[/i]В новой статье от создателей World of Warships читайте об истории создания немецких торпедных катеров, которые были одними из лучших в своём классе и экспортировались в другие страны.Первая мировая война заставила Германию создать новый для себя класс боевых кораблей — торпедные катера. Причиной тому стал британский флот, который активно действовал против фланга немецкой армии, расположенного возле моря в Бельгии. По задумкам командования именно быстроходные катера, вооружённые торпедами, могли успешно противостоять флоту англичан в таких условиях.
Верфь «Фридрих Люрсен»Первый образец построила верфь «Фридрих Люрсен» в Вегезаке 1 апреля 1917 года. Он имел 11-метровый деревянный корпус, один 350-мм торпедный аппарат в носовой части и два карбюраторных двигателя от дирижабля, позволявших развивать до 34 узлов скорости. Примечательно, что катер мог врезаться в свою же торпеду, если производил выстрел на скорости более 24 узлов: торпеда попросту не успевала набрать ход. Всё это выяснилось в ходе испытаний, которые выявили ряд недостатков. Несмотря на такие результаты, был выдан заказ на постройку серии из шести катеров.
У серийных образцов водоизмещением от 6 до 7,5 тонн были те же корпуса из дерева с круглоскулыми обводами, длина которых (корпусов) варьировалась от 14 до 17 метров. Три шестицилиндровых карбюраторных двигателя «Майбах» мощностью 240 л.с. позволяли развивать скорость до 30 узлов при волнении моря в 3 балла. Из вооружения был установлен 450-мм торпедный аппарат и пулемёт винтовочного калибра. Каждый катер обслуживался семью членами экипажа. На момент окончания войны кайзеровский флот насчитывал двадцать один торпедный катер.
Численность немецкого флота, в том числе миноносного, была регламентирована Версальским договором, который предписывал иметь в составе флота 12 эсминцев и 12 миноносцев водоизмещением не более 800 и 200 тонн соответственно. Именно с такими кораблями Германия вступила в Первую мировую, в то время как во флотах других стран корабли такого же типа были крупнее в два раза.
С таким положением дел мириться не стали, и по окончанию послевоенного политического кризиса начался поиск решений, позволяющих нарастить возможности флота. Антанта не стала предписывать развитие малых боевых кораблей —тральщиков и торпедных катеров, поскольку прибрежный флот являлся частью оборонительной военно-морской доктрины Германии.
Результатом проведённых на Балтике испытаний летом 1927 года стали основные технические требования, которые выработала Минно-торпедная инспекция. А именно: носовое расположение двух труб торпедных аппаратов, 40-узловая скорость и низкий силуэт.
Немецкий торпедный катер «Шнелльбот» типа S-18За четыре года, с 1925 по 1929, было создано несколько экспериментальных моделей. Верфь «Абекинг унд Расмуссен» построила глиссер Narwal, «Траяг» — K. Оба катера с реданной конструкцией корпуса и торпедными 340-мм аппаратами в носовой части у первого и на корме у второго. Верфь «Фридрих Люрсен» представила Luer — модифицированный LM-бот.
Эти модели обладали деревянными корпусами и бензиновыми двигателями «Майбах». Реданные катера плохо справлялись с волнением на море — при 3 баллах катер начинал терять скорость из-за ударов о волны. Посему от реданной конструкции отказались в пользу округлого днища. Тем не менее катера вступили в строй в 1930 году под номерами UZ(S)-11 (этот катер был не реданной конструкции), UZ(S)-12 и UZ(S)-18.
На исходе 1928 года военно-морские специалисты обратили внимание на моторную яхту водоизмещением 22,5 тонны Охека II, построенную верфью «Фридрих Люрсен» для американского магната. Судно имело корпус из лёгких металлических сплавов с деревянной обшивкой и обладало круглоскулыми обводами в передней части, которые переходили в плоское днище. Скорость в 34 узла достигалась за счёт трёх бензиновых двигателей «Майбах», каждый мощностью 550 л.с. Именно эта яхта и стала прототипом для торпедных катеров Schnellboot.
