Дефицит реальности всегда порождает инстинктивную тоску по недостающему. Пустоты требуют заполнения ― и не только потому, что «природа не терпит пустоты». Но и потому, что человеку нужны хотя бы краткие, но всё-таки доступные и понятные описания, кто он такой, где живёт, откуда взялся, куда идёт, тварь ли он дрожащая или право имеет, ну и многие другие, конечно…
Как быть, когда очень хочется быть?
Дефицит реальности всегда порождает инстинктивную тоску по недостающему. Пустоты требуют заполнения ― и не только потому, что «природа не терпит пустоты». Но и потому, что человеку нужны хотя бы краткие, но всё-таки доступные и понятные описания, кто он такой, где живёт, откуда взялся, куда идёт, тварь ли он дрожащая или право имеет, ну и многие другие, конечно.
Хорошо тем, у кого сама реальность даёт им ответы на эти вопросы. Ты построил Днепрогэс в ХХ веке? ― Ты строитель плотин и электротехник. Ты создал сложнейший проект железной дороги в ХIX веке? ― Ты инженер и визионер. Ты написал пронзительную книгу, проживающую столетие за столетием и за пределами твоей жизни? ― Ты философ и этик. Ты сконструировал алгоритмы решения уравнений третьей и четвёртой степени? ― Ты математик.
А как быть тем, кого объективно не существует? кто для истории ― абсолютный нуль? у кого нет шансов остаться не то что на скрижалях истории, но хотя бы в геростратовых списках? А ведь очень хочется. Хочется существовать вопреки всему. Хочется, чтобы уважали и считали равным. Хочется признания со стороны других. Хочется полноценности. Да много чего хочется. А ещё лучше ― чтобы для этого ничего делать не надо было и при этом за это ничего не было.
И современный мир даёт для этого целый арсенал средств.
«Поглаживания», как их назвал Эрик Берн, и «лайки», как их назвал Марк Цукерберг.
Спорт высоких достижений, благодаря которому перед глазами жующего попкорн потребителя мелькают узнаваемые цвета, а до ушей доносятся узнаваемые звуки, и масскульт, в котором обыватель слышит знакомые слова о знакомых вещах под знакомый музончик.
Учебники по истории, из которых мы заранее узнаём, какая великая у нас история, и учебники по литературе, из которых мы для будущего узнаём, как нужно жить, чтобы эта история достойно продолжалась.
«Информационные камеры» в соцсетях и эмоциональные «тёплые ванны» в компаниях близких людей.
Иначе говоря, инструменты для этого можно найти и на уровне всего общества, и на уровне отдельных сообществ людей, и даже на уровне маленьких групп непосредственных контактов.
И везде хочется быть. Везде хочется быть представленным и существующим. Везде хочется иметь место и присутствовать.
Болезненная демонстративность
Однако что делать, если не получается? Если не везде есть для этого средства и возможности ― да что там средства и возможности, хотя бы материал для самовыражения? Если нет ни узнаваемой истории, ни знаменитой литературы, ни великой живописи, ни гениальной философии, ни мировой архитектуры, ни устрашающей военной славы? А ведь даже самые безумные из украинствующих это прекрасно понимают.
Всё просто. Социальные сети современного мира с лёгкостью создадут любую эхо-камеру и любую «тёплую ванну», даже если ты любитель мёртвых маленьких зверушек. Особенно в этом хорош фаворит (не только украинских) фашистиков и нацистиков «Фейсбук». Дело не только в его алгоритмах, но и в неоднократно продемонстрированных связях фейсбучных «носителей светлых лиц» с нацистскими организациями и отдельными лицами. Впрочем, это тема отдельной статьи, мы же просто укажем этот факт как «рамочный» для нашей темы и пойдём дальше.
Так вот, социальные сети заменят тебе всё ― папу, маму, предков, историю, литературу, моральных авторитетов, философов, секс, дружбу. И в странах, существенно дальше нас зашедших по пути цифровизации и коммуникативности, уже давно бьют по этому поводу в набат. Однако это в странах, где действительно важны демографическая политика, будущее государства, экономическая деятельность и прочие неважные вещи.
