Что можно сказать точно, так это то, что досрочные выборы в 2022 году эта власть не планирует, иначе не объяснить полный игнор социальных статей и практически невидимое повышение зарплат и пенсий. Если не вдаваться в подробности, то все выглядит довольно пристойно. Доходы определены на уровне 48,3 млрд долларов (причем в октябре та же Рада определила как 46,2 млрд, но МВФ цифрами был недоволен, и драфт быстренько подкорректировали, «нарисовав» два миллиарда). Расходы ― 54,7 млрд долларов, и, по мнению премьер-министра Дениса Шмыгаля, это «сбалансированно и реалистично, но при этом это действительно бюджет модернизации страны». Заметьте, откровенное умолчание о социальных статьях. Отдельно следует обсудить рост ВВП: его обещают в 3,8 проц. МВФ прогнозирует мировой рост в 2022-м в 4,9 проц., а в развивающихся странах ― 5,1 проц. Рост в пять процентов наше правительство также обещает, но в 2024-м. Маловато будет, если честно.
Доходы по сравнению с 2021 годом выросли на 14,4 проц., расходы ― на 7,2 проц. Беда только в том, что доходы исключительно на бумаге ― главные прибыльные статьи вроде приватизации спрогнозировать невозможно. Тем более что от приватизации предполагается получить смехотворные 292 млн долларов. Правда, в прошлые годы эта статья всегда проваливалась, и экономисты констатировали недобор. Равно как статьи по НДС и контрабанде. На этот раз, полагают в Раде, спасти отца украинской демократии может повышение акциза на сигареты на 30 процентов.
Всему виной Международный валютный фонд, который требует сокращения дефицита бюджета, а сокращать-то там уже и нечего... Оттого, насколько небольшим нарисуют дефицит, зависит получение 3 млрд долларов транша... Спасут ли они Украину в 2022-м ― большой вопрос. Зеленскому в его четырехлетку повезло меньше, чем Порошенко: именно в этот период европейские «партнеры» начали требовать жестких рамок и отчетов по расходным (а особенно социальным) статьям госбюджета. Многим нас в украинской политике уже не удивишь, но Рада и в прошлом году сумела.
Самая главная оплошность украинских счетоводов ― бюджет-2022 рассчитывали, исходя из старой цены на газ (220 долларов за тысячу кубометров). Все субсидии закладывались именно под эту цену, так что как инфляция, так и стоимость валюты будет зависеть исключительно от цены на газ. И без разницы, что в госбюджете прописали инфляцию 6,8 проц., а цену на доллар ― 28,7 гривны (сейчас ― 26,2). Бабушка надвое сказала, как говорится. И при немаленькой плановой (!) инфляции рост минимальной зарплаты запланирован лишь на 200 гривен (7 долларов). Это слишком печально, чтобы каким-то образом иронизировать ― обычные украинцы, не проживающие в крупных городах, существенно обнищают. Единственные, кто, возможно, почувствует рост уровня жизни, ― медики. Средняя зарплата врача должна вырасти на 56 процентов. Но давайте подождем этого роста, и пускай они молятся на стабильную выплату надбавок.
Да и не особо реалистичным является показатель инфляции, которая закладывается на уровне 7,3 проц., а на самом деле она уже в 2021 году оказалась выше. Кроме того, во время презентации проекта бюджета министр финансов назвал «условные расходы», которые будут сделаны при условии, что Верховная рада примет законопроект об изменениях в Налоговый кодекс, от которых Минфин планирует дополнительно получить 30 млрд грн. В частности, речь идет о расходах на перепись населения, инфраструктуру, цифровизацию.
Зато кто не обнищает, так это «Госкосмос». Да-да, именно в это нелегкое время Киев решил выделить на космическую отрасль порядка 40 млн долларов. Сумма не самая большая, но ею можно было бы заткнуть некоторые социальные выплаты, например, повысить минимальные пенсии. Но нет же, такое впечатление, что Зеленский при своем правлении решил в космос полететь!
Космос космосом, но тех же долгов по судебным решениям по выплатам «чернобыльцам» и инвалидам накопилось около 219 млн долларов. Киев планирует отдать жалкие 3,6 млн долларов. Космическая глупость!
Увеличился и оборонный бюджет страны, возросший до 5,95 проц. от ВВП (11,6 млрд долларов). Пенсионерам будет очень приятно знать, что теперь их правительство может спокойно участвовать в полномасштабной войне на Донбассе, но не может обеспечить выживание собственным людям. Они ожидали существенных субсидий малоимущим на оплату ЖКХ, но на них заложено всего 1,3 млрд долларов, что на 18,8 проц. меньше средств, затраченных в 2021 году. А цена на газ растет...
В качестве дотации Пенсионному фонду выделено 7,18 млрд долларов ― столько же, сколько в 2021 году. Это при том, что у фонда не хватает средств выплачивать даже те пенсии, которые есть: с января по сентябрь 2021-го долг ПФУ перед казначейством вырос на 464 млн долларов и достиг 2,6 млрд долларов. Возможно, авторы бюджета уповают на то, что в Украине резко сократится число пенсионеров?