Яхта Охека II, взятая за основу для «Шнелльботов»В ноябре 1929 года «Фридрих Люрсен» получила заказ на первый боевой катер. Водоизмещение взятого за основу проекта яхты увеличилось до 51 тонны. Было установлено три бензиновых мотора Daimler-Benz по 900 л.с, а для экономичного хода «Майбах» в 100 л.с. Ходовые испытания показали возможность достигать 34 узлов скорости. Новый катер вооружили двумя 533-мм торпедными аппаратами и зенитным пулемётом, который был вскоре заменён на 20-мм автоматическую пушку. После вступления в строй катер с интервалом в год трижды менял своё обозначение, последнее – S-1 (где S значило Schnellboot, в переводе — быстроходный катер).
Спустя год были заказаны S-2–S-5, которые были схожи по характеристикам. Увеличение количества «лошадей» до 3300 не дало, впрочем, прироста скорости. Кроме того, нос катера на высокой скорости выходил из воды, замывались борта, и возникало сильное брызговое сопротивление. Желаемая скорость в 36,5 узлов была получена при помощи «эффекта Люрсена», который достигался установкой малых дополнительных рулей в потоках воды, движущихся от крайних винтов. Таким образом прирост составлял до 2 узлов, а вспомогательные рули стали неотъемлемой частью конструкции до конца войны.
Уже к началу Второй мировой войны Германия занимала третье место в мире по экспорту торпедных катеров. С 1937 по 1939 годы верфи построили 13 катеров для флотов других стран. Два катера с дизельными двигателями отправились в Болгарию, три были созданы для Китая и ещё восемь — для Югославии (у китайских и югославских двигатели были бензиновыми). Кроме того, Голландия купила лицензию на строительство восьми катеров. Вооружение отличалось лишь в «югославском» варианте — 40-мм автомат «Бофорс»,15-мм пулемёт и торпедные аппараты калибра 550 мм под французские торпеды.
Ранние «Шнелльботы»В это же время оформились финальные требования к данному классу: дальность плавания должна была составлять 530 миль полным ходом, максимальная скорость в 40 узлов и низкий силуэт. Находившиеся в строю катера удовлетворяли требованиям к вооружению, дальности плавания и мореходным качествам, но оставались вопросы в плане манёвренности и скорости.
На последующие модели S-18 и S-19 (серия из двух катеров была заказана в 1936 году) устанавливали двигатели Daimler-Benz, которые выигрывали в надёжности у двигателей фирмы MАN. Был разработан новый двигатель МВ-501 мощностью 2000 л.с. Корабли, которые вошли в состав флота в июле и октябре 1938 года, полностью отвечали всем требованиям и пошли в серийное производство.
Немецкий москитный флот развёртывался весьма медленно. Из-за низких темпов производства двигателей MB-501 в последний год перед войной было заказано лишь 12 катеров двух разных типов.
«Шнелльботы», которые должны были сражаться на прибрежных коммуникациях противника, находились в ведении штабов военно-морских групп, в чей состав входили флотилии ТКА. Основной задачей ставилось нанесение ударов в тёмное время суток по превосходящим силам противника. Поскольку ночные действия основаны на внезапности, фактор скорости не являлся приоритетным.
Немецкие конструкторы смогли создать отличные боевые корабли в виде «Шнелльботов». Отказ в проектах ТКА от требования достичь высокой скорости сделал возможным оснащение катеров дизельными двигателями, вследствие чего резко снизилась угроза случайных возгораний. Устойчивость к боевым повреждениям достигалась за счёт большого водоизмещения. Катера были живучими — они могли выдержать попадание нескольких 100-мм снарядов калибром, скользящий таран эсминца и даже подрыв на мине. Примером этому может послужить история S-105, который 15 марта 1942 года пришёл на базу своим ходом, получив примерно 80 пробоин от пуль, осколков и малокалиберных снарядов.
«Шнелльбот» в мореКонструкция корпуса также была весьма надёжна: полубак со встроенными торпедными аппаратами улучшал мореходные качества, что позволяло использовать торпеды при волнении до 4-5 баллов.
Торпедные катера Германии являлись одними из лучших в своём классе. И потому, по словам британского историка Питера Смита, «к концу войны они оставались единственной силой, не подчинившейся британскому господству на море».
А в начале Второй мировой войны главной угрозой для британцев были немецкие субмарины, затаившиеся в Атлантике. Посмотрите документальный фильм от компании Wargaming о боевом пути подводной лодки U-995. Сегодня она находится на вечной стоянке в качестве музейного корабля в Лабё.- Автор:
- Wargaming