Кто умнее даже уточнял, как Энквист:
«Из всего вышесказанного вытекает ряд вопросов, на которые я покорнейше Ваше Превосходительство не оставить меня ответом.
Согласно ли вообще с предложениями Вашего Превосходительства мною понята задача Крейсерского отряда?
Что следует считать наиболее важным: защиту ли транспортов или ту помощь, которую крейсера могут оказать броненосцам?
Могу ли воспользоваться Разведочным отрядом и Светланой, как указано выше?»
А в приказе ему прямо предписано провести совещание командиров боевых кораблей:
«Прошу Ваше Превосходительство составить предварительно общий план действий для нескольких произвольных заданий, собрать Командиров вверенных Вам судов и ознакомить их с избранными Вами приёмами и намеченными маневрами, дабы в решительный момент каждый из них был подготовлен к исполнению Ваших распоряжений и сигналов, а в случае нужды мог бы предпринять и самостоятельные действия.»
Итог просмотра всего нескольких документов таков:
1. План прорыва был, и не самый глупый. Сорван Петербургом, судя по протоколу совещания, инициаторами стали Великие князья.
2. Подготовка к прорыву велась, все, кому знать положено, знали и каким путём, и сроки, были уведомлены и Младшие флагманы.
3. План завязки боя был. Младшим флагманам рекомендовано разработать приказы и провести совещания командиров. Неясно насчёт Бэра, ибо второй отряд всё равно следует за первым в составе главных сил, но есть переписка по Энквисту и, думаю, аналогично по Небогатову, что он скромно умолчал на суде, полагаю, по вполне понятным причинам.
4. Выполнил задумки Командующего только Энквист, и в части действий в бою, и в части отступления. Бэр погиб, а Небогатов оказался профнепригодным. К Рожественскому вопросы, конечно, есть, но образ тупого царского сатрапа и идиота, который рисовали десятилетиями, при чтении документов куда-то уходит, а на первый план выходит думающий человек и неплохой штабист.
Откуда, кстати, и основная причина поражения – быстрая потеря управления. Двух командиров отрядов (а Зиновий совмещал по сути в себе командира Первого броненосного и Главных сил) выбило в течение получаса, третий не разобрался в обстановке и предпочёл выполнять последний приказ, дабы чего не вышло, а Энквист вёл своё, по сути самостоятельное сражение. Окажись на «Николае» он, и минимум два эскадренных броненосца и два ББО вышли бы к Шанхаю. При везении – ещё и «Нахимов» с «Навариным». Конечно же, их бы ждало интернирование, но спасение шести (из 12) кораблей линии и всех крейсеров – это немного лучше, чем то, что вышло. Но история сослагательного наклонения не знает, остаётся только изучать, что и как было, и как могло бы быть.
- Автор:
- Роман Иванов