2 декабря Верховная Рада предприняла попытку провести настоящий земельный блицкриг, приняв во втором чтении один из ключевых законопроектов в общей архитектуре земельной реформы. Речь идет о законопроекте №2194 «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты об усовершенствовании системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений».
Крайне любопытно, что это практически полностью выпало из поля зрения СМИ и общественности, хотя принятие этого документа могло бы поставить открывающийся в следующем году рынок земли с ног на голову. В буквальном смысле.
За принятие законопроекта в целом под куполом парламента не хватило всего 25 голосов. Вторым голосованием нардепы решили отправить документ на доработку перед повторным вторым чтением. Очевидно, что возвращение законопроекта №2194 в сессионный зал — вопрос только времени.
Возможно, проект закона удалось бы таки протащить. Но, во-первых, он оказался до неприличия нашпигован лоббистскими поправками к уже действующему законодательству, которые предоставляют преимущества для крупных игроков аграрного бизнеса. А во-вторых, весь этот лоббистский эксгибиционизм был приправлен ужасающей технико-юридической безграмотностью авторов документа.
В проекте закона достаточно открыто и даже вызывающе нагло выписаны нормы, которые создают не просто лазейки, а целые порталы для участия иностранного капитала в грядущей земельной распродаже.
Эти законодательные репризы безграмотных лоббистов существенно «редактируют» принятый в конце марта основополагающий документ, регламентирующий открытие в Украине земельного рынка с июля 2021 г. (законопроект №2178-10 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения», ставший ЗУ №552-IX). Т. е. авторы уже сейчас пытаются изменить законодательство, которое регулирует еще даже не заработавший рынок земли.
Тем временем в Министерстве развития экономики, торговли и сельского хозяйства сделали очередной прогноз относительно стоимости земли сельскохозяйственного назначения после открытия рынка земли. Замминистра Тарас Высоцкий заявил, что после запуска рынка средняя цена 1 га сельскохозяйственной земли может составить 50—60 тыс. грн. (или около 1 тыс. долл.).
«Это частная земля, поэтому государство регулирует, что минимально должно быть 28 тыс. грн. (за 1 га. — Р. Г.). Но по нашим расчетам, исходя из капитализации аренды, в среднем стартовая стоимость будет 50—60 тыс. грн. за 1 га», — пояснил заместитель министра экономики.
Высоцкий добавил, что согласно опросам пока всего лишь около 5—7% собственников земли готовы продавать свои участки. При этом он отметил, что стоимость земли будет расти, в связи с чем призвал владельцев не продавать свои участки в первые годы после запуска земельного рынка.
Конечно, г-н Высоцкий совершенно прав, и спешить пайщикам некуда. Сперва с молотка будут пускать коммунальные и государственные земли, в т. ч. земли на балансе государственных сельхозпредприятий. Но важный вопрос заключается в том, может ли гектар украинской земли стоить дороже 1 тыс. долл. при текущем уровне эффективности использования общего земельного банка Украины.
Рассмотрим структуру всех используемых 32,6 млн. га земельного банка страны (в показателях за 2019 г.). Из общего объема земельных ресурсов почти 50% (15,3 млн. га) используется под выращивание низкомаржинальных зерновых и зернобобовых культур. В частности, площади посевов составляют:
— 6,8 млн. га под пшеницу;
— 5 млн. га под кукурузу;
— 2,6 млн. га под ячмень;
— 0,9 млн. под другие культуры.
Еще 9 млн. га засеваются техническими культурами: 5,8 млн. га — подсолнечник; 1,6 млн. га — соя; 1,3 млн. — рапс, 0,3 млн. га — другие культуры.
Всего 1,8 млн. га используются под выращивание корнеплодов, овощных и бахчевых культур. 1,7 млн. га — это посевы кормовых культур. И еще 4,8 млн. га якобы не засеяны и простаивают.
Стоит отметить, что 8,9 млн. га отведены под пастбища, сенокосы и другие сельхозземли (огороды, приусадебные участки и т. д.), которые не входят в общую структуру земельного банка пахотной земли.
Профильный аграрный портал Latifundist приводит весьма наглядную статистику уровня эффективности использования земельного фонда в разных странах в пересчете добавленной стоимости АПК на один гектар сельскохозяйственной земли (см. диаграмму 1).