А вот в тех палестинах, где оставшиеся два с половиной десятка миллионов несчастных продолжают иметь счастье процветать, намного важнее пышатыся. Я уже писал как-то, что есть в украинских словах что-то душевное, от народа. Так вот, никак не описывается словом «гордиться» периодически взрывающийся фейерверк скрытого нарциссизма, явного национализма, параноидального требования признания просто по факту своего существования, бурного взаимовосхваления. Это именно пыха. Именно пышания.
Причём осуществляемые максимально демонстративно, громко, с тресками и воем, с почти явным вопрошанием к окружающему миру: «Ну, ты это видел? Видел?», «Все меня уважают?», «Никто не забыл, что я вот такой?»
Такая демонстративность, крайне похожая на болезненное состояние или же на состояние алкогольного опьянения, в котором, заметим, тоже возникают очень близкие по семантике вопросы. Только трагедия в том, что из этого алкогольного опьянения целая территория на юго-западе бывшего Советского Союза не выходит даже по минимальному счёту вот уже девятый год.
Единство как повод
И вот очередной повод. Ничем не хуже и ничем не лучше многих прочих. Если не считать одного. Этот повод ― «единство Украины». То самое, вокруг которого ломаются копья. То самое, исторический повод к которому разобрал, причём неоднократно и блестяще, покойный Олесь Бузина. Поэтому мы не будем копаться в исторических корнях этого «праздника», не будем сопоставлять абсурдность повода и способов празднования ― нет, мы о другом. О молитве на туалетной бумаге.
Я понимаю, что далеко не очевидная мысль, поэтому поясню её.
На самом деле не слишком-то патриотично в самых глубинах общественной жизни (а не на её поверхности) носить национальный флаг своей страны на гениталиях и ягодицах, если, конечно, это делается не надругательства для, а уважения ради.
Может, эта аналогия сделает доступным, что истинно высокое и священное (природу которого мы уже затрагивали) не стоит обесценивать, низводить и похабить злоупотреблением всюду и везде. Вероятнее всего, данная картинка является фейком, однако и с её помощью эту мысль тоже можно понять.
Так вот, в современном мире уже не все понимают это. Равно как и не все понимают, что личное с политическим нужно жёстко разграничивать, кроме тех, для кого политика и является личным, профессиональным, жизненным. Для всех же остальных действует правило «если ты садишься за карточный стол и не знаешь, кто дурак, то дурак ― это ты».
И можно понять ― и не стоит рассматривать поэтому же ― профессиональных политиков, сертифицированных патриотов, кадровых украинцев, короче говоря, всю ту нечисть, что обсела труп убитой ими УССР, объедая с её остова догнивающие клочки всё ещё висящего на нём когда-то жирного (усилиями проклятых коммунистов) мяса.
Но можно ли понять тех, кто впадает в раж патриотствования и безумствования, но даже соблюсти собственное священное не способен? Тех, кто превращает стяги собственных героев в половые тряпки, их предсмертные записки ― в туалетную бумагу, их окровавленные бинты ― в свои памперсы и гигиенические прокладки? Тех, кто искренен в своём безумии и безденежен в результатах оного?
Я понимаю, что звучит это грубо и резко. Но всё же постараюсь показать, что можно увидеть в безобидных действиях самых простых обывателей и граждан(-ок), как это сейчас модно добавлять.
Дружеская помощь из ирландского офиса: «Зер гут, Тарас, зер гут!»
Я уже указал выше, что соцсети продадут что угодно. Лишь бы был спрос. Захотите ― рамочка такая, захотите ― видеоролик сякой. Вот и «Фейсбук» подсуетился, создав специальную рамочку к «дню единства». Примитивно и на «отвали», но сам факт. Просто украинский флаг, трепещущийся в центре фотографии пользователя.
Кстати, что-то я не припомню такой же акции со стороны «Фейсбука» на четвёртое ноября. Но ладно, спишем на старческий склероз, nicht wahr?
