До этой уродливой версии будущего осталось немногоВ новейшей истории отечественного кораблестроения нет более позорной страницы, нежели проект 22160. Тот же 20386 можно было бы хоть сколько критиковать, но, будучи построенным, он, видимо, смог бы хотя бы идти с большой скоростью. Про проект 22160 нельзя сказать даже этого. Он полностью бесполезен. И это подтверждается практикой использования этих кораблей в ВМФ – за всё время жизни проекта 22160 в активе этих корабликов – только демонстрации флага, одно слежение за противником, которое стало возможным потому, что противник ему не противодействовал, и один попавший на днях в интернет радиообмен. Всё. Более 36 миллиардов рублей выброшены на ветер.
Поначалу, когда о проекте ещё было известно мало, ещё были какие-то надежды на то, что он пригодится – по крайней мере, размещение контейнеров на нём выглядит более удачным, нежели на 20386 (два 40-футовых с вертолетом против одного вместо вертолета на 20386). Но просачивающиеся в СМИ детали поставили на этих надеждах крест ещё до подъёма флага на головном корабле «Василий Быков». Сегодня наше государство не в состоянии принимать волевые решения и останавливать ошибочные начинания до того, как они зайдут слишком далеко. Тем более что проект получил огромную рекламу в СМИ и даже имеет свою армию «фанатов», постоянно пополняемую людьми с атрофированными способностями к логическому мышлению и «сбойным» целеполаганием. Так что можно смело быть уверенным, что шестёрка «патрульников» будет достроена.
Но проблема не в этом. Проблема в том, что начали подавать голос сторонники перезапуска проекта и постройки дополнительной серии патрульных кораблей со слегка изменённой конструкцией. А если конкретно, то этот чудо-корабль скрестили с корветом, получив на выходе неведомую зверушку, которая стоит как корвет, а по боевой эффективности не далеко ушла от базового «патрульника». И вот это по-настоящему плохо – современные экономические реалии не дадут строить и бесполезные корабли, и полезные, надо будет выбирать. Риск, что выбор
опять будет сделан в сторону бесполезных кораблей начал расти, причём тем, кто всё это проворачивает, глубоко безразличен тот факт, что мы скатываемся к войне с Западом, и чем дальше, тем быстрее.
Стоит разобраться с этой угрозой.
Перерождение
История этого корабля вполне доступно была изложена в статье
«Чемоданы без ручек. ВМФ покупает серию бесполезных кораблей».
Также представляет интерес статья М. Климова
«Модули патрульники не спасут», причём она ещё оптимистично написана.
Подчеркнём ещё раз, что «папой» этого убожества стал бывший Главком ВМФ В. В. Чирков. Интерес к модульным кораблям у него появился после поездки в США, а после того, как началась работа над «модульными» 22160, он ушёл с военной службы на теплую должность в Объединённую судостроительную корпорацию.
Но вернёмся к чудо-кораблю.
За вычетом тех подробностей, которые раскрыты в статье по ссылке и ясно демонстрируют непригодность корабля к применению по предназначению, на его «горизонте» образовалась ещё одна проблема. Сомалийские пираты, для борьбы с которыми это чудо якобы создавалось, приказали долго жить – причём в прямом смысле. Их просто-напросто частью перебили, частью – «принудили к миру» наёмники Эрика Принса, за спиной которого стоят Объединённые Арабские Эмираты. Дубай – это не только отели и пляжи, это ещё и крупнейший перевалочный порт, встроенный в глобальную логистику, и арабские эмиры очень сильно переживали насчёт того, как пираты вредили их бизнесу.
Вопрос с пиратством раскрыт в статье автора
«О современных пиратах и наёмниках», где подробно разобрано, что в итоге стало с сомалийскими пиратами и какими методами работают пираты прочие. Из разбора прекрасно видно, что в других местах (в Гвинейском заливе и Малаккском проливе) специфика пиратства другая, и патрульный корабль там ничего не решит.
Собственно, именно поэтому ни «Василий Быков», ни «Дмитрий Рогачёв» в Аденский залив на боевые службы не ходили – нечего им там делать, как и, в принципе, где бы то ни было. Даже после того, как «Василий Быков» вступил в строй, на антипиратскую боевую службу (и, видимо, не только и не столько на неё) пошёл настоящий боевой корабль – «Ярослав Мудрый».
Казалось, после сдачи последнего в серии 22160 про продолжение этого позора можно будет забыть. Но не тут-то было.
Первым звоночком стало сообщение одного хорошо информированного инсайдера о том, что этот проект скоро снова «всплывёт», просто в слегка измененном виде. Чтобы понять значимость слов этого человека, нужно обратиться к статье
«Кораблестроительная загадка 2019 года, или когда четыре равно пяти» – про попытку обмана В. Путина Министерством обороны. Данный инсайдер – это именно тот, кто и вскрыл публично первым аферу с перезакладкой «Дерзкого» под новым именем – «Меркурий». А значит – к его словам с самого начала стоило отнестись серьёзно.
