Да, мы сделали это — устроили почти настоящую гонку до самой северной точки Европы, мыса Нордкап. Электромобиль против двигателя внутреннего сгорания. Наш опрос показал, что большинство читателей верят в силу ДВС. 62% проголосовало за победу Geely Coolray. 21% решили, что у Tesla есть шанс опередить машину с ДВС. И 18% проголосовавших подумали, что автомобили финишируют одновременно. Раскрываем интригу.
Первое, что требуется для путешествия на электрокаре, даже если это «дальнобойная» Tesla Model S P100D, — разработка маршрута. Как ни крути, но без привязки к зарядным станциям не обойдешься. Поэтому экипаж Geely Coolray отдал эту часть подготовки экипажу tesla-cars.by и Артуру Туманову. Маленькая, но поблажка.
Маршрут для машины с ДВС был бы на 120 км короче
Чистый маршрут для бензинового автомобиля был бы немного короче. Но у нас все же больше путешествие, чем гонка на время. Поэтому в качестве еще одной «форы» для Tesla мы взяли в экипаж Geely Coolray семилетнего ребенка. Предполагалось, что его присутствие потребует более частых остановок. Артур Туманов в качестве «балласта» вез в багажнике своей Tesla россыпь проводов, удлинителей и переходников, чтобы заряжаться можно было хоть от бытовой розетки. У «тесловодов» есть девиз: «Пока ты спишь, Tesla заряжается». А так как у нас не было цели превратить путешествие в круглосуточную гонку Ле-Ман с выпученными глазами, то это играло на руку экипажу Tesla.
От Национальной библиотеки Tesla стартовала почти с полной батареей, а Geely Coolray — с полупустым баком
Старт гонки мы сами себе дали от Национальной библиотеки, где установили недавно зарядную станцию для электромобилей. Артур Туманов зарядил Tesla до 100%. А я решил не заморачиваться и выехал из Минска с баком, заполненным меньше, чем наполовину. До границы хватит, а там в любом случае залью полный бак перед въездом в Литву. Кстати, бак у Geely Coolray относительно небольшой — 45 литров. В бюджет поездки мы вбивали расход 8 литров на «сотню», но каким он будет в реальности — не предполагали. Забегая вперед, скажу, что наш теоретический расчет подтвердился на практике.
С реальным запасом хода 400 км у Tesla не было вообще никаких проблем доехать до границы. Ехали мы через Котловку — там можно было забронировать электронную очередь. А так как в Риге нас ждал паром, рисковать не хотелось. До Котловки шли в обычном темпе, скорость не превышали. Разве что под Островцом встряли в плотный трафик работающих на АЭС автомобилей. Было ощущение, что попали обратно в Минск в час пик.
Geely Coolray подъехал к границе аккурат с пустым баком — задумка удалась. Пока мы заправлялись, Артур занял место в очереди на границе. Мы после заправки пристроились ровно ему в хвост. Границу пересекли с приличной задержкой — потеряли около двух часов, но запас по времени был. Tesla въехала в Литву с запасом хода 130 км. Мы — с полным баком.
В Вильнюсе зарядку совместили с шопингом. Место на быстрой зарядке было занято, пришлось довольствоваться медленной
В Вильнюс заехали дружным строем из двух автомобилей. Экипаж Geely Coolray отправился в магазин за продуктами, а Tesla стала на зарядку. Правда, электрокару немного не повезло. Быстрый порт был занят, пришлось заряжать от медленного, который давал всего 75 км пробега за час. А могло быть 250 км за час.
Пока Артур заряжался, мы еще съездили на близлежащую мойку. Не для того чтобы дать фору электрокару, а потому что начали наш евроэксперимент «сохрани автомобиль в чистоте». Суть его в том, чтобы проехать весь маршрут, сохранив девственную белизну кузова Geely Coolray.
По трассе Вильнюс — Рига ехали в рамках ПДД
Из Вильнюса выдвинулись в сторону Риги. Предстояло проехать 300 км. Спустя сто километров решили, что наступило время обеда. Артур, как опытный «тесловод», направился в ресторан, при котором есть зарядная станция. Мы решили не отрываться от коллектива и присоединились к обеду. Глупо было отказываться от релакса на берегу чудесного озера. За полтора часа (а быстрее пообедать в ресторане не получается) Tesla зарядилась, и мы продолжили движение в сторону Риги.
