Символ проблем, которым стала дизель-электрическая подводная лодка «Корнер Брук» класса «Виктория» в очередной раз возвращается в строй канадского военно-морского флота. Здесь ключевая фраза – «в очередной раз».
Официальные представители военно-морского флота Канады рассказали о том, что «Корнер Брук» вывели из стационарного дока, завели в транспорт «Seaspan Careen» и перевезли на верфи Галифакса, где лодка будет заправлена всем необходимым и уйдет на испытания.
В случае успешного прохождения которых «Корнер Брук» вернется в строй боевых кораблей.
И ВМФ Канады снова будет оперировать всеми четырьмя дизель-электрическими подводными лодками.
Эти подводные лодки были приобретены у Великобритании. В 90-х годах прошлого века Королевский военно-морской флот вслед за ВМФ США принял решение отказаться от ДЭПЛ в пользу атомных подводных лодок. А потому программа производства ПЛ типа «Апхолдер» была уменьшена со строительства 12 подводных лодок до уже построенных четырех. От остальных флот отказался.
Уже построенные четыре лодки надо было тоже куда-то приспособить, то есть, продать. Естественно, первыми получили «предложение от которого невозможно отказаться) члены Британского Содружества. И канадцы решили, что это будет красивая и полезная сделка.
Четыре подводных лодки в течении четырех лет, с 2000 по 2004 годы, прошли предпродажную подготовку и были доставлены в Канаду.
Первоначально лодки были сданы в аренду на восемь лет, за что Канада выплатила Великобритании сумму в 427 миллионов долларов. Попробовав лодки, канадцы пришли к выводу, что все в порядке. Тогда была заключена сделка по приобретению четырех подводных лодок за один британский фунт стерлингов каждая.
Ну и за переоборудование и капремонт пришлось выложить еще 98 миллионов долларов.
Были установлены компоненты системы управления огнем от лодок предыдущей серии «Оберон», канадские же радары BAE Type 2007, гидроакустические станции Type 2046, гидролокатор с буксируемой антенной CANTASS. Плюс были заменены перископы на «свои», фирмы Pilkington Optronics и установлены ПУ для отстрела радиоэлектронных средств SSE и AR 900 ESM.
В целом – неплохая сделка. 105 миллионов долларов за почти новую (лодки были построены в интервале с 1990 по 1993 годы) подводную лодку, а прослужили «Апхолдеры» от одного до трех лет, то есть, износ практически минимальный – это недорого. Для сравнения, «Варшавянка» обходится заказчикам в 300 миллионов долларов. Так что – очень недорого.
Лодки были куплены, переоборудованы в соответствием с канадскими требованиями и переименованы в класс «Виктория».
И началась военная служба, которая у «Корнер Брук» не заладилась совершенно.
Как таковая лодка почти не виновата. Сегодня можно с уверенностью сказать, что виной всему стал человеческий фактор.
В начале эксплуатации бичом всех четырех подводных лодок стали постоянно текущие и прорывающиеся трубопроводы.
Еще во время ремонта в 2006 году обнаружилось просто катастрофические содержание свинца в воздухе. Было проведено расследование, виноватым оказались балластные свинцовые кирпичи, на которые попала соленая вода. Балласт заменили.
Летом 2011 года во время маневров у острова Ванкувер «Корнер Брук» врезалась в морское дно на глубине 45 метров и получила двухметровую пробоину в носовой части. Пострадали двое подводников.
Экипаж смог загерметизировать отсек, всплыть и позвать на помощь. Корабль отбуксировали в сухой док, и там выяснилось, что повреждения корпуса оказались настолько серьезны, что рассматривался вариант списания корабля.
Но жадность (почти ж новая лодка!) победила, и в 2014 году начался ремонт и одновременная модернизация «Корнер Брук». Работы должны были закончить в 2017 году, но восстановление затянулось, а сроки, как у нас говорят, «слегка сдвинули вправо». Не совсем слегка, ибо уже в 2019 году на лодке, которая стояла в доке, вспыхнул пожар.
Пожар, правда, очень быстро потушили, и представители пресс-службы флота заверили всех, что повреждения минимальны, но мы-то знаем, насколько можно верить таким заявлениям. Ремонт продолжился.
