Силы спецопераций Украины на учениях. Фото Минобороны Украины23 июня Исследовательская служба Конгресса США (Congressional Research Service – CRS) опубликовала докладную записку «Ukrainian Armed Forces» («Вооруженные силы Украины»). Этот документ описывает текущее состояние украинской армии и смежных сфер, а также определяет круг проблем, с которыми они сталкиваются. Предполагается, что Конгресс использует этот документ при выработке дальнейших планов по международному взаимодействию.
Общие вопросы
Авторы записки указывают, что в 2014 г. вооруженные силы Украины пребывали в плохом состоянии, вызванном многолетним недостатком финансирования и отсутствием должного внимания властей. На этом фоне произошли «российская оккупация» Крыма и «вторжение» в восточные области. После этого страна начала реформировать свои вооруженные силы, повышая их обороноспособность и осуществляя постепенный переход на стандарты НАТО.
Выполненные и продолжающиеся реформы затрагивают все уровни, от тактического до стратегического. Предусматриваются непосредственные меры по развитию армии и политические нововведения. При этом процессы реформирования затрудняются и затягиваются из-за «советского наследия», «оккупации» некоторых областей и «российской угрозы».
В последние годы Украина неоднократно принимала различные планы развития вооруженных сил. К примеру, в 2020-21 гг. сформированы новые стратегии национальной безопасности. Эти документы называют главной угрозой Россию и предусматривают расширение сотрудничества с США, НАТО и Евросоюзом.
CRS считает украинские ССО самой боеспособной структурой. Фото Минобороны УкраиныВ соответствии со стандартами НАТО, министром обороны Украины назначаются гражданские лица. Также изменяется структура управления армией с внедрением натовских решений. Однако такой переход сталкивается с проблемами. В частности, многие ответственные лица остаются под влиянием советской и постсоветской системы управления, что затрудняет внедрение новых принципов.
Финансы и промышленность
Согласно закону о национальной безопасности от 2018 г., затраты на вопросы обороны должны составлять не менее 5% от ВВП; 3% от ВВП следует тратить непосредственно на вооруженные силы. Однако из-за слабости экономики и перманентного кризиса удается выделить лишь ок. 2,5% ВВП.
Военный бюджет на 2021 ф.г. составил 117,6 млрд гривен (4,2 млрд долл.), что на 127 млн гривен (4,6 млн долл.) меньше прошлогоднего бюджета. При этом в бюджет приходится укладывать как текущие расходы вооруженных сил, так и амбициозную программу перевооружения.
От СССР независимой Украине досталась развитая военная промышленность с предприятиями всех основных направлений. На данный момент ее деятельностью управляет концерн «Укроборонпром», к которому относится ок. 130 государственных организаций. В последние годы принимаются меры по реформированию промышленности с целью повышения прозрачности и перевода гособоронзаказа на стандарты НАТО. Имеет место некоторый прогресс, однако сохраняются проблемы в виде коррупции, бюрократии, политической борьбы и т.д.
Любопытный пример сотрудничества Украины и НАТО - броневики Oncilla украинской разработки и польского производства. Фото Defence-ua.comВозможности и проблемы
CRS напоминает, что в 2014 г. Минобороны Украины рапортовало о наличии в сухопутных войсках всего 6 тыс. боеспособных военнослужащих. Сейчас численность армии доведена до 145-150 тыс. чел.; значительно улучшены ее возможности. Имеются все основные рода войск с необходимым оснащением. Осуществляется переход на новые стандарты управления. Текущие реформы предусматривают обновление материальной части и переобучение личного состава.
Несмотря на значительные запасы вооружений и развитую промышленность, армия нуждается в ремонте или замене большей части оружия и техники. С 2014 г. ведутся активные работы в этом направлении, но даже после этого речь идет только о модернизации старых изделий. Поставки матчасти из третьих стран, в т.ч. из США, не решают эту проблему.
Армия комплектуется по призывному и контрактному принципу. Законы запрещают отправлять призывников в зону боевых действий, но после окончания срочной службы они могут заключать контракты и отправляться в командировки. Минобороны стремится создать развитый сержантский корпус, соответствующий натовским стандартам. Этому мешает высокая текучесть кадров, связанная с недостаточным уровнем денежного довольствия и соцпакета.
Вместе с Крымом украинские военно-морские силы потеряли порядка 70% списочного состава. В связи с этим командование было вынуждено пересмотреть планы по развитию ВМС. В 2018 г. была принята военно-морская стратегия на срок до 2035 г. В соответствии с этим документом, Украина, сталкиваясь с недостатком ресурсов и уступая в боевых возможностях России, будет строить «москитный флот». За счет строительства или закупки катеров и малых кораблей планируется обеспечить защиту побережья и территориальных вод.
