Российское правительство оговаривает с предпринимателями конкретные сроки перевода своих грузов из латвийских портов в отечественные. Об этом заявляет директор Государственной железнодорожной администрации Латвии Юрис Иесалниекс. Последствия этой политики прибалтийская республика ощущает уже сегодня. Объемы транзита стремительно сокращаются, а по перевозкам угля ситуация оказалась хуже самых пессимистических прогнозов. Похоже, ближайшие годы станут для железнодорожников Латвии особенно «урожайными» — пришло время пожинать плоды русофобии руководства страны.
Аналитический портал RuBaltic.Ru неоднократно писал, что крупнейшие российские перевозчики уходят из Литвы, Латвии и Эстонии: их грузы достаются портам Ленинградской области, в которых строятся новые специализированные терминалы. В планах Кремля — полная переориентация прибалтийского транзита. Для латвийских чиновников это не новость, но директор Государственной железнодорожной администрации поделился эксклюзивной инсайдерской информацией.
«Судя по неофициальной информации, крупнейшие российские грузоотправители подписали с правительством РФ график сокращения грузопотоков через латвийские порты. На этот раз правительство России подошло к этому вопросу очень серьезно», — предупреждает Юрис Иесалниекс.
Конечно, официально эту информацию никто не подтверждает, но она вполне может оказаться достоверной.
В описании инвестиционного проекта LUGAPORT по созданию терминала в Усть-Луге говорится, что с крупнейшими российскими концернами уже ведутся переговоры о переориентации транзита из Прибалтики и Финляндии.
С другой стороны, согласовывать конкретные графики пока рано: многие компании физически не могут перенаправить грузопоток в Высоцк, Приморск или Усть-Лугу до тех пор, пока для этого не будет создана соответствующая инфраструктура. То есть сроки переориентации транзита напрямую зависят от сроков ввода в эксплуатацию новых терминалов. Некоторые из них строятся, некоторые находятся на стадии проектирования.
Латвийские власти даже могут надеяться, что не все проекты удастся довести до ума («Еврохиму», к примеру, обзавестись собственным терминалом мешают нормы водного законодательства). Но Иесалниекс к числу оптимистов явно не относится. В текущих объемах грузоперевозок он уже видит предзнаменование большой беды.
Уходящий год обещает «съесть» весь рост транзита, которого «Латвийская железная дорога» добилась годом ранее.
По данным министерства транспорта, с января по октябрь грузопоток «просел» на 12,6%, то есть достиг самой низкой отметки за десять лет. В четвертом квартале, по словам Иесалниекса, ситуация станет еще более тяжелой.
«Все особенно плохо с углем, который был нашим спасителем. Сейчас объемы перевозки угля настолько низкие, что они хуже даже наших самых пессимистичных прогнозов, которые мы делали полгода назад», — сокрушается директор Государственной железнодорожной администрации Латвии.
Рижский порт, который специализируется на перевалке угля, за первые девять месяцев действительно потерял 10,5% грузов. И будет терять дальше: российские компании строят или планируют строительство целого ряда объектов, которые будут перетягивать на себя груженые твердым топливом составы. Но Латвия с этими планами не считается. Программа развития столичной морской гавани на 2019–2028 годы составлялась с учетом прогнозов, что перевалка угля в ближайшие годы существенно не уменьшится.
Как быть, если Россия все-таки минимизирует транзит? У директора Рижского порта Ансиса Зелтиньша нет ответа на этот вопрос: несколько месяцев назад он убеждал премьер-министра Кришьяниса Кариньша и министра экономики Ральфа Немиро, что коллапсом чреваты только «геополитические потрясения». Если их не произойдет, то Латвия сохранит перевалку российского угля.
Иесалниекс, похоже, придерживается противоположного мнения: транзит будет падать даже без потрясений. Неспешно, но методично. И каждый потерянный вагон будет добавлять проблем латвийским транспортникам.
Впрочем, проблем и сейчас хватает. По словам все того же Иесалниекса, из-за неутешительных результатов 2019 года Министерство сообщения обязало Latvijas dzelzcels («Латвийскую железную дорогу») пересмотреть свои расходы. На этом фоне крайне туманными выглядят перспективы электрификации железных дорог республики.
Большую часть расходов по реализации проекта берет на себя европейский Фонд сплочения, но и самой Latvijas dzelzcels нужно изыскать почти 100 миллионов евро. Правительство, судя по последним новостям, не намерено закладывать эти средства в государственный бюджет. Будут ли иностранные инвесторы вкладываться в электрификацию железной дороги, которая становится убыточной?
Если будут, то компенсировать убытки через несколько лет придется латвийским налогоплательщикам.
Об этом Иесалниекс предупреждал соотечественников в прошлом месяце, когда требовал остановить проект и провести его повторный аудит. «В основе всего должны лежать грубые и беспристрастные расчеты, и наше учреждение считает, что сама по себе электрификация — хорошая вещь, но сможет ли выгода от нее покрыть затраты? Невыясненные вопросы и скрываемая от госучреждений информация о ходе реализации этого проекта вызывает сомнения относительно его необходимости и того, насколько качественно он разработан», — заявил чиновник.
Что ж, будет забавно, если прогнозы главы Государственной железнодорожной администрации оправдаются и Латвия не сможет воспользоваться плодами электрификации. К примеру, не найдет денег на приобретение новых электровозов, способных везти составы весом до 9 тысяч тонн. Зато у соседей они будут (Эстония и Литва тоже модернизируют свои железнодорожные линии). Иесалниекса это тревожит больше всего: «В итоге может быть так, что мы продлим пути станций, которые будут больше выгодны литовцам, а не нам. Литва сможет доставлять своими локомотивами Siemens белорусские грузы в Рижский порт. Наши имеющиеся локомотивы не смогут тащить эти 9 тысяч тонн, а литовцы смогут».
Единственное, чем могут утешать себя латвийские железнодорожники, это тем, что эстонцы тоже «не смогут». У них дела идут еще хуже. По словам бывшего члена правления железнодорожной компании Eesti Raudtee, Эстония проиграла битву за транзит всем своим соседям, хотя еще в 2005–2006 году Прибалтийские республики перевозили примерно одинаковое количество грузов.
Теперь эстонцев обскакали даже финны, у которых несколько лет назад были самые слабые позиции.
Литве не дает «загнуться» белорусский транзит. «Батька» хоть и грозился перенаправить его в порты Латвии, но делать этого не торопится. Должно быть, Иесалниексу и его товарищам от этого обидно вдвойне. Российский транзит уходит, белорусский — не приходит. Спасения ждать неоткуда.