Важнее другое. Если бы можно было показать и описать тот вал использований этой рамочки! Если бы у меня было перо Серафимовича для показа «железного потока», страсть Сенкевича для описания «потопа», исторический дар Яна для метафоризации нашествия орды! Ничем иным не обрисовать оглушающий водопад «совершенно индивидуальных», «самостоятельных», «протестных», «свободных» решений по обрамлению себя, по ограничению себя этой рамочкой!
И конечно же, во первых рядах этого забега неслась жутко патриотическая украинская неодиаспора ― тех, кто уже разъехался от Израиля до Канады, от Норвегии до Сингапура. Смелый патриотизм сваливших и готовых противостоять кровавому российскому тиранизму до последнего оставшегося на территории экс-УССР особенно прекрасен, безусловно.
Но не менее парадоксально любопытна эта особого рода сервильность. Услужливая подобострастность свободомыслящих интеллектуалов, которые, в отличие от всякого пользующегося «вконтактиком» или «одноклассниками» быдла, совершенно всерьёз уверены, что, используя инструментарий Глобального Господина в противостоянии его оппонентам, они на самом деле глубоко оппозиционны, эмансипированы, самостоятельны.
И поддерживается эта сервильность совершенно сектантскими приёмами. Тут тебе и град лайков, и «тёплый океан», и «бомбардировка любовью» ― короче, весь арсенал для неофитов, которых ещё не до конца раздели в секте. Сугубо личный акт создания своей аватарки в социальной сети превращается в публичный, громкий, глобального уровня плевок в лицо кровавому тирану! Необходимо поддержать такого смельчака, конечно же!
Патриотизм у нас в ассортименте, по прайсу
Я уже писал в одной из своих предыдущих статей, что говорением горения не заменишь. Но ведь если нет истинного горения, то хотя бы говорить-то надо? «А вот мой сосед говорит, что у него каждую ночь с женой», как говорится в известном медицинском анекдоте.
Вот и горят украинские Данко. Несгораемым огнём. Не потому, что они представляют собой божественную неопалимую купину, нет, вовсе не поэтому. А потому, что огонь их ― неоновый. Лживый. Искусственный. Симулянтский. Поэтому то, что в прошлые столетия приводило бы к офицерскому самоубийству, сейчас просто немного побыло поводом для «сетевых лулзов». Но сама эта история показательна в том, каким огнём горят факелы украинской свободы и светильники разума.
А равно и чего стоит ум людей, способных доверять таким «факелам» и «светильникам», считать их светочами и маяками. И неважно, эти «факелы» и «светильники» пишут пропагандистские листовки, создают «рамочки» для фейсбучиков или же снимают ролики для тиктоков и ютубов.
Но вот продукты их жизнедеятельности ― эти да, эти стоят внимания. Не потому что, как говаривал классик сучукрлита (это всего лишь «современная украинская литература» на соловьиной, да ещё и в сокращении, а вы о чём подумали?), «а хулі ми, рядові аспіранти, наше діло кал!» А потому, что каждый из этих продуктов представляет не самое себя, а нечто более обширное и важное. Вот это обширное и важное мы и попытаемся рассмотреть в увеличительное стекло украинского казённого патриотизма.
Доктор, а откуда у вас такие картинки?
И вот уже перед нами обрамляющая тысячи фотографий профессиональных украинцев пафосная жёлто-блакитная волна, на которой демонстративно рукописным шрифтом через три точки написаны четыре слова.
Предельно тавтологичные и бессодержательные. Предельно пустые и бездоказательные. Но ― через три точки. Потому. Что. Так. Убедительнее. Понятно?
Ну конечно, соборная. И мы даже знаем, кто именно собирал эту самую Украину. Отбирая Бессарабию у румын, которые пытались подшакалить на распаде Российской империи. Возвращая Галичину и Волынь в преступном «сговоре с Риббентропом». Впихивая несчастную Закарпатскую Русь, которая вообще-то хотела если уж не в состав РСФСР, то хотя бы отдельной Карпаторусской ССР, и лишь интриги Никиты Хрущёва этому помешали. Даря божественный Крым и присоединяя могучий Донбасс, втискивая имперскую по самой природе своего возникновения Новороссию и охранительски-пограничную Слобожанщину. Главное, не припоминать, что это за соборность. И сносить памятники собиравшим эти земли. И не припоминать их юбилеи.