Самолеты воздушных сил Украины. Возраст техники очевиден. Фото Минобороны УкраиныК настоящему времени США передали украинским ВМС 5 сторожевиков типа Island и 8 катеров Mk VI. Возможно продолжение их поставки. В интересах ВМС осуществляется развитие морской пехоты, которую превращают в элитный род войск. Она располагает артиллерией и ракетными комплексами для защиты побережья. Кроме того, начато развертывание берегового ракетного комплекса «Нептун».
Как и другие войска, воздушные силы сталкивались с недофинансированием и деградировали. «Российское вторжение» 2014 г. нанесло по ним новый удар – были потеряны многочисленные истребители, бомбардировщики, вертолеты и транспортные самолеты. Оставшиеся единицы отличаются большим возрастом и ограниченной боеспособностью.
В 2020 г. была принята программа модернизации ВВС до 2035 г. Она предусматривает выделение 320 млрд гривен (12 млрд долл.) на закупку боевых, учебных и транспортных самолетов, БПЛА, средств ПВО и т.д. В CRS полагают, что такая программа будет пересмотрена из-за чрезмерной смелости: на нее предлагается выделить сумму, втрое превышающую годовой военный бюджет на нынешнем этапе.
Значительную роль в защите от «российского нападения» в 2014 г. сыграли воздушно-десантные войска. На тот момент они использовались в качестве легкой пехоты с высокой стратегической мобильностью при сухопутных войсках. К настоящему времени аэромобильные войска стали самостоятельными и получили тяжелую технику.
Одна из последних украинских разработок - ракета "Нептун". Фото СНБО УкраиныОдним из главных событий в деле модернизации вооруженных сил CRS называет создание сил спецопераций. Несмотря на малую численность, они являются наиболее боеспособными и полностью соответствуют стандартам НАТО. С 2019 г. украинские ССО участвуют в силах быстрого реагирования Альянса.
Из-за ограниченных возможностей вооруженных сил в 2014 г. формировались различные добровольческие батальоны. Они действовали как легкая пехота с ограниченным парком бронетехники и других вооружений. Большинство таких батальонов финансировалось политическими движениями, экстремистскими группами, олигархами и т.д., что приводило к различным проблемам. Позже все «добробаты» были объединены в нацгвардию под командованием министерства внутренних дел. При этом по-прежнему сохраняются проблемы с подчинением подобных структур государству.
Оценка со стороны
Недавний доклад Исследовательской службы Конгресса США, посвященный военному потенциалу Украины, не отличается особой подробностью, но в целом объективно показывает текущую ситуацию, предпосылки к ее формированию и стратегии дальнейшего развития. Согласно этому докладу, в настоящее время облик украинских вооруженных сил определяется несколькими основными факторами.
Первым фактором такого рода является желание Украины развивать сотрудничество с США и НАТО, в т.ч. для защиты от пресловутой российской агрессии. Именно с такими планами связано реформирование организационно-штатной структуры, контуров управления, системы вооружений и т.д. В CRS признают, что такие задачи удается решать с переменным успехом.
Моторные лодки - скромная, но нужная помощь зарубежных союзников. Фото Минобороны УкраиныВторой фактор носит негативный характер и прямо связан с общим состоянием украинской экономики – это отсутствие всех желаемых возможностей. В прошлом армия не получала достаточного финансирования, а положительные меры последних лет оказываются недостаточными. Военный бюджет не доходит даже до требуемых 3% от ВВП, что не позволяет одновременно оплачивать повседневные нужды армии, а также проводить реформы и осуществлять перевооружение в требуемых масштабах.
Прямым следствием экономических проблем оказывается еще один фактор – зависимость от «советского наследия» и невозможность полноценного перевооружения. Морально и физически устаревшая матчасть непригодна к эксплуатации или накладывает серьезные ограничения. В частности, она тормозит переход на стандарты связи и управления НАТО. При этом массовая замена старых образцов новыми попросту невозможна. Зарубежная помощь в имеющихся масштабах в целом не меняет ситуацию.
Впрочем, наибольший интерес в докладе от CRS представляют не приведенные данные и выводы, а причины его появления. Его авторы открытым текстом указывают, что Конгресс США желает лучше узнать ситуацию на Украине и сделать необходимые выводы. Представленная информация будет использована при разработке новых планов помощи украинской армии. Какими будут эти планы, удастся ли их выполнить и к чему это приведет – покажет время.
- Автор:
- Рябов Кирилл