Объем российского рынка автомобильных запчастей для обслуживания находящихся в эксплуатации машин по итогам 2021 года превысил отметку в 2 триллиона рублей. В прошлом году этот сегмент оценивался в 1,6 триллиона рублей, в 2019-м – в 1,4 триллиона, а в 2014-м – в немногим более 1 триллиона. Таким образом, за последние семь лет рынок вырос вдвое.
Существенная динамика обусловлена двумя ключевыми факторами: увеличение цен и рост продаж. По подсчетам аналитиков, только в 2021 году стоимость автозапчастей в России в среднем прибавила 20%. По некоторым категориям деталей (например, кузовные элементы) цена выросла на 30% и более. В свою очередь, продажи запчастей способствует стимулирует продолжающееся устаревание автопарка. По итогам 2021 года средний возраст автомобиля в России составит более 14 лет против 13,6 в 2020 году и 13,4 – в 2019-м.
«В условиях подорожания и дефицита новых машин автовладельцы в России предпочитают откладывать приобретение новых личных транспортных средств, продолжая ездить на старых автомобилях. Соответственно растет спрос на детали для ремонта и обслуживания устаревающего автопарка. Также на рынке автозапчастей увеличивается доля онлайн-продаж. Это связано с ограничениями продолжающейся пандемии коронавируса, а также с развитием интернет-сервисов, которые позволяют осуществлять покупки автодеталей удобно и по привлекательной цене», – Владислав Соловьев.
Структура рынка запчастей в уходящем году осталась прежней. Так, самым существенным сегментом (около 15% от объема продаж в денежном выражении) стали шины, далее идут детали подвески (10%), масла и смазки (8%), а также фильтры (6%). Оставшийся 61% занимают другие запчасти.