Какое-то время ехали вместе, но потом разделились. Экипаж Geely Coolray задумал прошвырнуться по торговому центру недалеко от Риги. Планы экипажа Tesla нас мало интересовали. Немного не доезжая Риги, мы заехали на заправку. Все же разница в цене топлива между Латвией и Швецией есть, поэтому решили подняться на паром с полным баком.
В порт приехали с небольшим запасом по времени и были уверены, что опередили Tesla. Но нет. Оказалось, что ребята были уже на борту парома и бодро распаковывали вещи в каюте. И, вы не поверите, Tesla стояла на зарядке! Оказывается, на пароме можно подключиться к розетке. Но для этого пришлось повозиться с удлинителем.
С парома экипажи выезжали в разных условиях: у Geely Coolray — полный бак, у Tesla — запас хода 150 км
Ну ладно. По большому счету гонка только набирала обороты. В Латвии нет фирменных тесловских «суперчарджеров», но плечо в 300 км позволяло Tesla спокойно ехать от точки до точки без дополнительных остановок. У нас же была задача заправиться как можно дешевле. Кстати, вплоть до парома Tesla потратила на зарядки 0 рублей. А мы потратились на две заправки — одна перед границей с Литвой (60 белорусских рублей) и вторая перед паромом недалеко от Риги (32 евро за 24,5 литра).
С парома мы сходили в разных кондициях — Tesla с запасом хода 150 км и Geely Coolray с почти полным баком. Из чрева парома первыми выскочили мы и сразу взяли курс к отелю. До городка Шеллефтео предстояло проехать 770 км. Здесь наши пути с Tesla разошлись. Связи не было, поэтому о скорости передвижения Tesla мы ничего не знали и ехали в своем ритме. Вопрос пока был только в том, кто быстрее приедет в отель. В Швеции Tesla оказывается на своем поле, потому что фирменные «суперчарджеры» расположены буквально каждые 100–150 км. Тактика Артура была простая — гнать на все деньги и просто чаще заезжать на зарядку. До 80% Tesla пополняет батарею за 25–30 минут.
Швеция — гнездо электрокаров. Первый «суперчарджер» на маршруте пришлось пропустить — не было мест
Навигация Tesla не просто ведет по маршруту, а прокладывает его с учетом сети «суперчарджеров». Причем показывает наличие свободных мест на зарядке. Первый «суперчарджер» как раз по причине аншлага Артуру пришлось пропустить. Благо зарядки на пароме хватило, чтобы доехать до следующего.
Мы на пределе возможностей топливного бака никогда не ехали. Показывает бортовой компьютер 150 км до «финиша» — заруливаем на АЗС. Причем заправлялись не «под пробку», а ориентируясь на показания датчика уровня топлива. Если было полбака — заливали 20–25 литров.
На заправке мы тратили примерно столько же времени, сколько и Tesla — чай — кофе — туалет отнимали стабильно полчаса
Примерно через 250 км мы сделали первую остановку на шведской заправке. Заправились по стандартной схеме. Потом сходили за кипятком, заварили чай, кофе, перекусили. Перед стартом снова наполнили термосы кипятком и отчалили. На все про все ушло минут 35–40. Примерно столько же тратит Tesla на «суперчарджере».
Еще тридцать минут мы «потеряли», остановившись возле какого-то выставочного центра где-то в центре Швеции. Комплекс зданий был построен в традициях китайской архитектуры, так что мы просто не смогли проехать мимо.
Примерно в середине пути мы съехали с трассы, чтобы заглянуть в торговый центр. Очень хотелось купить сим-карту с интернетом. В итоге симку не купили, но больше часа потеряли. Уже ближе к концу маршрута заехали еще раз на заправку. Там же пополнили запас горячей воды в термосах и немного перекусили в кафе при АЗС. Плюс 40 минут.
Метод «Экипаж спит — Tesla заряжается» идеально подходит для путешествий на электрокаре
До отеля двигались уже без остановок. Здание нашли не с первой попытки, а когда подъехали, увидели нашу Tesla. Она тихо качала бесплатное электричество из настенной зарядки. За 770 км пути Артур заезжал на «суперчарджеры» три раза.
Если до Шеллефтео маршруты Tesla и Geely Coolray не расходились, то уже на пути в Норвегию мы могли сильно оторваться от электрокара. Как ни крути, но Tesla пришлось привязываться к сети суперчарджеров и существенно отклониться от более короткого маршрута. Чувство локтя не позволило нам бросить товарищей, поэтому мы смело направились вслед за экипажем Tesla в сторону норвежского города Сёркйосен. Между прочим, именно там находится самый северный «суперчарджер» Tesla. И последний по пути до Нордкап. Впереди нас ждали 780 км заледеневших шведско-финско-норвежских дорог. Да, по пути в Норвегию мы зацепили маленький кусочек Финляндии.