И вот, начался Международный военно-морской салон 2021 (МВМС-2021). И, о чудо, тот инсайдер оказался прав – на нём снова выплыл этот чудо-проект, только теперь он, как и утверждалось, немножко другой.
Технический разбор
Итак, глянем на новую реинкарнацию проекта.
Корпус остался почти таким же, у носовой части те же обводы. А это означает, что после 22 узлов скорости (причём «налегке» – без «полезной нагрузки» модулей в корме и балласта для компенсации «тяжелой кормы» в носу) у кораблика опять будут удары в корпус, и это будет вроде естественного ограничителя. Скорость у корабля, очевидно, упадёт – он банально тяжелее, значит – у него больше осадка (корпус тот же самый), и сопротивление воды движению корабля чуть-чуть, но повыше.
Впрочем, бирка на этом прожекте говорит, что «все хорошо, прекрасная маркиза» – 27 узлов (и это при значительно возросшей нагрузке, том же корпусе и машинах, что и реально серийный 22160 – с трудом даёт 22 узла «налегке»). Эта «бирка», кстати – прямой подлог и обман высшего руководства страны.
По этому поводу полезно вспомнить другое фото, со «сладкими обещаниями» про 27 узлов, причем также высшему руководству. Также стоит обратить внимание на разницу в водоизмещении на верхнем и нижнем фото – лжецы уже даже не хотят скрываться, так как убеждены в своей полной безнаказанности. Реально там – около 2000 тонн, как на верхней табличке.
Впрочем, на эту тему ещё можно дискутировать, а вот насчёт того, что на нос кораблю «прилетело» немало тонн – необсуждаемо. На модели видно четыре крышки для крылатых ракет, это значит, что сама пусковая установка где-то тонн 7, четвёрка ракет – примерно 5, плюс металл на крепления и фундамент самой пусковой установки, об общей массе которого лучше смогут сказать инженеры-кораблестроители. Это всё не может не утяжелить корабль, главным образом – его носовую часть. Хочется надеяться, что балластные цистерны будут достаточны для того, чтобы из-за дополнительной нагрузки на нос, корабль не получил бы постоянный дифферент. Ведь его мореходность будет явно не лучше, чем у базового 22160 – успокоителей качки у корабля нет, и нет места для них, а водоизмещение больше и осадка глубже.
Стрелять корабль полноценно (но с большими ограничениями по балльности моря) сможет, видимо, только крылатыми ракетами 3М14 «Калибр», предназначенными для удара по берегу, набор его радиоэлектронного вооружения (включая обтекатели РЛС на надстройке) говорит о том, что комплекса целеуказания ПКР там нет.
Никакого гидроакустического комплекса («обещанного» в табличке к модели) под килем реально нет. То есть – совсем нет. Есть выдвижная высокочастотная ГАС «Ариадна» (с характеристиками, аналогичными рыбопоисковым гидролокаторам сейнеров). Иными словами, корабль при выполнении противолодочных задач должен будет опираться на буксируемую ГАС. Ракетно-торпедная пусковая установка СМ-588 комплекса «Пакет-НК», видимая через открытый бортовой лацпорт, видимо, успешно уживается с расположенными там же «чудесными модульными контейнерами».
На модельке на палубе корабля стоит вертолёт Ка-52К. Этот вертолёт способен эффективно атаковать надводные цели или цели на берегу. Проблема, однако, в том, что на палубе нигде не видно никакого подъёмника для авиационных средств поражения (АСП). Не раскрывая никаких подробностей относительно конструкции корабля базового проекта 22160 (это наверняка военная тайна!) скажем, что никто из гражданских лиц, посещавших этот корабль, не видел там ничего похожего на погреб для АСП или подъёмник для доставки АСП на палубу. Имеющиеся фото и видео корабля тоже ничего об этом не говорят, а на опубликованных схемах корабля такого погреба вообще нет.
На модельке с вертолётом тоже не видно ничего похожего на подъёмник для ракет или торпед. Тогда встаёт вопрос – а как Ка-52 будет воевать? Ему же негде будет взять боеприпасы. Может быть, ракеты надо свалить в кучу на палубе? Нет, так нельзя, такое решение не соответствует принятым в ВМФ нормам безопасности. Или уже (и только для «инновационно-модульного вундерваффе» проекта 22160) эти нормы (безопасности хранения боезапаса) кто-то отменил?
О противолодочных задачах тоже речь вести нельзя – противолодочному вертолёту нужны торпеды или глубинные бомбы, которые на корабле негде хранить. Применить ПЛУР из вертикальных пусковых эффективно тоже не получится – данные для стрельбы ими буксируемая ГАС не даст – точность на курсовых углах, отличных от траверзных, недостаточна.