Безусловно, как можно ожидать высокого уровня стоимости земли при ее столь низкой прибыльности, а точнее — эффективности извлечения добавленной стоимости из земли как средства производства. При низкой маржинальности есть смысл наращивать вал прибыли с помощью экстенсивного расширения посевных площадей. Чем, собственно, и занимаются отечественные и иностранные агрохолдинги (см. диаграмму 2).
В таких условиях «инвестиции» в земельные ресурсы Украины — это скупка больших массивов земли и метод экстенсивного выращивания на этих массивах монокультур. Пока истощенная варварской эксплуатацией почва не перестанет давать урожай. Для привлечения иностранных «инвестиций» и запуска земельного рынка во все либеральные тяжкие отечественные законодатели и пытаются принять законопроект №2194. Он, среди прочего, дает возможность иностранцам участвовать в земельной «барахолке» сразу после запуска рынка, а не ждать 2024 г., как предусмотрено в базовом законе №552-IX об условиях оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Законопроект №2194, который Верховная Рада приняла в первом чтении еще в середине ноября 2019 г., подчеркнем еще раз, является одним из основных документов во всей конструкции земельной реформы. Проект закона претендует на регулирование очень широкого спектра вопросов. Перечислим только некоторые, самые главные направления, которые описаны нормами законопроекта:
— передача земель государственной собственности за пределами населенных пунктов (кроме земель, которые нужны государству для выполнения его функций) в коммунальную собственность сельских, поселковых, городских советов;
— определение на законодательном уровне четкого, организационно простого и не затратного механизма-порядка установления и фиксирования в Государственном земельном кадастре границ общин, в т. ч. объединенных;
— предоставление органам местного самоуправления полномочий по изменению целевого назначения земельных участков частной собственности;
— предоставление полномочий по осуществлению государственного контроля над использованием и охраной земель: областным государственным администрациям (которые после завершения реформы децентрализации будут трансформированы в префектуры), исполнительным органам сельских, поселковых, городских советов;
— упразднение институтов государственной экспертизы землеустроительной документации и агрохимической паспортизации земель;
— упразднение полномочий Верховной Рады относительно согласования изменения целевого назначения особо ценных земель, изъятия земельных участков для размещения и обслуживания зданий и сооружений дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций;
— упразднение согласования с КМУ продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности иностранным юридическим лицам;
— либерализация требований к профессиональной подготовке и кадровому обеспечению в сфере землеустройства путем расширения роли саморегулируемых организаций;.. отмена сертификации исполнителей топографо-геодезических работ при сохранении требований о наличии специального образования и введение страхования профессиональной ответственности;
— исключение из состава землеоценочных работ экономической оценки земель как устаревшего и архаичного вида оценки советского периода, который проводился в Украине в последний раз еще в 1988 г. и вообще не применяется в развитых странах с рыночной экономикой.
Как видим, в границах одного законопроекта авторы документа замахнулись на огромный пласт законодательного функционала в сфере земельных отношений. Кроме всего прочего, тут затрагивается крайне деликатный вопрос определения границ объединенных территориальных общин. Складывается впечатление, что данные нормы в законопроект ввели преднамеренно, чтобы в случае затягивания с принятием документа апеллировать к «интересам общин» и говорить об угрозе «срыва реформы децентрализации».
Но чем больше стремились откусить авторы проекта закона №2194 в законотворческом плане, тем чудовищнее проступает на поверхность их технико-юридическая безграмотность и тем очевиднее откровенно лоббистские нормы.
Главное юридическое управление Верховной Рады составило перечень замечаний к документу, подготовленному ко второму чтению. Отчет юридического управления парламента занял 26 страниц. Можно говорить о том, что — в прямом и переносном смысле — специалисты Рады в пух и прах разгромили юридически малограмотную писанину аграрных лоббистов. На чистом технико-юридическом языке управление внятно и четко указало, что текст законопроекта №2194 «по-дебильному написан».
Приведем лишь несколько наиболее сочных фрагментов из объемного документа с замечаниями Главного юридического управления ВР, которые касаются лоббирования интересов иностранных компаний. При этом настоятельно рекомендуем ознакомиться с полным его содержанием. Этот документ — как монументальное надгробие, под которым похоронены профессионализм и остатки совести украинских парламентариев.
Законопроект №2194 прямо противоречит нескольким десяткам статей Конституции, не говоря уже о несоответствии множеству действующих законов.