На субсидии выделяется 1,35 млрд долларов, что меньше, чем в 2021 году, ― 1,67 млрд. Этих денег однозначно не хватит, поэтому сумму на субсидии придется увеличивать перед следующим отопительным сезоном. По сути, это уже будут проблемы госбюджета-2023, однако за декабрь 2022 года неспокойно.
Власть не знает, как решить проблему задолженности населения за коммунальные услуги. С августа 2020-го по август 2021-го долг вырос на 250 млн долларов ― до 2,25 млрд. А если у домохозяйства есть долг по ЖКУ, то у него нет права на субсидию. Это мы привели цифру роста за год, теперь смотрите, что еще произошло менее, чем за полгода. Задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг за декабрь 2021 года выросла на 310 млн! То есть сами цифры по долгам растут в геометрической прогрессии, и вовсе нельзя спрогнозировать, сколько платежек недополучит госбюджет-2022.
Откровенный пессимизм госбюджета позволяет называть его реалистичным. Экономисты предусмотрели даже запас по доходам, учтя макроэкономический прогноз по ВВП Украины на 4–5 процентов ниже последнего макропрогноза Международного валютного фонда. Что-то подсказывает, что не без подсказки самого МВФ.
Стоит оговориться, что бюджет Рада принимала в декабре 2021-го, когда тематика российского вторжения хоть и муссировалась СМИ, но не так активно, как нынче. А потому и бюджет на «оборонку» теперь оговаривается отдельно. Стратегически нынешняя ситуация с военным бюджетом для Киева чрезвычайно опасна. Министр обороны Украины Александр Резников считает, что за перевооружение страны и вовсе должны заплатить европейцы: «Мой прогноз — на протяжении десятилетия Европа поймет, что лучше финансировать украинскую армию как один из главных субъектов безопасности Европы. И украинцы будут не оливки там собирать, а с гордостью носить военную форму, а европейцы будут за это платить». Те огромные объемы вооружений, полученные Украиной от США, Великобритании и других стран, конечно, являются своеобразной помощью (язык не повернется назвать ее гуманитарной), но и в этом контексте они являются допнагрузкой на расходную часть военного бюджета. США ведь не будут оплачивать обслуживание, ремонт, хранение, переброску тех же ракетных установок... А ведь это все не делается по мановению волшебной палочки и заранее закладывается в расходную часть.
Опять же, никакой стратегии в бюджете-2022 не прослеживается и в социальных статьях. Никто не мог спрогнозировать, что глава государства Владимир Зеленский пообещает всем вакцинированным пенсионерам по смартфону и тарифу. Если учесть, что в стране 11 миллионов пенсионеров и каждый из них захочет поставить прививку, то государству уже в этом году придется находить в бюджете более миллиарда долларов (это при минимальной стоимости смартфона сто долларов)! Да и 300 млн долларов (например, для трети пенсионеров) перераспределить будет достаточно сложно. Можно предположить, что на это дело пойдет обещанная Францией финансовая помощь, но о французских деньгах пока что только говорят, к тому же более вероятно, что они пойдут на допстатьи по «оборонке». Плюс откаты... С этих позиций идея смартфона выглядит хорошим тактическим шагом ― косвенным подкупом избирателей, которым в 2022 году пенсии-то заплатят, а вот в 2023-м ― еще бабушка надвое сказала.
Если говорить об инфраструктуре, то в Киеве на будущий год не запланировано открыть ни одной новой школы, ни одного нового детского садика, ни одной новой больницы, ни одной новой станции метрополитена. Регионы вообще тихо плачут в сторонке. Вроде как немаленький бюджет столицы потратят на сомнительную реконструкцию парков и скверов и на вечные долгострои ― там легче всего списать деньги. Госбюджет же будут списывать люди из окружения Зеленского за счет таких откровенно дырявых проектов, как финансирование «Госкосмоса».
В чем нельзя обвинить бюджет-2022, так это в популизме. В статьях нет ни фискального стимулирования экономики, пострадавшей от ковида и карантина, ни снижения налогового бремени для малоимущих слоев населения и многодетных семей, что есть нормальная практика в большинстве демократий. Государство предприняло попытку не врать, при этом ничего не обещая (кроме смартфонов пенсионерам).
Украинские власти встали перед нелегкой задачей: основная часть расходов приходится на раздачу кредитов МВФ и других западных финансовых структур, а доходную часть повышать не из чего. А чтобы из этого финансового коллапса урвать хоть немного откатов, придется пожертвовать социальными статьями. Не впервой, видимо, ухмыляется про себя «слуга» Владимир Александрович! А госбюджет, словно нищий праздничный стол, где нет ни салатов, ни алкоголя, как бы консервирует украинскую бедность с низким экономическим ростом и отсутствием предпосылок для улучшения инвестиционного климата.
Артём Бузила,
специально для alternatio.org