В общем, всё как-то не сходится с этим проектом.
Естественно, что характерные особенности конструкции базового корабля останутся – одно машинное отделение, снижающее живучесть корабля до «невоенной», две «Коломны», с которыми и стандартный, более лёгкий 22160 с нормальной нагрузкой не может разогнаться даже до 22 узлов. Останется и «голая», ничем не прикрытая корма.
Появился ЗРК «Редут»… Только вот по составу РЭВ («Позитив», УКСК, «Пакет», «Редут» с радиокоррекцией) мы приходим к стоимости к оптимальному «мобилизационному варианту» серийного корвета 20380, но нормальным ГАК, мореходностью, скоростью 26 узлов. При этом нельзя не сказать, что пусковые «Редута» показаны в такой части корабля, что, как бы это помягче сказать – возникают сомнения в том, что они туда «впишутся». Ну, или, если назвать вещи своими именами – не влезут они туда по высоте: или надо убирать куда-то машинное отделение. Двери на модельке, ведущие прямо «в пусковую установку», тоже вызывают вопросы.
А вот спортзала там не будет – через то место, где он есть у 22160, у нового корабля будет проходить вертикальная шахта, в которой стоит ракетная установка.
Кстати, вопрос фан-клубу 22160 – а зачем ему ставят «Калибры» в нос, если он типа может стрелять из контейнерных пусковых установок в корме? Не будем раскрывать этот грязный секрет пока, пусть мальчишки подумают немного. А разберём риск появления этой чудо-техники в металле.
Оценка риска
На первый взгляд, речь идёт об одной из бесчисленных моделек, которые время от времени показываются на такого рода салонах и выставках. Большинство из них никогда не превращаются в реальный корабль. В принципе, вероятность того, что и эта моделька останется моделькой, достаточно велика. Но и обратное вполне возможно.
Причина этого в специфическом подходе к бизнесу, который проявляет руководство «Зеленодольского завода». Если говорить по-простому – то эти люди хотят делать деньги не заморачиваясь. Вопросы, связанные с обороноспособностью страны, осмысленностью военных расходов и положительным для общества в целом результатом труда, там находятся вне рамок рассмотрения. Надо просто вытащить к себе заказы и освоить деньги, про остальные соображения никто не думает.
Первый проект 22160 тут яркий пример – это именно простой способ заработка, на простом корабле, пусть и спроектированном в Северном проектно-конструкторском бюро – СПКБ. Свои корветы пришлось бы строить дольше: там и ПВО, и гидроакустика, и ракетное оружие, а тут – корыто с пушкой. Легко и просто. Особенно, если лоббисты со стороны обещают помочь именно с этим заказом, а не с другими.
Именно так Зеленодольск влез в аферу с УДК, которые якобы строятся на Керченском заводе. И эта афера тоже косвенно может вызвать к жизни мутировавший 22160 с «Пакетом» и четырьмя «Калибрами». УДК, к созданию которых промышленная кооперация не готова (от слова «совсем»), потребуют от специалистов завода, и, видимо, КБ, огромных усилий, которые не оставят никаких ресурсов на те же корветы, в проектировании которых ЗПКБ имеет репутацию экспертов. А вот поделки от СПКБ, простейшие по конструкции и исполнению, Зеленодольский завод вполне осилит в любых условиях и деньги освоит на их постройке.
А это создаёт у руководителей Зеленодольского завода соблазн поспособствовать продолжению банкета. И то влияние, которое имеет руководство этого предприятия, вполне позволяет окунуться в этот блуд с головой.
Что это будет означать для флота и страны – понятно. Вместо полезных с военной точки зрения кораблей или самолётов, десятки миллиардов рублей опять, в очередной раз, будут потрачены на корабли, которым даже никакую реальную боевую задачу поставить нельзя, как нельзя её поставить имеющимся кораблям проекта 22160 – «Василию Быкову», «Дмитрию Рогачёву» и «Павлу Державину». С учётом экономических реалий, позволить себе это наша страна не может.
Это псевдобоевые корабли, вот только по войне им задачи будут ставиться как настоящим. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
А значит сейчас, пока ещё нет никакого плана построить эти корабли и это не подготовка госконтракта, а просто моделька с салона, все лица, имеющие хоть какое-то влияние на ход событий, должны приложить максимум усилий для того, чтобы всё это не вышло за рамки моделек и позорная эпопея с проектом 22160 не повторилась. Шансы на это вполне есть.
Нынешний проект 22160 пропихнули тихо, без шума (кстати, даже по положенным конкурсным процедурам есть очень нехорошие вопросы), а «засветил» его Чирков только тогда, когда уже поздно было что-то менять. Но сейчас ситуация другая: все предупреждены, и это надо использовать.
- Автор:
- Александр Тимохин