Соборной она была. А теперь её соборуют. Не в этом смысле ли она соборная?
Ну конечно, одна и единая. Во-первых, двух не надо, и одной-то многовато для бедного глобуса. Во-вторых, именно этому единству и посвящены все кличи украинских националистов по поводу «даунбасян», все крики киевских фанатов о переехавшем в Киев «Шахтёре», все политологические рассуждения о готовности того или иного региона к резкому трансферу в другой геополитический проект (ну вот лишь, например), все шуточки и анекдоты, начиная с «Наибольший фурор в зоопарке Одессы вызвала табличка “Львов не кормить”» и заканчивая про «а ти, москалику, вже приїхав».
И что характерно, большой фантазии кукловоды не демонстрируют. А зачем, если «пипл хавает»? Ведь можно просто повторить, добавив притяжательное местоимение «моя» (Коломойский и Ахметов смеются просто в голос. Впрочем, какая-нибудь Кристина Квин или Мелинда Симмонс могут в стороне поддержать этот смех, конечно). Можно вместо «единая» поставить «вильна», даже не спрашивая, от чего свободна, для чего свободна и с какими результатами свободна. Можно вместо «одна» поставить «неподильна». Особенно если не помнить историю и не желать знать, чем закончилось предыдущее выступление любителей сказок про «единую и неделимую». Впрочем, если верно, что этот лозунг имел киевское происхождение, то мы становимся свидетелями презабавнейшего исторического бумеранга.
И очертить границы, эти воображаемые линии, проводимые сугубо политическим произволом, восходящими к небу лучами ― ну как же без этого, в самом деле?
В стране, где каждое из слов на этой картинке нуждается в подтверждении, причём подтверждении действием, а не словом, горением, а не говорением, особенно издевательским выглядит умножение таких сущностей без надобности.
Впрочем, есть и некоторые ответвления в фантазии создателей этих детсадовских поделок.
Пасторальный антуражик из подсолнухов, тына, мельницы и разнообразных даров земли, над которым всё та же жёлто-блакытная лента с растолстевшим малым гербом Украины и всё та же издевательская в нынешних реалиях подпись.
Ах, да, не забыть про претензию на юмор в виде изготовившейся клюнуть герб синицы. Видимо, назначенной на эту почётную должность в силу всё той же цветовой гаммы, а также альфы и омеги украинского патриотизма. Это, если вдруг ненавистный враг забыл, намёк на фетиш украинских медиа в виде «убитых снегирей», в «разоблачении» коего отметились все ― от дочерних проектов «Радио Свобода» до откровенных помоек типа «Апострофа» или «Диалога». Как, вы уже забыли? Вы не поверите, но украинские медиа до сих пор считают это сильным аргументом и актуальной реалией.
Забавно, что, как показывает поиск по социальной сети, вот эту поделку одновременно произвели на своих страницах две такие разные инстанции, как Государственная научно-техническая библиотека Украины, сопроводившая эту поделку совершенно ненаучным бредом без малейшей исторической познавательности, кроме упоминания дат, и… «Дом Полонии». А это, уважаемый читатель, если кто вдруг не знает, такой насос по выкачке остатков людей с территории Украины в Польшу. Там будущих гастарбайтеров учат азам польского языка, индоктринируют в нужном направлении ― конечно же, мягко и незаметно ― и… А дальше догадайтесь сами. Так вот, этот самый «Дом Полонии» сопроводил эту картинку издевательским резюме, заканчивающимся словами «А все інше ― збудуємо разом». Польский прораб, немецкий менеджер, украинский разнорабочий, варшавская или берлинская земля ― теперь это называется «построим вместе», если вы не знали. Нет, я не спорю, украинский язык на официальной странице намного важнее, чем выкачка миллионов людей, отныне работающих на территориях западнее Чопа и Равы-Русской, но хоть какую-то трезвость ума надо сохранять? Хотя какая может быть в опьянении трезвость, ведь главное, что «ты меня уважаешь!»
Уважают, уважают. И по карманам шарят. Уважение ― оно такое, денег не стоит.
В очередь!