Самый северный «суперчарджер» и последний на маршруте — в норвежском городке Сёркйосен
Навигатор Tesla уже на старте распланировал весь маршрут — три остановки на суперчарджерах. У нас — две дозаправки и санитарные остановки. Вплоть до конечной точки — городка Сёркйосен — мы шли в одинаковом темпе. Geely Coolray заехал на заправку, не доезжая 74 км до Сёркйосена. Залили полный бак. Бортовой компьютер показал, что до следующей заправки мы сможем проехать 560 км. А до Нордкапа — всего-то 474. Значит, до конца гонки на заправку мы точно заезжать не будем.
Последний на маршруте «суперчарждер» оказался прямо возле отеля. Экипажу Tesla несказанно повезло.
От Сёркйосена до главной цели нашей гонки — всего 400 км. Как ни крути, но Tesla без дополнительной остановки до финиша не дотянет. И ни одного «суперчарждера» на маршруте. Только обычная скоростная зарядка. Простоять на ней придется около полутора часов. Но плюс для Tesla в том, что расположена она прямо на маршруте. До нее предстояло проехать 160 км, причем далеко не самых быстрых. Заснеженные и скользкие дороги сильно снижали среднюю скорость. Мерить путь нужно не расстоянием, а временем прохождения. Нам понадобилось примерно 3,5 часа.
Первая платная зарядка для Tesla оказалась за 260 км до финиша. Стоила она 21 евро
К Алте, где расположена зарядная станция, мы подъехали уже порядком подуставшие и голодные. Так что мы — на обед, а Tesla — на зарядку. Но для этого Артуру пришлось предварительно скачать мобильное приложение и привязать к нему банковскую карту. Да, это была первая платная зарядка на маршруте. Обошлась она в 23 доллара. Часа хватило, чтобы пополнить батарею практически до 100%. А нам хватило этого времени на полноценный обед. До Нордкапа оставалось 236 км. И больше никаких остановок.
К шлагбауму, перекрывающему 12-километровую дорогу к самой северной точке Европы, мы подъехали с разницей в 15 секунд. На последних километрах дистанции экипаж Tesla обогнал нас на коротком прямике. Мы не стали сопротивляться. Каждый одержал свою победу. Но если отвечать на вопрос «Кто первый?», то правильным будет вариант «финишировали одновременно».
Посмотреть на гонку глазами экипажа Tesla можно " rel="nofollow">здесь и " rel="nofollow">здесь.
По дороге домой наши с Tesla пути разошлись. Поэтому подведем итоги гонки до Нордкапа.
В очередь на проезд к Нордкапу в составе конвоя мы приехали вместе
Забавно, но к нашей финальной точке и Tesla, и Geely Coolray приехали практически «на нулях». У нас оставался запас хода около 30–40 км, у электрокара — и того меньше. Но обоим автомобилям удалось пополнить баки в соседнем городке, в 25 км от отеля.
Самое большое расстояние, которое экипаж Geely Coolray проехал на одном баке, — 500 км. 474 км от последней заправки и 25 км пришлось намотать из отеля до АЗС.
Путешествие на электромобиле требует более тщательной проработки маршрута. А при бронировании отелей всегда необходимо уточнять возможность зарядки, но некоторые сервисы бронирования сами показывают такие варианты. При поездке на автомобиле с ДВС единственное, что нужно уточнять, — стоимость топлива на различных АЗС.
Там, где есть «суперчарджеры», путешествие на Tesla мало чем отличается от поездки на автомобиле с ДВС. И мы говорим именно о путешествии, с остановками для отдыха, еды, фотосессий. В гонке без ночевок, на результат, у электромобиля, даже такого «дальнобойного», как Tesla, нет шансов. Но…
…на финише в Минске после почти 6 тысяч км пробега расчеты показали средний расход 8 литров на 100 км, а на топливо было потрачено 515 евро при мощности 177 л. с. и разгоном до сотни за 7,9 секунды. Tesla Model S P100D с мощностью 770 л. с. и разгоном за 2,6 секунды потратила на зарядки 38 евро.
В следующем материале мы расскажем обо всех особенностях путешествия по Скандинавским странам - где поесть, остановиться переночевать, что посмотреть и как вести себя на суровых зимних дорогах.
Читать полностью: https://auto.tut.by/news/exclusive/673449.html