Первая — может, не самая знаковая, но чрезвычайно красноречивая деталь — касается замечания относительно новых норм в сфере контроля и охраны земель. Авторы законопроекта предлагают передать эти функции органам местного самоуправления. Но в случае, если на местах не будут приняты решения об осуществлении госконтроля за землями и не назначены уполномоченные инспекторы по контролю, эта функция будет выполняться органом центральной власти, который осуществляет госполитику в сфере земельных отношений.
«Таким образом, предлагается полномочия центрального органа исполнительной власти поставить в зависимость от решений представительных органов местного самоуправления», — указывают специалисты юридического управления, даже подчеркнув этот фрагмент в тексте.
К слову, только новый концепт обеспечения государственного надзора и охраны земель, который предложили авторы законопроекта, противоречит восьми статьям Основного Закона Украины и де-факто упраздняет действующую, и без того не идеальную систему надзора.
Приведем важные замечания юристов Рады, касающиеся фактической легализации иностранных фирм и граждан в качестве полноценных игроков на земельном рынке Украины.
«Так, окремі положення проекту спрямовані на полегшення доступу іноземців, осіб без громадянства чи іноземних юридичних осіб до набуття у власність земельних ділянок і фактично призводять до декларативності законодавчого положення про заборону іноземцям отримувати у власність «defacto» землю «сільськогосподарського призначення».
Далее описан конкретный механизм «просачивания» иностранцев в систему легальных земельных отношений.
«Наприклад, проектом у частині першій статті 33 Земельного кодексу України слово «України» пропонується виключити. Відтак, наведена частина матиме такий вигляд: «Земельні ділянки, призначені для ведення особистого селянського господарства, можуть передаватися громадянами у користування юридичним особам України і використовуватися ними для ведення товарного сільськогосподарського виробництва, фермерського господарства без зміни цільового призначення цих земельних ділянок».
Предлагаемая поправка, на которую обратили внимание эксперты, весьма показательна в том смысле, что демонстрирует мелочное жульничество авторов законопроекта. Впрочем, весьма символично, что нардепы вычеркнули именно слово «Украина».
Далее раскрывается сама «схема».
«Тобто громадянин зможе передати іноземній юридичній особі в користування земельну ділянку сільськогосподарського призначення, на якій така юридична особа матиме право збудувати об'єкт нерухомості та зареєструвати на нього право власності. Проте проект не містить заборон щодо можливості зміни після цього цільового призначення земельної ділянки та одержання надалі у власність іноземній юридичній особі «defacto» земельної ділянки «сільськогосподарського призначення».
Вывод экспертов весьма однозначен и прямолинеен:
«Відтак, на нашу думку, проектом пропонується дозволити передавати у користування іноземним юридичним особам землі сільськогосподарського призначення. А у разі якщо такий суб'єкт розмістить об'єкт нерухомого майна та зареєструє на нього право власності, то можна буде змінити цільове призначення земельної ділянки і отримати іноземній юридичній особі фактично земельну ділянку «сільськогосподарського призначення» у власність.
Тобто створюється механізм, за якого норми статті 130 ЗКУ щодо обмеження перебування у власності іноземних юридичних осіб земельних ділянок сільськогосподарського призначення для ведення товарного сільськогосподарського виробництва матимуть лише декларативний характер».
Все заверения власти о том, что земельное законодательство предусматривает все необходимые «предохранители», что иностранный капитал допустят к рынку земли Украины только в 2024 г. и после проведения всенародного референдума, — сродни огромному и нескончаемо длинному пучку лапши, навешиваемой на уши рядовых украинцев.
Эксперты юридического управления Рады приводят еще около десятка конкретных механизмов, которые открывают иностранцам возможность скупать украинскую землю, как только заработает рынок.
Пожалуй, только явное и неприкрытое перенасыщение законопроекта лоббистскими поправками и чудовищная технико-юридическая безграмотность его авторов все-таки не позволили принять законопроект №2194 в целом. Однако очевидно, что аграрные лоббисты будут пытаться продавить этот документ со второй попытки — слишком большие ставки на кону.
«2000» будут активно отслеживать эту тему и информировать наших уважаемых читателей о ее развитии. Законопроект №2194 в его нынешнем виде имеет, без преувеличения, взрывоопасные и мутагенные свойства, которые превращают открытие украинского рынка земли в неконтролируемый базар по распродаже обанкротившейся страны.