Отмечаются все. Политические партии и общественные организации, «общественные движения» вроде «Поколения Любомира Гузара», отметившегося пафосным текстом: «Вітаючи вас з Днем Соборності України, хочеться пригадати ще одні слова Блаженнішого Любомира: "Україна не поділяється на захід або схід. Вона поділяється на тих, хто любить Україну і її не любить!" Любіть Україну! В єдності ― сила народу! Боже, нам єдність подай!»
В этом тексте, как принято говорить среди молодёжи, прекрасно всё. Начиная с авторства и заканчивая содержанием. Я вот не слышал про поколение Любомира Гузара. Я слышал про поколение 1898 года. Слышал про поколение 1968 года. Но это были выдающиеся события, сформировавшие целые общества, например, к поколению 1898 принадлежит такой блестящий интеллектуал (и, между прочим, антифашист), как Мигель де Унамуно. А что у нас тут?
А у нас тут совершеннейшая шизофрения, где в одном месте текста едина, а в другом она всё-таки делится на друзей народа и врагов народа. Совершеннейшее мракобесие, где этнографические, исторические, социологические данные игнорируются в угоду политической целесообразности и прозелитической наглости униатов.
И у нас тут совершеннейшая шизофрения, где единство должен подать бог, с одной стороны, и с другой ― есть мыслепреступники, которые не любят Украину. Так бог или люди делают её единой?
Отмечаются спортивные (спортивные, Карл!) сайты, рисующие у себя отсылки на скандальную спортивную форму.
Кстати, я снова-таки что-то не припомню ни одного подобного «публичного акта» в исполнении значимых российских сайтов четвёртого ноября, например. Несложно и запутаться, в какой стране тотальная политизация, милитаризация, «темники», несвобода слова. Сложно с возрастом различать-то стало.
Отмечаются «сбитые лётчики» от политики, которые устраивают «круглые столы» с бессодержательно-крикливыми «резолюциями».
Короче говоря, даже такая мелочь, как один день в атмосфере украинского концлагеря, нуждается в целом талмуде только для систематизации и описания.
Но зачем мы это делали?
«Кончай её, Сэмэн!»
А затем, чтобы понять и лишний раз проиллюстрировать, до какой степени самоослепления и безумствования может дойти в патриотическом угаре любой или почти любой человек.
От рядовых обывателей, которые «просто нацепливают аватарку» или «просто прикрепляют ленточку», а на самом деле совсем чуть-чуть, но всё же помогают лагерным капо.
И до профессиональных «дискурсмонгеров», которые впрыскивают в общественное сознание отвратительный яд псевдопатриотизма, держа под этим наркотиком спящую совесть людей.
От отдельных людей ― неважно, офисного планктона или «учёных» с гирляндами званий и титулов, ― до целых организаций, институций и компаний.
И затем, чтобы лишний раз понять, что с этим бурлящим чаном всё равно придётся что-то делать. Самоиндуцирующийся психоз на территории Украины нарастает, используя для этого любые поводы и даже отсутствие оных. А уж такая благодарная тема, как «грядущее вторжение», срезонировав с «днем единства», и вовсе породила чудовищ спящего разума в количестве конвейерном.
И чтобы ещё раз проиллюстрировать, что освободиться из-под морока густопсового национализма (где, может быть, буквы «онал» сугубо лишние) приспособленец-мещанин не может. Технически не может. И можно сколько угодно улюлюкать, свистеть, смеяться, но это не спасёт ни детей этого мещанина, которые так или иначе превращаются в винтики пусть и гнилой, но военной машины, ни многих других людей.
И чтобы ещё раз озвучить, что весёлые картинки только внешне красивы и лишь по форме «только картинки». А на самом деле Юлиус Штрайхер был наказан вполне по делу.
И чтобы самим никогда не оказаться такими же. А для этого нужно делать дело. Строить мосты, писать книги, проектировать заводы, запускать ракеты, мечтать о космосе, доказывать теоремы, творить поэмы, а не «темно и вяло» репостить очередную благонамеренную глупость в социальных сетях.
Андреас-Алекс Кальтенберг,
специально для «Альтернативы»