В марте 2020 года, когда, казалось бы, все идет к окончанию, произошел взрыв. Рванула во время опрессовки одна из балластных цистерн, куда во время испытаний подали какое-то несусветное давление.
Починили и это. Так становится понятно, что канадцы могут, когда хотят в плане ремонта и восстановления кораблей. Но лучше бы не портить.
И вот в 2021 году вроде бы лодка должна будет закончить свой затянувшийся ремонт. Так и хочется сказать, ну дайте ей дослужить свое и на заслуженный отдых! Не заремонтируйте!
Хотя знаете, если посмотреть на историю всех лодок класса «Виктория», там не меньше ЧП, чем у «Корнер Брук».
«Чикутими», бывшая первая лодка серии, «Апхолдер», служить в Канаде не хотела. Потому загорелась еще во время перехода в Канаду в 2004 году. Это стоило жизни одному члену экипажа и восемь были ранены.
«Викторию» (бывшая «Ансеен») приложили о камни в 2000 году, а поставив на ремонт, устроили пожар, в результате которого была серьезно повреждена электропроводка. В отчетах говорилось о «катастрофических повреждениях» электросистемы корабля. И «Виктория» вернулась в состав флота только в прошлом году.
И что в итоге? В итоге канадские подводные силы не могут похвастаться какой-либо приличной результативностью. Да, время от времени подводные лодки ВМФ Канады участвовали в маневрах и операциях, но эти участия были очень уж символичны.
А эпиком стал 2019 год, когда число дней, проведенных лодками в море равнялось нулю. Кого-то ремонтировали, кого-то обслуживали планово. Но результат таков.
Но 2021 год должен стать неким Рубиконом, когда три лодки все-таки вернутся в строй.
Вопрос только в том, насколько это важно для страны, потому что программу продления срока службы лодок до 2040 года оценивают примерно в 1,5 миллиарда долларов. Это немало. Учитывая, что весь военный бюджет Канады оценивается в 26,5 млрд долларов, то 5% только на подводные лодки – это не очень осмотрительно. Впрочем, нам ли считать чужие деньги, не так ли?
Но за последние 20 лет Канада и так вложила в программу поддержки и содержания подводных лодок около миллиарда долларов. Весь вопрос, была ли отдача сопоставимой с затратами?
Скорее всего – нет.
Но Канада подвержена этой не самой приятной болезни – желанию побряцать оружием. Отсюда и попытки обустроить подводный флот, здесь же и история о приобретении новых истребителей.
У французов есть такое изречение, как «Noblesse oblige», положение обязывает. Вот только каково реальное положение Канады в мире, и к чему оно обязывает?
Американские эксперты из The National Interest и The Drive считают, что все правильно. Канада, как полноправный член НАТО просто обязана отреагировать на возрастающую активность российских подводных лодок в Северной Атлантике и Арктике.
Но Королевский канадский военно-морской флот мягко говоря, не в состоянии обеспечить должное противодействие так называемой «российской подводной угрозе» хотя бы потому, что 12 фрегатов и 12 патрульных кораблей – это слишком мало. А 4 дизель-электрические подводные лодки мало что смогут противопоставить российским атомным ракетоносцам. Это факт, от которого сложно отмахнуться.
Потому даже если все четыре ДЭПЛ КВМФ Канады будут в рабочем состоянии, учитывая морскую границу в Тихом, Северном Ледовитом и Атлантическом океанах – это чрезвычайно мало.
То, что Канада готова инвестировать в свой флот, становится очевидным, если посмотреть на ее амбициозные планы по постройке фрегатов следующего поколения. Основой стали британские фрегаты типа 26, которые хоть и являются одними из лучших представителей своего класса в мире, возникают сомнения в том, что канадцы смогут их строить массово.
И здесь точно так же остается без ответа вопрос о том, что будут делать канадцы в плане увеличения численности своего патрульного подводного флота. Но сегодня «Виктории», несмотря на то, что лодки довольно проблемные, единственные подводные лодки Канады, способные на выполнение реальных боевых задач.
И раз речь о приобретении новых лодок пока не шла, «Виктории» будут служить до окончания срока своей работоспособности. Если экипажи их раньше не угробят.
- Автор:
- Роман Скоморохов